Тема урока Категория «сбалансированное развитие», ее эволюция. Важнейшие балансы в сфере природопользования. Достижение пропорций между природно-ресурсным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Понятие «неистощающее природопользование». Достижение баланса между основными сферами хозяйственной деятельности. Практическая работа 5 «Существующая.
Advertisements

ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Введение в предмет. Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Методическая разработка по географии (10 класс) по теме: Взаимодействие общества и природы
На тему реферата:«Минеральные ресурсы Ярославской области, их экономическое значение»
Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?
8 класс Экология – наука об охране природы ФАКТ 1: «Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн вещества и материалов.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ -понятие природные ресурсы -исчерпаемые природные ресурсы -неисчерпаемые природные ресурсы -охрана природных ресурсов.
Введение Экологические основы природопользования Природопользование –это такой вид отношений общества и природы, при котором происходит процесс извлечения.
Взаимодействие общества и природы. Урок обществознания в 6 классе. Учитель МБОУ «АСОШ 2» Нурмихаметова И.И.
Презентация к уроку по технологии (11 класс) по теме: Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Гру Харлем Брундтланд в 1987 г. возглавляла Всемирную комиссию ООН по окружающей среде и развитию.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Оценка природно - ресурсного потенциала России и необходимость рационального природопользования. Мареева Алина и Романчук Марина 8 Б класс.
Экологический кризис.. Экологический кризис – нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходит быстрое изменение.
Экологические и экономические проблемы. Подготовили студенты гр : Захаров Никита, Мертешев Никита, Алена Озерова, Алена кузнецова, Дарья Платонова,
Мировые природные ресурсы Бичевина А.А.. Мировые природные ресурсы Географической средой называется та часть природы, с которой человеческое общество.
«Человек и природа: сегодня и завтра» Глобальные изменения в биосфере.
Тема «Экология как наука об окружающей среде. Предмет, объект, задачи и методы экологии.» Вопросы: 1.Экология как наука 2.Эволюция экологии 3.Что исследует.
Наш дом - Земля Окружающая среда Четыре столпа его фундамента: население природные ресурсы среда экономическое и социальное развитие Неравномерный рост.
Транксрипт:

Тема урока Категория «сбалансированное развитие», ее эволюция. Важнейшие балансы в сфере природопользования. Достижение пропорций между природно-ресурсным потенциалом и особенностями его использования

Цель: раскрыть понятие «сбалансированное развитие», рассмотреть важнейшие балансы в сфере природопользования и пути достижения пропорций между природно-ресурсным потенциалом и особенностями его использования; формировать умение и навыки работы с дополнительным материалом; совершенствовать умения применять теоретические знания на практике.

Беседа (Рост, размножение, развитие, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, наследственность, изменчивость, саморегуляция.)

Беседа (Развитие – это специфический процесс изменения, результатом которого является возникновение качественно нового, то есть поступательный процесс восхождения о низшего к высшему, от простого к сложному.)

Беседа (Саморегуляция природной системы – это свойство природной системы к восстановлению внутренних параметров и структур после каких-либо природных или антропогенных изменений.)

Природные процессы на Земле способны к саморегуляции, и это позволяет природе самовосстанавливаться. Агрессивная и нерациональная человеческая деятельность может нарушить баланс природных процессов и послужить причиной необратимых изменений в экосистемах. Чтение текста «Остров Пасхи» Мастер-класс «Экология 11» стр. 138

Остров Пасхи

Изучение нового материала 1. Категория «сбалансированное развитие», ее эволюция Сбалансированное развитие - это развитие, позволяющее на долгосрочной основе обеспечить стабильный экономический рост, который не приводит к деградационным изменениям в окружающей природной среде; выход на уровень устойчивого развития рассчитан на удовлетворение нужд как современного, так и будущих поколений. Сбалансированное (постоянное) развитие означает использование ресурсов таким образом, который позволяет им полностью восстановиться, предоставляя возможность будущим поколениям доступ к тем же ресурсам, которыми пользуемся мы. Т.е. передача потомкам нашего мира в том состоянии, в котором мы его унаследовали от предков.

Задание 1. Сформулируйте свое определение термина «сбалансированное развитие», используя и обсуждая следующие утверждения: Общее кол-во выловленной рыбы не должно превышать возможности обновления природных рыбных запасов. Кол-во воды, добытой из подземных горизонтов, не должно превышать объемы их питания. Эрозия почв не должна превышать естественную скорость образования новой почвы. Кол-во срубленных деревьев не должно превышать кол- во посаженных. Растительные и животные виды не должны уничтожаться быстрее, чем появляться.

Вывод: Постоянным или сбалансированным развитием называется такое хозяйствование, при котором условия для существования и деятельности следующих поколений остаются не ухудшенными. Для сбалансированного развития пригодны только безотходные технологические системы, которые являются самоокупающимися и не требуют внешнего финансирования.

Работа с дополнительным информационным материалом Проработать материал Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, 1992 г. Чтение текста стр. 140 Мастер-класс «Экология 11» Обсуждение основных принципов сбалансированного развития

Изучение нового материала 2. Важнейшие балансы в сфере природопользования

Термин «природопользование» – это из наиболее распространенных в современной литературе. Под ним понимают совокупность влияния человека на географическую оболочку Земли, т.е. имеется в виду совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мероприятий по его сохранению. Здесь выделяют три аспекта: а) добычу и переработку природных ресурсов и их воспроизводство; б) использование и охрану природной среды; в) восстановление экологического равновесия природных систем. Рассказ учителя стр Мастер-класс «Экология 11»

Задание для учащихся Приведите примеры балансов в сфере природопользования Приведите примеры нарушения балансов в сфере природопользования (Строительство дорог, зданий должно сопровождаться соответствующим ростом зеленых насаждений – чтобы не ухудшать состояние окружающей среды. Рост производства зерна не должен сопровождаться истощением или ухудшением качества почвы.) Игра «Яблоко» стр. 142 Мастер-класс «Экология 11»

Изучение нового материала 3. Достижение пропорций между природно-ресурсным потенциалом и особенностями его использования Интерактивная технология «Кресло автора» Доклад учащегося на тему «Пропорциональность природно-ресурсного потенциала и особенностями его использования» (Материал на стр. 143 Мастер-класс «Экология 11»)

Обобщение и систематизация знаний 1) Экологическая задачка Сегодня пригодных для сельского хозяйства природных земель на планете осталось 2, 5 млрд. га. За последнее столетие из-за эрозии почв в мире было выведено из оборота 23% плодородных земель. Определите, за какое время человечество потеряет пригодные для использования земли, если не изменит тактику и стратегию природопользования. Решение: 2,5 млрд. га. – 100%, 23% - ? (0,1 млрд. га. за 100 лет) 2,5 : 0,1 = 25 Ответ: через 2500 лет человечество останется без плодородных земель

Обобщение и систематизация знаний 2) Метод «Пресс» Обсудите и объясните известную английскую поговорку в контексте сбалансированного развития: «Искал гвоздь – потерял ботинок; искал ботинок – потерял коня; искал коня – и сам исчез; искали наездника – проиграли битву; проиграли битву – потеряли королевство; и все из-за потерянного гвоздя»…

Обобщение и систематизация знаний 3) Экологическое упражнение «Принятие мер» Осенью или весной вы заметили, как работники с/х сжигают стерню возле леса или лугов. Что вы сделаете? Остановитесь, объясните им, что сжигание стерни отрицательно влияет на почву и может вызвать пожар в соседнем лесу или посадке, что уничтожит все живое и нарушит естественный баланс; Позвоните по телефону в милицию или пожарную охрану; Позвоните по телефону в районную администрацию, с/с; Придете в негодование, возмутитесь и ничего не сделаете; Сделаете что-либо другое (объясните).

Подведение итогов урока Чему я научился на уроке? Что было самым интересным и почему? Какое задание показалось самым интересным, а какое вызвало затруднения?

Домашнее задание Выучить § 13 Выполнить задание в тетради стр Написать мини-сочинение на тему: «Что мы охраняем – природу или собственную жизнь?» (стр. 145 Мастер-класс)