Тема: Тема: Три возраста жизни Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области МХК. 7 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
Проверка домашнего задания. 1. Назовите главные признаки эпохи Возрождения. 2. Какой человек является главной темой произведений эпохи Возрождения? 3. Что главное в творчестве Тициана? 4. В чем особенность картин Сальвадора Дали? 5. Какова тема произведений Эдварда Мунке?
Если человек появился во вселенной, значит, он нужен, его появление предопределено и имеет ценность. Безусловная ценность человеческой жизни и ее течение неоспорима. Время течет, люди живут и умирают... И каждому поколению кажется, именно оно переживает годы, насыщенные испытаниями на прочность и ударами судьбы.
Символическое воплощение темы жизни человека показано в картинах художников Возрождения: Джорджоне «Три возраста мужчины» и Д.Гирландайо «Старик и мальчик». Джорджоне ( ). Автопортрет. ок г. Д.Гирланда́йо ( ). Автопортрет. Вторая пол. XV в.
В картине «Три возраста мужчины» («Урок пения») Джорджоне чувствуется философский подход к содержанию. Изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), воспринимаются как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Джорджоне. Три возраста мужчины г. 62x77,5 см
В «Портрете старика с внуком» Д.Гирландайо, стремился к реалистично- правдивому изображению своих моделей. Портрет привлекает одновременно различием и схожестью старика и ребёнка. Трогателен образ мальчика прильнувшего к деду в надежде найти то ли защиту, то ли ответ на какой-то мучающий его вопрос. Работу отличают исключительная человечность и ясность композиции. Д.Гирландайо. Портрет старика с внуком. Ок.1490 г. 62.7×46.3 см
В историю мировой живописи нидерландский художник Рембрандт ( ) вошел и как блестящий мастер автопортрета. В ста (!) автопортретах история его жизни, биография души, исповедь художника. В ранних произведениях мы видим то простодушного паренька с мельницы, то светского кавалера и озорного гуляку. Автопортрет 1629 г. Автопортрет 1628 г. Автопортрет 1629 г.
В годах художник изображает себя в образе тех благородных господ, для которых теперь работал. Перед нами авторитетный человек, демонстрирующий видное положение в обществе. Автопортрет 1632 г. Автопортрет 1633 г. Автопортрет 1635 г.
Но с годами безудержное веселье молодости утихает. Теперь всё чаще можно видеть художника за работой. На нём нет богатых одежд, на голове платок или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, проницательные глаза обращены к зрителям... Автопортрет 1658 г. Автопортрет 1661 г.
На одном из последних автопортретов художник изобразил себя со смиренным и грустным выражением лица. На последнем автопортрете беззубое старческое лицо, перекошенное гримасой смеха. Он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь...» Автопортрет 1669 г.
Счастливая пора детства Создавая поэтический образ юноши-подростка «Портрет мальчика», художник опасался упустить мельчайшую подробность облика. Уверенный, но ещё по-детски мальчишеский взгляд, тонко очерченный лоб, нос, глаза, подбородок... Это единственный в мировом искусстве портрет ребенка, в котором детские «губки домиком» так хорошо показаны! Пинтуриккьо. Портрет мальчика. ок.1500 г. 35×28 см
Детские образы отчетливо показаны в творчестве русских художников: Н.И.Аргунов «Портрет Ивана Якимова в костюме Амура», А.Г.Венецианов «Спящий пастушок», И.Е.Репин «Стрекоза», В.А.Серов «Мика Морозов». Н.И.Аргунов. Портрет Ивана Якимова в костюме Амура г. 142 х 98 см И.Е.Репин. Стрекоза г. 111 х 84,4 см А.Г.Венецианов. Спящий пастушок гг. 27,5x36,5 см.
В.А.Серов - мастер детского портрета. В целой галерее выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик. На портрете Мике Морозову 4 года. Портрет Мики Морозова производит сильное впечатление. В.АСеров. Мика Морозов г. 62,3 х 70,6
Годы зрелости и образы одухотворенной личности показаны в произведениях Г.Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского» и Тициана «Портрет Ипполито Риминальди». Дух благородной сдержанности характерен для "Портрета Эразма Роттердамского" Г.Гольбейна. Годы зрелости и порыв творческого вдохновения Г.Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского г. 76×51 см
На «Портрете Ипполито Риминальди» Тициана только лицо, почти анфас, выделяется очень светлым пятном. Молодой мужчина целиком ушел в свои печальные мысли, и ничто не нарушает его глубокой душевной сосредоточенности. Напряженный «взгляд в себя» свидетельствует о трагическом разладе души и мучительных поисках собственного «я». Тициан. Портрет Ипполито Риминальди г. 111×93 см
Мудрая старость «Портрет матери» А. Дюрера – горький и мужественный рассказ художника. Дюрер написал этот портрет незадолго до смерти матери, ей 63 года. Сыновья любовь соседствует здесь с правдивостью художника. Портрет производит сильное впечатление. Трудно найти другой портрет, преисполненный столь острого противоборства жизни и смерти. Дюрер. Портрет матери г. 42,1 х 30,3 см
Долгая жизнь, полная лишений и тревог, показана в картинах Рембрандта «Портрет жены брата» и «Портрет старика в красном». В «Портрете жены брата» мы видим глубину проникновения во внутренний мир героев, мастерство отражения всей человеческой жизни. Старость как достойное завершение жизни. Рембрандт. Портрет жены брата г. 74 х 63 см
Рембрандт. Портрет старика в красном. Ок гг. 108 х 86 см. «Портрет старика в красном» один из лучших среди портретов 1650-х гг. Человек прошел долгий и нелегкий жизненный путь. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь судьбы многих людей, целых поколений. Лицо старика представляется живым, изменчивым, как бы излучающим свет неподвижной застылости.
В.Д.Поленов. Бабушкин сад г.54,7×65 см Контрастность образов и вечной темы нового со старым показаны в картине В.Поленова «Бабушкин сад». Художник создает атмосферу запущенного, но прекрасного дворянского гнезда позапрошлого столетия. Старое отживает, и ему на смену приходит новая поросль. Контрастность образов и вечной темы нового со старым показаны в картине В.Поленова «Бабушкин сад». Художник создает атмосферу запущенного, но прекрасного дворянского гнезда позапрошлого столетия. Старое отживает, и ему на смену приходит новая поросль.
Вопрос ценности человеческой жизни - это метафизический вопрос. Жизнь становится ценной, когда делаешь добро другим и ближним. Стержнем человеческой жизни может стать желание искренне и бескорыстно дарить добро и свет всему, что окружает нас.
Закрепление материала. 1. Назвать три возраста жизни. 2. В картинах каких художников Возрождения показаны три возраста жизни? 3. Назвать художника – мастера автопортрета. 4. Назвать русских художников, запечатлевших детство. 5. Какой портрет Дюрера изображает мудрую старость? 6. Кто автор картины « Портрет старика в красном»? 7. В чем же ценность жизни?
Литература. 1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа год. 3. Википедия – %D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0 %D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0 %D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0 %D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B html