ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ Ускова Ирина Владимировна, научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ФГНУ ИСМО РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Advertisements

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Организация проведения итогового сочинения ( изложения )
Методическое обеспечение итогового сочинения в учебном году Методическое обеспечение итогового сочинения в 2014–2015 учебном году.
О сочинении в учебном году Нормативные документы.
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Дополнение.
Сочинение в 11 классе (декабрь 2014 г.) (промежуточная аттестация) Эта итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развернутое,
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Сочинение по литературе 2015 МКОУ «ИГАЛИНСКАЯ СОШ»
Транксрипт:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ Ускова Ирина Владимировна, научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ФГНУ ИСМО РАО

Введение итогового сочинения в учебном году Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от г ноября 2013 г. министр образования и науки Д. Ливанов утвердил сочинение как « новую форму промежуточной аттестации, которая станет допуском к ЕГЭ ».

Цели проведения итогового сочинения проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью ; формирование самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. ! Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника.

Время написания – 3 часа 55 минут ( для детей с ОВЗ время может быть увеличено на 1,5 часа ). Апробация – 20 ноября 2014 года. Дата написания сочинения – 3 декабря 2014 года. Сочинение выпускники пишут в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором. Для каждого часового пояса разрабатывается свой комплект тем в рамках утверждённых направлений. Возможность повторной пересдачи – первая среда февраля и мая 2015 года, если по уважительной причине выпускник не смог написать сочинение в основной срок или получил « незачёт ». Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения под председательством президента Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталии Солженицыной НАПРАВЛЕНИЯ 1. « Недаром помнит вся Россия …» (200- летний юбилей М. Ю. Лермонтова ) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений : вместе и врозь 5. Чем люди живы ?

АПРОБАЦИЯ (20 ноября 2014 года ) " Так как у нас сочинение проводится в таком формате в первый раз, то мы специально, чтобы отработать технологию организации сочинения, 20 ноября организуем апробацию проведения сочинения. Для его проведения регионы должны до 10 ноября разработать самостоятельно темы по тем направлениям, о которых уже говорилось, и определиться со школами, в которых будет проведена апробация. Мы рекомендуем, чтобы было задействовано не менее 30% школ.» Кравцов С. С., руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ТЕМЫ ( Москва и Московская область ) 004. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу ? ( По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова ) 018. Можно ли обойтись без книг ? 030. Почему важно уметь сострадать другому ? Примечание : В комплект тем для апробации итогового сочинения включены 3 темы : первая соответствует открытому тематическому направлению « Недаром помнит вся Россия …», две другие даны вне открытых тематических направлений, но их формулировки соответствуют принятым подходам.

Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению ( параметры оценки ), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе. Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение - рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов ( в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные ), то за такую работу ставится « незачёт ». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору ( количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал ). Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности ( разрешается пользоваться орфографическим словарём ). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерий 1 " Соответствие теме ". Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия ( например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.). « Незачет » ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Под коммуникативным замыслом понимается такое авторское намерение, которое связано с продумыванием всего хода рассуждения в будущем произведении, которое включает следующие компоненты : изложить, объяснить, аргументировать свою позицию.

Критерий 2 « Аргументация. Привлечение литературного материала » Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал ( художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества ( за исключением малых жанров ), другие литературные источники ) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала ; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста : от элементов смыслового анализа ( например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. « Незачёт » ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий 3 « Композиция и логика рассуждения » Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. « Незачёт » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно - доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется « зачёт ».

Критерий 4 « Качество письменной речи » Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. « Незачёт » ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется « зачёт ».

Сочинение на тему « Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути ?» Каждый человек мечтает. Мечта о светлом будущем помогает идти вперёд. Мечты ведут нас по жизненному пути. Ради осуществления желаний человек готов пожертвовать своей жизнью. Мечта помогает двигаться вперед. В романе В. Каверна « Два капитана » есть несколько главных персонажей. Герой, капитан Татаринов, мечтал достичь Северного полюса. Это желание вело его на протяжении всего жизненного пути. Татаринов испытал много трудностей, но, все - таки, смог приблизиться к своей мечте, пожертвовав собственной жизнью. Другой герой – Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути. Желание Григорьева двигало его вперед. Мечту Александра можно назвать чистой и светлой, ведь он стремился установить справедливость и найти пропавшую экспедицию. Судьба Татаринова тронула его до глубины души. Предательство близкого друга – вот одна из причин смерти пропавшей экспедиции. Установление справедливости – цель великой, благородной и светлой мечты. Критерий К 4 ( Качество речи ) - ЗАЧЁТ

Критерий 5 « Грамотность » Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. « Незачёт » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).

ЗАЧЁТ / НЕЗАЧЁТ Для получения « зачёта » за итоговое сочинение необходимо получить « зачёт » по критериям 1 и 2 ( выставление « незачёта » по одному из этих критериев автоматически ведёт к « незачёту » за работу в целом ), а также дополнительно « зачёт » хотя бы по одному из других критериев ( 3- 5).

3 декабря 2014 года итоговое сочинение ( изложение ) писали более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России. 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года - дополнительные сроки проведения итогового сочинения ( изложения ) для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, и для обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение ( изложение ) или не завершившие его выполнение по уважительным причинам.

В. В. Путин : « Обеспечить начиная с учебного года учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приёме в образовательные организации высшего образования »

Параметры оценивания итогового сочинения в вузе К 1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия ( например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и / или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0 К 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала ; показывает разный уровень его осмысления : от элементов смыслового анализа ( например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания. Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала ( ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т. п.) 2 Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения ; и / или ограничивается только пересказом художественного произведения ; и / или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и / или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

К 3. Композиция и логика рассуждения Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и / или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и / или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно - доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0 К 4. Качество письменной речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

Параметры оценивания итогового сочинения в вузе К 5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы ( в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и / или творческого, нестандартного подхода, и / или оригинальности стиля. 0 К 6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 Допущено 5 и более речевых ошибок. 0 К 7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущено 4-5 орфографических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

К 8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2 Допущено 4-5 пунктуационных ошибок. 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0 К 9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок. 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0 К 10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 1 Допущены фактические ошибки в фоновом материале ( одна и более ). 0 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20 Отметка по десятибалльной системе Первичный балл

Спасибо за внимание !