«Использование системно- деятельностного подхода в развитии творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного творчества в условиях санаторной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Advertisements

Одиненко В.Д. воспитатель – методист ДОУ 4 «Светлячок» АГЯ 2017 год Материалы форума «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования:
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В.А. Сухомлинский Дети.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Воспитатель: Диденко Е.А.. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые.
Статья (1 класс) по теме: Творческий отчёт кружковой работы.
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками БДОУ СМР «Детский сад 24»
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен.
Программа дополнительного образования детей «Вязание крючком» педагога дополнительного образования Абдуллаева Зарема Агамовна.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность.
Проект «Осенние фантазии» Подготовила воспитатель группы 5 Бакатович Ю.Г.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Развитие успешности воспитанников МБДОУ Выполнил: педагог-психолог И.П. Ишимова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.
« Развитие творческих способностей дошкольников » в условиях реализации ФГОС. Подготовила : Воспитатель Васюкова Т.В. Школа 492 с/п 3 «Медвежонок»
Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ «Детский сад 35»
Ученика начальной школы МКОУ «Бобровская СОШ» Подготовила: Учитель начальных классов Бегашева Ирина Юрьевна.
«Лучший классный руководитель ГОРОДА КРАСНОДАРА» Номинация «Современные подходы в работе классного руководителя 5-9 классов» Тема: «Научить познавать.
Исследовательский проект Условия достижения эффективности воспитательной деятельности на уроке технологии. Учитель технологии МБОУ СОШ 3 г. Сорска Барковская.
Программа дополнительного образования детей «Веселые петельки» педагога дополнительного образования Акошкиной Ирины Германовны.
Транксрипт:

«Использование системно- деятельностного подхода в развитии творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного творчества в условиях санаторной школы-интерната» Авторы: Билецкая Е. Ю., Митинёва И. В. (воспитатели ГОБООУ ЗСШИ)

I. Формирование творческих способностей посредством декоративно-прикладного творчества в условиях санаторной школы-интерната. Работая в «Зеленоборской санаторной школе-интернате», мы убедились, что в условиях нашей школы, безусловно, можно развивать творческие способности детей. Организуемая деятельность по этому направлению позволяет создать среду, способствующую эмоционально-ценностному, познавательному, социально-личностному развитию ребёнка, сохраняя его индивидуальность. Цель нашей работы – создание благоприятных условий в коллективе группы, способствование проявлению индивидуальности каждого воспитанника, рациональная организация воспитательного процесса. Задачи нашей работы: 1. Формирование положительной «Я-концепции» воспитанника, достижение необходимого уровня компетентности воспитанников; 2. Заложить и развивать основы самовоспитания и самоанализа; 3. Выработать умение жить в коллективе и участвовать в его развитии; 4. Союз активной жизненной позиции детей и деятельности педагога.

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют, насколько хорошо он может выполнить творческую задачу различного рода. Без творчества наша жизнь была бы скучной, так что творчество, особенно для детей, очень много значит. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру.

Для успешного развития ТС у детей должны быть выполняться некоторые специальные условия: - каждый педагог должен знать, что все дети обладают творческими способностями с рождения (нельзя сказать, что у ребёнка совсем нет никаких ТС); - развитие ТС у детей разными способами (ДПТ, изобразительное искусство, игра, участие в мероприятиях); - создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе, которые побуждают у детей потребность в творческом самовыражении; - вовлечение в творческую деятельность всех детей и индивидуальный подход к каждому ребёнку; - возможность у каждого ребёнка самостоятельно проявлять свои силы, вносить свою «изюминку» в «творение»; - удовлетворённость результатом проделанной работы со стороны ребёнка.

В условиях санаторной школы-интерната у педагогов есть возможность развивать ТС у детей разными способами. Более подробно остановимся на развитии творческих способностей детей посредством ДПТ.

ДПТ способствует эстетическому, нравственному воспитанию детей, расширению кругозора, умственному развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, раскрытию творческого потенциала детей. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребёнка. В школьном возрасте большинство детей любят заниматься ДПТ. Работа, выполненная своими руками, несёт в жизнь ребёнка новые впечатления, чувство радости, восхищения, восторга, удовлетворения, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться. Занятия ДПТ дают возможность создавать условия для развития образных представлений, мышления, воображения. Благодаря декоративно-прикладному творчеству у воспитанников развивается усидчивость, тренируется внимание. На занятиях по ДПТ у детей пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что ребёнок пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить другим людям радость. К нам в школу приезжают разные дети. Привлечение воспитанников к изготовлению поделок начинается с показа наших личных работ и работ, выполненных руками детей. За счёт увиденного своими глазами у многих детей возрастает интерес и желание к созданию той или иной поделки.

Желание изготовить какую-либо поделку у детей возникает по разным причинам: 1. Изготовление поделки в подарок для своих родных и близких. В течение каждого заезда наши воспитанники изготавливают поделки для того, чтобы их увезти домой. Так как своих близких и родных дети очень любят, они стараются выполнить какую-либо работу аккуратно, чтобы она получилась красивой.

Иногда к самой работе дети придумывают небольшие стихотворения-поздравления. Пример: «Стихотворение ко Дню рождения!» (Екимова Анна). Моя милая бабушка, с днём рождения тебя! Желаю много радости и сладкого добра! Пусть у тебя все сбудутся желания, мечты! Ты оставайся милою и счастье мне дари!

Изготовление поделки ради «похвалы» со стороны педагога и со стороны сверстников. У нас в школе за созданную своими руками поделку у ребёнка есть возможность услышать добрые слова. Каждый ребёнок ждёт, что его похвалят, даже если работа выполнена «с погрешностями». Здесь необходимо учитывать уровень развития детей, индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Изготовление поделки ради наградного документа. Ведь практически каждый ребёнок хочет получить грамоту, диплом, либо сертификат об участии. Перед изготовлением поделок мы всегда показываем детям свою личную папку с нашими наградными документами за участие в различных конкурсах и выставках, а также детскую папку с копиями детских наградных документов.

Изготовление поделки, чтобы не быть «хуже-слабее» того, кто умеет изготавливать поделку быстро и ловко. Здесь в качестве яркого примера можно выделить двух воспитанниц 2 заезда 2014 г. … Мы хвалили обеих и не уточняли, у кого лучше сделана работа, потому что каждая девочка внесла свой вклад в изготовление своей поделки.

Изготовление поделки ради хорошего времяпровождения. Дети делают, если им интересно. В процессе изготовления чего-то конкретного ребята заняты – не носятся, не балуются, в конце концов, не дерутся.

Изготовление поделки для показа владения тем или иным видом техники. Ведь многие дети приезжают к нам в школу и уже умеют создавать какие-то работы с использованием определённого вида техники. Здесь наиболее ярким примером является воспитанница Евтушок Анастасия, которая действительно владела многими видами техник (аппликация из различных материалов, модульное оригами, квиллинг и т. д.). У неё был творческий подход не только в рамках ДПТ, но и ко всему в целом. Эта воспитанница начитанная, активная, творческая личность. Когда Настя уехала домой, через интернет на адрес электронной почты она нам скинула свои работы, которые выполняла сама.

Естественно, это не все причины, по которым дети изготавливают поделки, но те, что мы перечислили, считаются наиболее точными и выделенными нами на основе непосредственного опыта работы с детьми. Наша работа с детьми по ДПТ осуществляется во многом за счёт использования презентаций, мастер-классов (и собственных, и авторских), за счёт владения навыками работы за компьютером, т. к. сейчас всё, что связано с ДПТ, можно найти в интернете, а также созданные детьми поделки отправить на какие-либо конкурсы более высокого уровня. Деятельность по ДПТ осуществляется в двух вариантах: индивидуальная и коллективная работа детей. Понятно, что оба варианта несут за собой положительный эффект.

Многие психологи говорят, что главное для ребёнка – это процесс создания работы, а не результат. Мы согласны с психологами, т. к., действительно, когда ребёнок что-то выполняет, у него с каждой минутой возрастает желание сделать что-то уникальное, новое, своё. Бывает такое, что мы очень часто, наблюдая за процессом изготовления поделки, замечаем, что практически каждый ребёнок, начиная изготавливать поделку, хочет моментом увидеть результат. И тут педагогу необходимо отслеживать, чтобы ребёнок делал всё не «тяп-ляп», желая лишь бы быстрее получить то, что он хочет, а старательно, даже если на это уйдёт много времени. Часто бывает, что ребенок видит поделку и думает, что сделать её легче простого, но, когда дело начинается, возникают трудности, поэтому у ребенка может понизиться интерес к выполняемой работе. Чтобы этого не происходило, мы всегда даём детям попробовать изготавливать отдельные детали поделки, например, если речь идёт о модульном оригами. Видим, что ребенку очень трудно работать с таким видом техники, значит, ребенок делает совсем простую работу в данной технике, либо мы предлагаем тогда сделать поделку с использованием другой техники.

II. Использование С-ДП в развитии творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного творчества в условиях санаторной школы- интерната» - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В нашей школе есть возможность организовывать внеклассную работу с детьми таким образом, чтобы ребёнок мог Эти моменты и являются целью С-ДП!!! Ставить цели Решать задачи Отвечать за результаты

С-ДП в образовании – это такая форма воспитательной деятельности, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с детьми мастером своего дела, работать на высокие результаты, развивать у детей творческие способности, таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Основная идея С-ДП состоит в том, что дети «открывают» всё сами в процессе самостоятельной деятельности. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя деятельность воспитанников. Основная идея С-ДП в воспитании – воспитание с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребёнка, то есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается «Человек», способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. В центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Золотые правила С-ДП: - подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса; - веди ребёнка от собственного опыта к общественному; будь не «над», а «рядом»; - радуйся вопросу, но отвечать не спеши; - учи анализировать каждый этап работы; - критикуя, стимулируй активность ребенка. Главный стимул любой деятельности, организуемой воспитателем- ее результативность. С-ДП в воспитании включает: - проектную деятельность; - коллективные творческие дела; - деловые игры; - самоуправление. Подробнее остановимся на каждом.

А. Проектная деятельность. Цель проектной деятельности – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. Пример. Проект «Поклонимся великим тем годам!» Пример. Проект «Мы Вас за всё благодарим!»

Пример. Краткосрочный творческий проект «Нашей светлости 60 лет!» 11 октября во время тематической прогулки к озеру Ковдозеру ребята узнали, что через две недели Княжегубская ГЭС будет отмечать своё 60-летие. После короткого рассказа об истории строительства электростанции и рождения посёлка ребята задумались о том, что они могли бы сделать к этой дате. Таким образом зародился наш краткосрочный- творческий проект «Нашей светлости 60!». Этапы работы над проектом. 1. Обозначение проблемы, формулирование цели. Проблема: приближающийся юбилей Княжегубской ГЭС; Цель: организация выставки рисунков Княжегубской ГЭС; создание макета Княжегубской ГЭС; выпуск стенгазеты. 2. Формирование рабочих групп проекта: -информационная: прогулка; экскурсия; занятие-беседа; видеофильм; -корреспондентская: фотоматериал; репортажи на основе наблюдений; сочинение стиха; - редколлегия: рисунки; макет; стенгазета; 3.Презентация: стенгазета; выставка.

Пример. Проект «Подснежник» Пример. Проект «Здоровая семья»

Коллективные творческие дела. КТД - форма работы, которая направлена на развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Алгоритм организации КТД. 1. Определение цели. 2. Определение контекста данного дела (какие дела проходили до дела, какие будут после). 3. Определение содержания дела. 4. Определение возраста и количества участников. 5. Определение типа и формы дела. 6 Решение организационных проблем. 7. Проведение КТД. 8. Подведение итогов КТД. Примеры КТД. 1. Малое творческое дело. Пример. Изготовление «Дерева желаний».

2. Большое творческое дело. а) Пример. Обучение детей выполнению работ в технике «Модульное оригами» по просьбе учителя Барминой Е. А., приехавшей в нашу школу со своим классом из г. Мончегорска.

б) Пример. «День именинника».

в) Пример. Экскурсия на хлебопекарню. Технолог И. Л. Павлова интересно рассказала детям, как проходит процесс выпекания хлебобулочных изделий. Дети всю работу выполняли совместно с сотрудником хлебопекарни. Они разрезали тесто, придавали ему форму, укладывали свои изделия на подготовленные листы. Затем всё было отправлено в печь. Сколько было радости у ребят, когда им предложили продегустировать собственное изделие!!! У детей была возможность угостить своими изделиями и остальных воспитанников, пребывающих в школе!!!

г) Пример. Организация выставки «Страна мастеров», создаваемой каждый год на базе работы кружка «Страна мастеров» в рамках летнего лагеря, реализуемого в нашей школе в июне каждого лета. 45 участников. Многие дети проявили большую активность при изготовлении какой-либо поделки, у каждого ребёнка была возможность проявить свои творческие способности. Стоит заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Многие дети изготавливали поделки без помощи педагога. Мы не препятствовали этому процессу, так как каждый ребёнок имел право на своё самовыражение. У каждого ребёнка была возможность выбрать поделку для изготовления из предложенных нами либо предложить что-то своё, каждый ребёнок выбирал соответствующий материал для изготовления поделки на своё усмотрение, каждый ребёнок сам оформлял изготовленную поделку (украшал по-своему). Вся эта работа способствовала самоопределению и самореализации личности. Кроме того, дети нашей школы принимают участие в выставках за пределами учреждения и занимают призовые места.

д) В нашей школе также организована работа творческой мастерской «Фантазируй, твори!», которая реализуется 3 раза в неделю каждый заезд.

Деловые игры и самоуправление. Стоит отметить, что воспитанники нашей школы принимают активное участие в мероприятиях в каждом заезде. Некоторые мероприятия содержат сценки, в которых активное участие принимают педагоги вместе с детьми. Здесь хочется отметить, что у детей есть возможность принимать участие в костюмах, которые они сами могут создавать, а это опять говорит о том, что у детей есть возможность творчески мыслить, создавать своими руками что-то новое с помощью ДПТ. Пример. Подготовка сценки к мероприятию «У природы нет плохой погоды!». В этом мероприятии приняли активное участие два ребенка: Адиянова Ирина, сыгравшая роль Непогоды, Куц Эдуард, сыгравший роль Апчхи. Костюмы для участия в сценке дети подготовили своими руками. На протяжении всего мероприятия помогали педагогу-организатору его вести, на этом мероприятии открылись ещё и творческие способности детей в плане актёрского мастерства.

Игра «Стань лучше» Цель: возможность педагога показать детям пути работы над собой в деле познания и развития личности. Ход игры. 1. Приезд детей, знакомство детей со школой (территория, сотрудники школы). 2. Знакомство с правилами пребывания в школе. 3. Принятие воспитанниками «Законов жизни детей в группе». 4. Распределение ролей (оформляется в таблице) 5. Игра заключается в том, что детям выдаются жетончики, имеющие определённое значение. Эти жетоны выдают дети, выполняющие определённую роль в данный день. В течение всего заезда (3,5 недели) каждый ребенок успеет побыть во всех перечисленных ролях. Воспитатель объясняет условия получения жетона!!! Красный – за отличную оценку, полученную на уроках (воспитатель). Оранжевый – за активное участие в воспитательских часах (воспитатель и помощник воспитателя). Жёлтый – за культурное поведение по дороге в столовую и обратно (дежурные). Зелёный – за тишину во время тихого часа (ответственные за свою спальню). Голубой – за порядок в спальне (санитарная тройка). Синий – за посещение мероприятий и кружков (помощник педагога-организатора). Фиолетовый – за добрые слова детям и взрослым, за добрые дела и поступки (воспитатель). Коричневый – за порядок в игровой (ответственный за игровую). Розовый – за порядок в бытовой (ответственный за бытовую). В конце дня жетоны подсчитываются и заносятся в «Экран дня». Победителю выдаётся медаль, которую он хранит до конца недели (также до конца заезда). В конце недели подводятся итоги недели. Победитель получает медаль. В конце заезда также. Самым главным победителем является тот ребёнок, у которого будет больше всего медалей в конце заезда. В конце заезда дети пишут сочинения о том, как они изменились. Подводятся итоги заполненной «Корзины добрых дел» и «Горшочка неудач».

Спасибо за внимание! Мы перечислили основные моменты, которые играют важную роль в развитии творческих способностей детей. Вы увидели, что в нашей школе действительно есть возможность работать в этом направлении. Вся наша работа проводится с учётом специфики учреждения. Несмотря на то, что дети находятся у нас в школе всего 3,5 недели, мы стараемся создать для них самые лучшие условия, чтобы у них была возможность открывать свои творческие способности, развивать их, чтобы дети могли самореализовать себя в коллективе, чтобы у них формировался интерес к своему творчеству, что является очень важной составляющей социализации личности ребёнка!