Бычков М. А., к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-политические науки» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Отличительной чертой развития образовательной среды является активная реализация принципа государственно-общественного управления образованием. Основная задача, поставленная в этой связи – повышение открытости образовательной среды, привлечение общественности к решению проблем образования: содержательных и материально-финансовых.
Целью системы государственно-общественного управления образовательной организацией является постановка проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширение коллегиальных, демократических форм управления, воплощение в жизнь государственно- общественных принципов управления; развития социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.
Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи: уточнение миссии образовательной организации в социуме; распространение эффективных моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и общественной экспертизы; развитие системы подготовки всех категорий общественных управляющих – членов органов государственно-общественного управления;
увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно- общественного управления, реализации мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образовательной организацией; формирование экономических механизмов для инвестиционной привлекательности школы;
обеспечение эффективного взаимодействия различных уровней и форм общественного участия в управлении; развитие сетевого взаимодействия участников государственно-общественного управления; формирование саморегулируемого объединения участников государственно-общественного управления; внедрение технологии проектного менеджмента в управленческую деятельность.
Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ); Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
Указ Президента от «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.; Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 г.; Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от Пр-271; План действий по модернизации общего образования на гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации р; Письмо МО РФ от г. «Об активизации государственно-общественного управления образовательным учреждением»;
Письмо МО РФ от «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов образовательных учреждений»; Устав образовательной организации; Локальные акты образовательной организации.
открытость – вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; равноправие – все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; выборность – в соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
демократичность – предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса; законность – необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам; целесообразность – деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
представительство – первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; гуманность – органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; коллегиальность и персональность – коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;
совет и согласие – перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления; распределение полномочий – четко распределены властные полномочия и ответственность между всеми органами школьного самоуправления; отчетность – все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.
привлечение в образовательную организацию дополнительных ресурсов; обеспечение материально-технического развития образовательной организации; удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса; развитие культуры управления (менеджмента) в образовательной организации; расширение социального партнерства;
рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении школой, помощи образовательной организации; принятие (повышение) ответственности общественности в отношении школы; рост доверия общества к школе, результатам ее деятельности, улучшение имиджа школы; рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;
обеспечение защиты образовательной организации; повышение открытости системы образовательной организации для преодоления корпоративно- профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности; реализация права субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательной организацией.
соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления; реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; приоритетность качества образования и жизни обучающихся для систем управления образованием; добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательной организацией; принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;
участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательной организации; сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой; открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательной организацией; контроль над соблюдением прав участников образовательного процесса.
1. Управляющий совет. 2. Наблюдательный совет. 3. Попечительский совет. 4. Родительский комитет. 5. Педагогический совет. 6. Общее собрание работников организации.
Вариативные формы государственно- общественного управления определяют: выявленные возможности и ресурсные дефициты образовательной организации; потенциальные формы участия общественности в управлении образованием; условия для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательной организации.
В практике осуществления государственно- общественного управления на уровне общеобразовательной организации сформировалась интегральная модель – управляющий совет. Все остальные реализуемые на практике формы самоуправления и коллегиального управления являются в теоретическом плане частными случаями управляющего совета, а в практическом, организационно-управленческом плане – являются формами реализации отдельных сторон, свойств, функций и признаков управляющего совета.
стратегические цели, направления и приоритеты развития общеобразовательной организации; программу развития образовательной организации, включая стратегию развития образовательных программ и технологий; ежегодный публичный доклад образовательной организации; стимулирующей части фонда оплаты труда работников и административно-локальный акт о порядке и критериях распределения правленческого персонала образовательной организации;
требования к одежде обучающегося в соответствии с законодательством субъекта РФ; локальные правовые акты организации, регламентирующие организацию деятельности управляющего совета.
режим работы образовательной организации; план мероприятий создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации; образовательную программу (программы) и профили обучения, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей образовательной программы среднего общего образования; локальный акт о порядке оказания платных образовательных услуг, об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
образец договора об оказании платных образовательных услуг; локальный акт об оплате труда работников образовательной организации; локальный акт об установлении порядка деятельности в образовательной организации и взаимодействия с образовательной организацией общественных объединений и некоммерческих организаций, участие образовательной организации в образовательных объединениях, ассоциациях (союзах);
положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; план повышения квалификации педагогических работников образовательной организации; положения о структурных подразделениях (в том числе филиалах, представительствах) образовательной организации.
содержание зданий и сооружений образовательной организации и прилегающей к ним территории; кандидатура руководителя общеобразовательной организации; стимулирующие выплаты руководителю общеобразовательной организации; расторжение трудового договора с руководителем общеобразовательной организации (с обоснованием); другие вопросам деятельности и функционирования общеобразовательной организации, отнесенные к компетенции учредителя.
Управляющий совет вносит рекомендации и предложения директору школы о заключении и расторжении трудовых договоров с работниками, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции руководителя образовательной организации.
В любом случае, в образовательной организации предусматривается создание двух обязательных коллегиальных органов управления: общее собрание работников организации и педагогический совет. Компетенция управляющего совета должна быть согласована с компетенцией данных органов.
Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педагогического коллектива и родительское самоуправление.
Педагогический совет является одной из форм постоянно действующих органов школьного самоуправления для рассмотрения основных вопросов организации образовательного процесса. В состав педагогического совета входят: директор образовательной организации (как правило, в должности председателя), его заместители, учителя, воспитатели, врач, педагоги-психологи, социальные педагоги, библиотекарь, руководитель Управляющего совета (с правом совещательного голоса).
Формы родительского самоуправления: родительские комитеты, благотворительные фонды, родительские клубы, советы отцов, советы матерей, университеты педагогических знаний и др. Структура родительского самоуправления состоит из 3-х уровней: индивидуальный, классный, общешкольный. Высший орган самоуправления родителей – родительская конференция, созываемая не реже 1- го раза в год.
принимать в установленном порядке устав, изменения и дополнения к нему, а также коллективный договор и правила внутреннего распорядка организации; избирать представителей работников в комиссию по трудовым спорам; утверждать коллективные требования к работодателю.
Педагогический коллектив, администрация школы и родительский актив разрабатывают концепцию юридического закрепления партнерства с родителями в виде индивидуальных или коллективных (по классам) договоров о совместной образовательной и воспитательной деятельности (договор простого товарищества, гл. 55 ГК РФ).
Администрация школы и родительский актив разрабатывает концепцию, структуру, порядок функционирования трехсекционного Совета школы, включающего представителей педагогического коллектива, родительской общественности и учеников старших классов и предлагает для обсуждения родителям и старшеклассникам
Учрежденный родителями и педагогами благотворительный общественный Фонд попечительства над школой разрабатывает концепцию активизации своей работы в местном сообществе, переходит от использования исключительно родительских пожертвований к привлечению новых внебюджетных ресурсов, к включению в благотворительность большего круга лиц и организаций.
1. Теоретическая часть Определение и обоснование целевых функций модели государственно- общественного управления Гипотеза достижения целевой функции Определение компонентов деятельности (цель, содержание, инструмент, методы, результат).
1.4. Определение структуры деятельности (субъекты и средства деятельности, связи между ними) Нормативно-правовая база как основа деятельности (федеральные и региональные документы, регламентирующие деятельность, положение о Совете, изменения в Уставе образовательной организации, приказы, распоряжения).
2. Практическая часть Организация деятельности модели государственно-общественного управления образованием Организация мониторинга модели государственно-общественного управления образованием.
Внешние условия: автономность образовательной организации; экономическая самостоятельность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, переход в системе образования к договорным отношениям; создание четких правовых норм и организационных условий;
вариативность – условие формирования системы государственно-общественного управления; разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных организаций; появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Попечительских советов, Советов школ, Управляющих советов и др.
Внутренние условия: региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования; руководитель школы понимает перспективность этих форм; у школы есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;
у школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления, детского коллектива по привлечению учащихся к проведению всевозможных мероприятий, проектной деятельности; в достаточной степени развита активность и организованность граждан, их заинтересованность в делах образовательной организации и др.