ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.
Advertisements

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Возрастная психология это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
Обучаемость - важнейшая характеристкика субъектов учебной деятельности.
1. Пренатальный ( внутриутробный ) период – 266 дней. 2. Детство – от рождения до 12 лет. 3. Отрочество и юность до – 20 лет. 4. Зрелость - от 20 до 60.
Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Житейский смысл понятия психология: оно употребляется для описания.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Одаренность Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общие вопросы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения Предмет и содержание возрастной психологии Предмет и содержание возрастной психологии Проблемы современной возрастной психологии Проблемы современной возрастной психологии Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками Основные понятия возрастной психологии Основные понятия возрастной психологии Принципы и закономерности развития Принципы и закономерности развития Основные методы возрастной психологии Основные методы возрастной психологии

Парадоксы детского развития

ПАРАДОКСЫ РАЗВИТИЯ От беспомощности человека в начале онтогенеза к могуществу в зрелости. От беспомощности человека в начале онтогенеза к могуществу в зрелости. Стабильность ЦНС и прогресс психического развития Стабильность ЦНС и прогресс психического развития Проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий Проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий Гетерохронность, или неравномерность развития Гетерохронность, или неравномерность развития Влияние депривации на психическое развитие Влияние депривации на психическое развитие

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предмет психологии развития и возрастной психологии Предмет – закономерности психического Предмет – закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти (от начала до завершения жизненного цикла). Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти (от начала до завершения жизненного цикла).

Составляющие предмета возрастной психологии изменения количественные эволюционные качественные

Понятие возраста Хронологический психологический биологический умственный

Задачи Раскрытие законов развития Раскрытие законов развития Что является движущей силой развития Что является движущей силой развития Какие факторы влияют на развитие? Какие факторы влияют на развитие? Чем отличаются возрастные периоды? Чем отличаются возрастные периоды? Чем отличается нормальное развитие от аномального? Чем отличается нормальное развитие от аномального? Можно ли повлиять на психическое развитие, если можно, то каким образом? Можно ли повлиять на психическое развитие, если можно, то каким образом?

Проблемы современной возрастной психологии Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Две парадигмы развития: «лестница» и «соты»

РОСТ, РАЗВИТИЕ, СОЗРЕВАНИЕ РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры. РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры. СОЗРЕВАНИЕ – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. СОЗРЕВАНИЕ – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. РОСТ – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма. РОСТ – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ Качественные изменения объекта Качественные изменения объекта Необратимость развития на основе преемственности изменений. Необратимость развития на основе преемственности изменений. Специфический объект развития Специфический объект развития Структура развития - объект и условия развития Структура развития - объект и условия развития Направленность развития – прогрессивное и регрессивное Направленность развития – прогрессивное и регрессивное Источник развития –внутреннее противоречие Источник развития –внутреннее противоречие Форма развития – эволюционная и скачкообразная (кризисы) Форма развития – эволюционная и скачкообразная (кризисы) Стадиальность развития Стадиальность развития

Принципы развития принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы; принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры; принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры; принцип цельности, как критерий развития функции. принцип цельности, как критерий развития функции.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Развитие характеризуется Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохромностью; неравномерностью и гетерохромностью; Развитие характеризуется неустойчивостью; Развитие характеризуется неустойчивостью; В процессе развития существуют сенситивные периоды; В процессе развития существуют сенситивные периоды; Развитие характеризует кумулятивность; Развитие характеризует кумулятивность; Развитие характеризуется дивергенцией и конвергенцией. Развитие характеризуется дивергенцией и конвергенцией.

- Неравномерность - это неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. - Неравномерность - это неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Гетерохромность разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов. Гетерохромность разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов.

Сенситивный период - наиболее благоприятный для развития психических функций. Ограничен во времени. Если сенситивный период упущен в дальнейшем психические функции, развиваются трудно.

Дивергентность развития - многообразие, проявляющееся в ходе развития признаков и свойств действительности и способов развития на основе их дальнейшего постоянного расхождения. Конвергенция развития - сходство, сближение, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов.

Кумулятивность – чтобы результат развития каждой предшествующей стадии, включался в последующие определённым образом, трансформируется подготовка и качественное преобразование психики.

Кризисы развития Кризис - означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Основные разделы ВП Детская психология: Детская психология: -младенческий возраст (от рождения до 1 года), -младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 до 3 лет), ранний возраст (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст ( лет), дошкольный возраст ( лет), младший школьный возраст ( лет). младший школьный возраст ( лет). 2. Подростковая и юношеская психология: 2. Подростковая и юношеская психология: - младший подростковый возраст ( лет), - младший подростковый возраст ( лет), - старший подростковый возраст ( ранняя юность, лет) - старший подростковый возраст ( ранняя юность, лет) юность (17-19 лет). юность (17-19 лет). 3. Психология зрелости - молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. 3. Психология зрелости - молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. 4. Психология старения и старости - пожилой возраст, старость и долгожительство. 4. Психология старения и старости - пожилой возраст, старость и долгожительство.

Связь возрастной психологии с другими науками Общая психология Социальная психология Дифференциальная психология Психология человека

Основные методы возрастной психологии 1.организационные. 1.организационные лонгитюдиальный - метод продольных срезов; 1.1. лонгитюдиальный - метод продольных срезов; 1.2. метод поперечных возрастных срезов; 1.2. метод поперечных возрастных срезов; 1.3.комплексный. 1.3.комплексный.

эмпирические. эмпирические. обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже. обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже. экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; беседа, интервью, анкетирование и др.; беседа, интервью, анкетирование и др.; психодиагностический; психодиагностический; биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); тесты. тесты.

интерпретационные: интерпретационные: генетическое описание (в смысле генеза - развития); генетическое описание (в смысле генеза - развития); структурное описание (как результат поперечного среза). структурное описание (как результат поперечного среза).

методы обработки данных. методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.