А.А. ОСТАПЕНКО С ТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И АКСИОМАТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 2015
Ведь только общество с чёткими нравственными ориентирами, твёрдой духовной позицией и опорой способно к созданию и развитию гармоничного общества, способно к гармоничному технологическому прогрессу. Только такое общество может обратить достижения науки во благо, а не во вред человеку. Из выступления В.В. Путина на праздновании Дня знаний 1 сентября 2015 года.
Возврат к традиционным ценностям через импортозамещение как смена воспитательного вектора воспитание обязанностей или воспитание прав
Возврат к традиционным ценностям через импортозамещение как смена воспитательного вектора Мультикультурализм Толерантность Лидерство Конкурентность Потребительство Индивидуализм Уважение Дружба Забота Милосердие Даяние Коллективизм
«нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев» «Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм». декабрь 2010 года
«Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квази ценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением. Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперед год
Возврат к традиционным ценностям через импортозамещение как смена воспитательного вектора Уважение Дружба Коллективизм Солидарность Интернационализм Любовь Забота Милосердие Соборность Даяние Жертвенность Почитание старших Любовь к Отечеству
Возврат к традиционным ценностям через импортозамещение как смена воспитательного вектора «честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга» «вера справедливость солидарность достоинство державность»
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Современный национальный воспитательный идеал: « высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»
Нас это не устраивает: Воспитательная деятельность зачастую бесцельна для воспитанника. Это происходит либо по причине навязанности цели воспитаннику педагогом, либо по причине того, что цель педагога, взрослого сводится к тому, чтобы « занять », « заполнить » досуг, « охватить » какой-либо деятельностью. Отказ в последние 20 лет государства от идеологии в воспитании, на наш взгляд, привёл к потере идеалов, которые должны быть образцами для нравственных устремлений воспитанников. Произошло смещение понятия нормы добра и зла, и, увы, не в сторону добра. Установка на воспитание конкурентоспособного лидера почти заменила установку заботы и доминанты на другого, установка потребления заменила установку даяния. Это привело, с одной стороны, к инфантилизации общества, которую мы понимаем как утерю роста ответственности, а значит взросления, и, с другой стороны, к замене понятных установок любви, дружбы, заботы и уважения лукавой установкой толерантности и лояльности. Насаждаемая десятилетиями педагогика толерантности с её основным лозунгом « Мы все равны! » порождает, на наш взгляд, ложное понимание справедливости как равного отношения к разным людям. Абсолютное большинство воспитательных программ (а соответственно и средств, выделяемых на них) направлены на борьбу с пороками (наркоманией, преступностью и пр.), а не на поддержку добродетелей, на борьбу со злом, а не на возделывание добра. Акцент, на наш взгляд, должен преобладать не на фиксации результатов борьбы с пороками, а на фиксации результатов достижения добродетелей.
Педагогические аксиомы воспитательной работы 1. Целенаправленная деятельность есть условие наполненности жизни событийностью, бесцельная деятельность есть источник суеты или скуки. 2. Принятая душой и/или самостоятельно сформулированная цель (мечта, план) является обязательным условием стремления к её достижению, в то время как навязанная цель освобождает от ответственности за её достижение. 3. Возможности нравственного становления разных людей, разных коллективов различны и неравны, поэтому справедливыми являются разные отношения к разным людям, к разным коллективам. 4.Неодинаковость, неравенство возможностей исключает обязательную соревновательность (конкурентность), которая является источником страстей и не способствует нравственному становлению, как отдельного человека, так и коллектива. Добровольность участия воспитанника или коллектива в том или ином событии исключает или в максимальной степени снижает риск ухудшения отношений в коллективе школы, так как возможный неуспех не является в таком случае объектом оценки. При этом любой общественно значимый успех должен быть замечен, положительно оценён, отмечен и признан школьным сообществом. 5. Нравственное становление человека происходит в условиях даяния (а не потребления) другому, в условиях «доминанты на другого» (А.А. Ухтомский). Следовательно «ведущий вид деятельности» воспитанника, дающий нравственный рост – это забота о другом. «Что отдал, то и твоё» (прп. Максим Исповедник).
Спасибо за внимание!