Бычков М. А., к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-политические науки» Московского государственного университета технологий и управления им.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственно- общественное управление российским образованием.
Advertisements

Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Управляющий совет МАОУ гимназии 24 им.М.В.Октябрьской (из опыта работы)
Управляющий Совет ОУ - шаг к созданию «Нового учреждения»
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Администрация ГО «город Махачкала Управление образования администрации ГО «город Махачкала» МБОУ «Начальная школа – Детский сад 66» Зам. директора по УВР.
Семинар – встреча представителей школьных управляющих советов «Управление процессами в школе»
Президент РФ Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой.
Общественное управление ДОУ как ресурс развития образования Прикладной проект Подготовила заведующий МКДОУ детский сад 26 Ломкова Ирина Сергеевна.
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов общественного управления.
Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» Г. КЕМЕРОВО.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Государственно - общественное управление СОЗДАЕМ СОВЕТ ДОУ МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида 9 «Сказка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15»
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
В современной российской школе происходит отчуждение общества от школы. Поэтому необходимо введение института государственно - общественного управления.
Государственно- общественное управление образованием: основные понятия, проблемы и перспективы.
Транксрипт:

Бычков М. А., к.и.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-политические науки» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Отличительной чертой развития образовательной среды является активная реализация принципа государственно-общественного управления образованием. Основная задача, поставленная в этой связи – повышение открытости образовательной среды, привлечение общественности к решению проблем образования: содержательных и материально-финансовых.

Целью системы государственно-общественного управления образовательной организацией является постановка проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширение коллегиальных, демократических форм управления, воплощение в жизнь государственно- общественных принципов управления; развития социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.

Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи: уточнение миссии образовательной организации в социуме; распространение эффективных моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и общественной экспертизы; развитие системы подготовки всех категорий общественных управляющих – членов органов государственно-общественного управления;

увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно- общественного управления, реализации мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образовательной организацией; формирование экономических механизмов для инвестиционной привлекательности школы;

обеспечение эффективного взаимодействия различных уровней и форм общественного участия в управлении; развитие сетевого взаимодействия участников государственно-общественного управления; формирование саморегулируемого объединения участников государственно-общественного управления; внедрение технологии проектного менеджмента в управленческую деятельность.

Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ); Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Указ Президента от «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.; Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 г.; Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от Пр-271; План действий по модернизации общего образования на гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации р; Письмо МО РФ от г. «Об активизации государственно-общественного управления образовательным учреждением»;

Письмо МО РФ от «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов образовательных учреждений»; Устав образовательной организации; Локальные акты образовательной организации.

открытость – вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; равноправие – все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; выборность – в соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

демократичность – предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса; законность – необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам; целесообразность – деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

представительство – первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; гуманность – органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; коллегиальность и персональность – коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;

совет и согласие – перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления; распределение полномочий – четко распределены властные полномочия и ответственность между всеми органами школьного самоуправления; отчетность – все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

привлечение в образовательную организацию дополнительных ресурсов; обеспечение материально-технического развития образовательной организации; удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса; развитие культуры управления (менеджмента) в образовательной организации; расширение социального партнерства;

рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении школой, помощи образовательной организации; принятие (повышение) ответственности общественности в отношении школы; рост доверия общества к школе, результатам ее деятельности, улучшение имиджа школы; рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;

обеспечение защиты образовательной организации; повышение открытости системы образовательной организации для преодоления корпоративно- профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности; реализация права субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательной организацией.

соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления; реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; приоритетность качества образования и жизни обучающихся для систем управления образованием; добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательной организацией; принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;

участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательной организации; сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой; открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательной организацией; контроль над соблюдением прав участников образовательного процесса.

1. Управляющий совет. 2. Наблюдательный совет. 3. Попечительский совет. 4. Родительский комитет. 5. Педагогический совет. 6. Общее собрание работников организации.

Вариативные формы государственно- общественного управления определяют: выявленные возможности и ресурсные дефициты образовательной организации; потенциальные формы участия общественности в управлении образованием; условия для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательной организации.

В практике осуществления государственно- общественного управления на уровне общеобразовательной организации сформировалась интегральная модель – управляющий совет. Все остальные реализуемые на практике формы самоуправления и коллегиального управления являются в теоретическом плане частными случаями управляющего совета, а в практическом, организационно-управленческом плане – являются формами реализации отдельных сторон, свойств, функций и признаков управляющего совета.

стратегические цели, направления и приоритеты развития общеобразовательной организации; программу развития образовательной организации, включая стратегию развития образовательных программ и технологий; ежегодный публичный доклад образовательной организации; стимулирующей части фонда оплаты труда работников и административно-локальный акт о порядке и критериях распределения правленческого персонала образовательной организации;

требования к одежде обучающегося в соответствии с законодательством субъекта РФ; локальные правовые акты организации, регламентирующие организацию деятельности управляющего совета.

режим работы образовательной организации; план мероприятий создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации; образовательную программу (программы) и профили обучения, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей образовательной программы среднего общего образования; локальный акт о порядке оказания платных образовательных услуг, об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

образец договора об оказании платных образовательных услуг; локальный акт об оплате труда работников образовательной организации; локальный акт об установлении порядка деятельности в образовательной организации и взаимодействия с образовательной организацией общественных объединений и некоммерческих организаций, участие образовательной организации в образовательных объединениях, ассоциациях (союзах);

положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; план повышения квалификации педагогических работников образовательной организации; положения о структурных подразделениях (в том числе филиалах, представительствах) образовательной организации.

содержание зданий и сооружений образовательной организации и прилегающей к ним территории; кандидатура руководителя общеобразовательной организации; стимулирующие выплаты руководителю общеобразовательной организации; расторжение трудового договора с руководителем общеобразовательной организации (с обоснованием); другие вопросам деятельности и функционирования общеобразовательной организации, отнесенные к компетенции учредителя.

Управляющий совет вносит рекомендации и предложения директору школы о заключении и расторжении трудовых договоров с работниками, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции руководителя образовательной организации.

В любом случае, в образовательной организации предусматривается создание двух обязательных коллегиальных органов управления: общее собрание работников организации и педагогический совет. Компетенция управляющего совета должна быть согласована с компетенцией данных органов.

Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педагогического коллектива и родительское самоуправление.

Педагогический совет является одной из форм постоянно действующих органов школьного самоуправления для рассмотрения основных вопросов организации образовательного процесса. В состав педагогического совета входят: директор образовательной организации (как правило, в должности председателя), его заместители, учителя, воспитатели, врач, педагоги-психологи, социальные педагоги, библиотекарь, руководитель Управляющего совета (с правом совещательного голоса).

Формы родительского самоуправления: родительские комитеты, благотворительные фонды, родительские клубы, советы отцов, советы матерей, университеты педагогических знаний и др. Структура родительского самоуправления состоит из 3-х уровней: индивидуальный, классный, общешкольный. Высший орган самоуправления родителей – родительская конференция, созываемая не реже 1- го раза в год.

принимать в установленном порядке устав, изменения и дополнения к нему, а также коллективный договор и правила внутреннего распорядка организации; избирать представителей работников в комиссию по трудовым спорам; утверждать коллективные требования к работодателю.

Педагогический коллектив, администрация школы и родительский актив разрабатывают концепцию юридического закрепления партнерства с родителями в виде индивидуальных или коллективных (по классам) договоров о совместной образовательной и воспитательной деятельности (договор простого товарищества, гл. 55 ГК РФ).

Администрация школы и родительский актив разрабатывает концепцию, структуру, порядок функционирования трехсекционного Совета школы, включающего представителей педагогического коллектива, родительской общественности и учеников старших классов и предлагает для обсуждения родителям и старшеклассникам

Учрежденный родителями и педагогами благотворительный общественный Фонд попечительства над школой разрабатывает концепцию активизации своей работы в местном сообществе, переходит от использования исключительно родительских пожертвований к привлечению новых внебюджетных ресурсов, к включению в благотворительность большего круга лиц и организаций.

1. Теоретическая часть Определение и обоснование целевых функций модели государственно- общественного управления Гипотеза достижения целевой функции Определение компонентов деятельности (цель, содержание, инструмент, методы, результат).

1.4. Определение структуры деятельности (субъекты и средства деятельности, связи между ними) Нормативно-правовая база как основа деятельности (федеральные и региональные документы, регламентирующие деятельность, положение о Совете, изменения в Уставе образовательной организации, приказы, распоряжения).

2. Практическая часть Организация деятельности модели государственно-общественного управления образованием Организация мониторинга модели государственно-общественного управления образованием.

Внешние условия: автономность образовательной организации; экономическая самостоятельность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, переход в системе образования к договорным отношениям; создание четких правовых норм и организационных условий;

вариативность – условие формирования системы государственно-общественного управления; разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных организаций; появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Попечительских советов, Советов школ, Управляющих советов и др.

Внутренние условия: региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования; руководитель школы понимает перспективность этих форм; у школы есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;

у школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления, детского коллектива по привлечению учащихся к проведению всевозможных мероприятий, проектной деятельности; в достаточной степени развита активность и организованность граждан, их заинтересованность в делах образовательной организации и др.