РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ Типы рыночных структур характеризуют уровень конкуренции, преобладающей на рынке. Критерии классификации рынков по типу рыночных структур.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельная работа по дисциплине «Экономика» на тему «Совершенная конкуренция»
Advertisements

К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
ТЕМА УРОКА: Конкуренция и модели современного рынка.
Конкуренция и модели современного рынка Презентация по экономике 10 класс. Учитель истории, экономики МОУ СОШ 36 г. Калининграда Василёнок Виктории Владимировны.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
Типы рыночных структур Урок экономики 10 класс Учитель Якимова Т.В. МАОУ СОШ 1 п.Забайкальск.
Конкуренция и монополия. Цели и задачи урока: 1.Изучить понятие «конкуренции». 2. Рассмотреть формы конкуренции. 3. Изучить понятие «монополия». 4. Изучить.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
Преподаватель Фролова О.И. Тема: Конкуренция Цель: Познакомиться с понятием «конкуренция» и её видами. Выявить типы рыночных ситуаций при несовершенной.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Микро- Экономика рынки монополистической и совершенной конкуренции Адахамова Н.У ММ-20.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Презентация студента группы 2 А Солоухина Кирилла.
РЫНОК: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РЫНОК КАК РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ТОВАРНОГО ОБМЕНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОТДЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЫНКОВ, А ЗНАЧИТ,
1. Понятие конкуренция 2. Виды конкуренций 3. Значение конкуренции в экономике ТЕМА: КОНКУРЕНЦИЯ.
Транксрипт:

РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ Типы рыночных структур характеризуют уровень конкуренции, преобладающей на рынке. Критерии классификации рынков по типу рыночных структур - количество фирм на рынке - характер производимой продукции - наличие барьеров на пути вхождения в рынок - возможность отдельных фирм влиять на рыночные цены Типы рыночных структур Олигополия Монополистическая конкуренция Монополия Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Совершенная конкуренция (идеальная экономическая модель) - большое количество независимых небольших фирм - большое количество мелких независимых потребителей - предлагаемая на рынке продукция однородна - ценовой характер конкуренции - фирмы могут свободно уйти и вернуться на рынок - свободное движение факторов производства - производители и потребители получают всю информацию о рынке Фирмы воспринимают сложившиеся на рынке цены как заданные, не зависящие от них. Поэтому фирмы, действующие на рынке с совершенной конкуренцией, называют PRICE TAKERS. Примеры рынков с совершенной конкуренцией : мелкое бытовое обслуживание, мелкие фирмы, оптовая продажа рыбы.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Несовершенная конкуренция Конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; При несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят, количество фирм меньше, чем при совершенной конкуренции, при вхождении на рынок существуют разного рода препятствия. При несовершенной конкуренции производитель может позволить себе повысить цену, полагаясь на лояльность покупателей и не учитывая реакцию конкурентов на свои действия. Отклонения от совершенной конкуренции могут достигаться в результате индивидуальных или совместных действий. Используя совершенную конкуренцию в качестве отправной точки, экономисты анализируют специфические формы несовершенной конкуренции, чтобы понять реально существующую неэффективность, такую как масштабная безработица или чрезмерная неустойчивость финансовых рынков. Основные виды несовершенной конкуренции : олигополия, монополистическая конкуренция.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Монополистическая конкуренция тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Основные черты : – как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. выбирает подходящую цену и объем выпуска. Такую фирму называют PRICE SEARCHER ( «искателем» цены); – как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; – отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; – экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку). При несовершенной конкуренции производитель может позволить себе повысить цену, полагаясь на лояльность покупателей и не учитывая реакцию конкурентов на свои действия.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Олигополия - небольшое количество крупных фирм - большое количество независимых потребителей - выбор потребителя ограничен небольшим число присутствующих на рынке производителей - предлагаемая на рынке продукция может быть как однородной, так и взаимозаменяемой (т.е. разной, но удовлетворяющей одну и ту же потребность). - в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция. - конкуренция не столь велика, как при большом количестве фирм, существенное место в ней занимают неценовые компоненты. Конкуренты соревнуются не столько в ценах, сколько в попытках показать исключительные достоинства своей продукции потребителю. - фирмы не могут свободно уйти и вернуться на рынок Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Примеры олигопольных рынков : производство автомобилей, шин, удобрений, выплавка металла

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Монополия - единственный продавец - выбор потребителя ограничен - предлагаемая на рынке продукция не имеет близких аналогов - конкуренции практически нет - назначает цену, исходя из собственных интересов, учитывая эффект масштабов производства. Поэтому такие фирмы называют PRICE MAKERS - высокие барьеры, препятствующие вхождению на рынок (юридические, политические, экономические) Примеры монопольных рынков : обычно предприятия общественного пользования (электрические, газовые, телефонные компании, метро, железные дороги), сырьевые.

Частичный ОграниченнаяВысокие Стандартная или дифференцированная Небольшое Олигополия Существуют Ограниченная Незначител ьный Монополисти- ческая конкуренция Довольно большое Дифференци- рованная, но не полностью взаимозаменяемая ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Нет ПолнаяНет Однородная, стандартная Очень большое Совершенная конкуренция Полный Почти недоступна Очень высокие Уникальная Одна Монополия Контроль над ценами Доступность экономической информации Рыночные барьеры Характер продукции Количество фирм Тип структуры