Вопросы реализации в образовательных организациях электронного обучения и дистанционных технологий Кудимова Наталья, руководитель учебно- методического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативные правовые основания использования электронной формы учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела.
Advertisements

Нормативные правовые основания использования учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела развития образовательных.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
[1] [1] Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом.
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
Нормативно- правовая база дистанционного образования 2013 г.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Костенко Н.В., заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МКОУ ДПО ЦИМПО.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Сергеев Сергей ИВТ РАЗРАБОТАН федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Нормативная база внедрения электронного дневника. Методическое сопровождение образовательных организаций МСО Методист ГЦИ «Эгида» Жирнова Лариса Викторовна.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Транксрипт:

Вопросы реализации в образовательных организациях электронного обучения и дистанционных технологий Кудимова Наталья, руководитель учебно- методического центра «Азбука» 2015 г.

Траектория развития Национальная инициатива «Наша новая школа» Федеральный закон «Об образовании РФ» Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования Стандарт педагога

Наша новая школа Школы станут современными зданиями с медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями… Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции

Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации» Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ – 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности – 15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности: 3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ; 4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва Приказ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» – 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, (далее - организации) реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва 4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся 5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Реализация требований ФЗ Смешанное обучение Модель обучения «1 ученик : 1 компьютер» Системы управления учебным процессом Дистанционное обучение Облачные технологии Системы создания учебных курсов

Повышение квалификации Организационно- технические вопросы Контент Организационно- методические вопросы Среда электронного обучения Обслуживание техники Организация школьной сети Оборудование класса Электронный образовательный контент Создание медиатеки Электронные формы учебников Работа с родителями План создания Администрация школы Педагоги, библиотекари

Повышение квалификации Организационно- технические вопросы Контент Организационно- методические вопросы Среда электронного обучения Обслуживание техники Организация школьной сети Оборудование класса Электронный образовательный контент Создание медиатеки Электронные формы учебников Работа с родителями План развития Администрация школы Педагоги, библиотекари

Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации» Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы – 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации – 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

Приказ N 1047 Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» «В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме !

Требования к электронным учебникам – Структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу; ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме; ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника содержит: Педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника содержит: Педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника содержит: Средства контроля и самоконтроля. ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника содержит: Средства контроля и самоконтроля. ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника содержит: Средства контроля и самоконтроля. ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.2

Разновидности интерактивных заданий

Требования к электронным учебникам – Электронная форма учебника: Представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса; Может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств; Должна воспроизводиться на не менее двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное); Функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интранет; Реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода по ним; Поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме» ! Приказ Минобрнауки России от «о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» 17.3

Нормативно-правовое обеспечение использования электронной формы учебников Приказ Минобрнауки России 1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»» " Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: – не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; – не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Портфель ученика

ФГОС ООО требования к организации учебного процесса формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности размещения продуктов познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения

Информационно-образовательная среда современной школы ИОС Технологические средства Формы информационного взаимодействия Компетентность участников в вопросах использования ИКТ Службы поддержки применения ИКТ

Виды деятельности в ИОС школы Планирование образовательного процесса Размещение и сохранение материалов Фиксация хода и результатов образовательного процесса Взаимодействие между участниками образовательного процесса Доступ участников образовательного процесса к ИОР в сети Интернет Взаимодействие образовательного учреждения с социумом

Разновидности ЭОР В настоящее в сети Интернет представлен широкий спектр разнообразных по уровню сложности и качеству ЭОР, которые можно разделить на следующие категории: – ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – ЭОР Федерального центра информационных образовательных услуг;Федерального центра информационных образовательных услуг; – ЭОР, размещённые на сайтах сетевых сообществ, профильных издательств, на сайтах образовательной направленности; – ЭОР, разработанные педагогами на основе облачных сервисов сети Интернет. По способу использования ЭОР можно разделить на две группы: – ЭОР, доступные по прямой ссылке в сети Интернет в режиме онлайн; – ЭОР, которые необходимо скачать и установить на компьютер как обычное программное обеспечение. Для воспроизведения подобных ЭОР обычно требуется установка специального программного обеспечения (плеера).

Федеральный центр ИОР fcior.edu.ru

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Разновидность сетевых сервисов Виртуальные доски Графические редакторы Он-лайн презентации Документ-сервисы Работа с закладками Средства визуализации Блоги, визитки Ленты времени Тесты, опросники Он-лайн карты Дидактические материалы для уроков в игровой форме

Физика, 7 класс Тема урока «Сила давления и давление» В классе: Изучение нового материала. Можно воспользоваться ресурсами коллекции: school-collection.edu.ru

Химия, 8 класс «Обобщение темы Основные классы неорганических соединений» В классе (или дома): Работа с тренажерами Используем Learningapps.org

Химия, 8 класс «Обобщение темы Основные классы неорганических соединений» В классе (или дома): Работа с тренажерами Используем Learningapps.org

История, 8 класс «Война за независимость. Образование США» В классе (или дома): Работа с лентой времени Используем

Английский язык, 5 класс «Лондон – столица Великобритании» В классе (и дома): Работа с google-картой Используем google-maps

Английский язык, 5 класс «Диалоги» В классе (или дома): Создание комикса. Демонстрирующего тематические диалоги Используем toondoo.com

Литература, 5 класс «Фольклор» Дома: Используя визуальный словарик построить понятийное окружение к слову Фольклор Используем vslovar.ru

География В классе: Путешествия по стране и миру Используем

Кроссворды, ребусы Используем Фабрику кроссвордов:

Стандарт педагога Общепедагогический компонент – Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: Планирования и объективного анализа образовательного процесса. – Организации образовательного процесса: дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

Учебная ситуация Результат реализации требований

Учебная ситуация ЭФУ + ЭОР+LMS=ИОС ученика ИОС ученика Системы управления образовательным процессом ЭОР ЭФУ

Учебная ситуация Работа в группах Обсудить в группе проблемный вопрос Представить алгоритм его решения Обозначить проблемные места (если они есть) Попытаться найти варианты решения возможных трудностей Представить найденное решение всем участникам

Учебная ситуация Вопросы для обсуждения Группа 1: Какие условия (технические, кадровые) являются необходимыми и достаточными для реализации ЭО и ДТ в образовательной организации Группа 2: Каковы первые шаги по запуску проекта реализации ЭО и ДТ в образовательной организации Группа 3: Какую нормативно-правовую документации необходимо разработать и (или) изменить для реализации ЭО и ДТ в образовательных организациях

Учебная ситуация Вопросы для обсуждения Группа 4: Кто они, участники проекта по реализации ЭО и ДТ в образовательной организации? Каковы их роли в проекте? Группа 5: Какие формы реализации ЭО и ДТ в образовательной организации вы видите? Группа 6: Какие функциональные возможности платформы необходимы для реализации ЭО и ДТ в образовательной организации?

Учебная ситуация Вопросы для обсуждения Группа 7: Какие основные трудности (проблемы) при реализации в образовательной организации ЭО и ДТ вы видите? Каковы варианты их решения? Группа 8: Какие результаты вы ожидаете от использования в образовательном процессе ЭО и ДТ Группа 9: Какой мониторинг необходимо проводить при реализации ЭО и ДТ в образовательном процессе? Группа 10: Какой опыт использования ЭО и ДТ в образовательных организациях края?

Учебная ситуация Работа в группах

Основные проблемы при реализации ЭО и ДТ в образовательных организациях Нет системы для освоения учебных дисциплин в удаленном режиме, обеспечивающей аудио- и видео- связь обучающихся и педагога Нет единого доступа к электронным образовательным ресурсам для использования их в образовательном процессе Нет готовой технологии по отслеживанию в электронном дневнике результатов электронного и дистанционного обучения Нет стабильно работающей системы защиты персональных данных обучающихся, получающих образование удаленно У администрации и педагогов нет сформированных компетенций по организации и реализации электронного и дистанционного обучения

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать: Интеграцию с существующими информационными системами (электронными журналами, дневниками) Поддержку возможности использования ЭОР Федеральных коллекций Возможность автоматизированной публикации результатов оценки качества обучения, внесение и корректировку данных. Возможность адаптивного многопараметрического тестирования учащихся, фиксации сложных для понимания тем, формирования индивидуальных образовательных траекторий по результатам адаптивного тестирования. Управление правами доступа к просмотру результатов оценивания, в том числе просмотр обобщенных результатов для определенных групп учащихся Централизованное распространение электронного контента (учебников и книг). Обеспечение аудио и визуальной связи ученика и учителя Организацию взаимодействия в интерактивном режиме учителя с учениками Возможность получения консультаций как в онлайн, так и в офлайн режимах

Единая платформа для реализации требований ФЗ OpenEdx Hybinar Aggregion Доступ к электронному образовательному контенту Организация и проведение вебинаров Система для создания и ведения образовательных курсов

Основные компоненты решения Платформа организации онлайн-курсов с открытым исходным кодом «Open edX» Платформа цифровой защиты, дистрибуции и лицензирования электронного образовательного контента «Азбука» Программное обеспечение для организации онлайн-конференций и выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением «Hybinar» Информационная система, объединяющая в единую сеть ОУ и органы управления образования в пределах региона или муниципального образования «NetSchool» Электронные формы учебников, входящих в Федеральный перечень МОН РФ Учебные планы по образовательным программам Программы отдельных учебных предметов Комплекты ЭОР, обеспечивающих все виды работ в соответствии с программами учебных предметов, включая практикумы или практические пособия Средства контроля качества усвоения материала Методические рекомендации для обучающихся и преподавателей

Учебная ситуация СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!