Исследовательская работа «Образ свечи в русской поэзии ХХ века» Выполнила :Кузнецова Ирина 11 «Б» Руководитель :Филиппова Татьяна Алексеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меркнет зрение сила моя, Два незримых алмазных копья ; Глохнет слух, полный давнего грома И дыхания отчего дома ; Жестких мышц ослабели узлы, Как на пашне.
Advertisements

Мельник Лариса Михайловна учитель музыки МКОУ СОШ 2 г.Нефтекумск.
Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в семье академика живописи Леонида Осиповича Пастернака.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество Ю.П. Казакова «Пока горит свеча…» По рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка» Работа учителя русского языка.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Город есть в небесах. Нет в нем боли и слез, и не мучает страх. Там всегда яркий свет, Нет земной суеты и печали там нет.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. А. Ахматова Песня последней встречи 1911 год Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на.
Анализ стихотворения «Я люблю тебя,жизнь» Выполнил Шаповалов Андрей Ученик 8 класса «В» МОУ СОШ р. п. Озинки» Учитель Родинова Т. В.
Мгновение…Минута…Час…День… из СКАЗКИ. Чудеса накануне нового 2010 года…
Мнимые и истинные ценности современного мира Данная тема, на мой взгляд, является наиболее актуальной в наши с вами дни. Сегодня век прогресса, но и одновременно.
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Поэты, и величайшие классики мира сравнивают красоту своих возлюбленных с красотою роз. Роза, как королева цветов, символизирует мир и борьбу, любовь.
« Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света.»
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Презентация к уроку Е.И.Носов «Живое пламя ». Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает.
Транксрипт:

Исследовательская работа «Образ свечи в русской поэзии ХХ века» Выполнила :Кузнецова Ирина 11 «Б» Руководитель :Филиппова Татьяна Алексеевна

Свеча – это приспособление для освещения. С первого взгляда в этом предмете нет ничего особенного и сверхъестественного, но во все времена её образ привлекал писателей, поэтов, художников, композиторов своей загадочностью и таинственностью…

Цель работы: узнать историю свечи и проследить, как в русской поэзии ХХ века развивается её образ. Для достижения поставленной цели нам необходимо осуществить ряд задач: 1. Ознакомление с историей свечи. 2. Определение роли свечи в библейском повествовании. 3. Раскрытие образа свечи в произведениях поэтов ХХ века(А.А.Тарковского, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой). 4. Установление связи между поэзией о свечах и музыкой.

ИСТОРИЯ СВЕЧИ Первые упоминания о прообразе современной свечи относятся к Древнему Египту. Это были факелы, изготовленные из сушёного тростника или камыша, пропитанные топлёным животным жиром. Первые же фитиля для свечей начали применять в Древнем Риме. На Руси до XVIII века свечи изготовлялись в домашних условиях.В 1721 году монополия на их производство была передана духовному ведомству. Фитиль первые десятилетия делали из пакли, только спустя какое- то время придумали нитяной. Сальные свечи находились в обиходе до середины XIX века. Большую известность приобрели восковые свечи, которые изготавливали методом обливания. Они меньше коптили, дольше горели и источали приятный медово-дымный аромат. С развитием науки производство свеч совершенствовалось. Появились парафиновые, рецезированные, стеариновые свечи. Со временем их значение в освещении сменилось на декоративное и эстетическое.

СВЕЧА В РЕЛИГИИ В христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света. В Евангелии образ свечи (светильника) связывали с противопоставлением свет - тьма: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Толкователь литургии, блаженный Симеон Солунский (XV век) говорил, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Свет в храме это образ небесного, Божественного света. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из чистого золота с семью лампадами одно из первых, данных Моисею Богом (Исх. 25,31-37). Горящие свечи и лампады служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).

ОБРАЗ СВЕЧИ В ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА Художественная модель «свеча - человеческая душа» стала своеобразным духовно- эстетическим эталоном для поэтов. Ахматова, Рубцов, Есенин, Пастернак, Тарковский, Блок … Почти никто из поэтов того времени не обошёл этот образ стороной, но в данной работе мы коснёмся только тех, у кого в творчестве образ свечи был особенно ярок.

Бориса Пастернака называют лириком-философом. В стихотворении «Зимняя ночь» чувства лирического героя переданы через образ свечи, которая горела за окном московского дома, где жила возлюбленная. Свеча становится точкой притяжения для человеческой души, превращается в вечный источник света. Не в комнате, а в мире мерцает этот одинокий свет. Тени на потолке вполне реальны, они наводят на мысль о судьбе, ее игре, ее силе, противостоять которой невозможно, поэтому «воск слезами с ночника на платье капал», «жар соблазна» осеняется тенью креста. Мерцающий огонек обретает почти мистический смысл. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…

У Анны Андреевны Ахматовой образ свечи складывается абсолютно по-другому. Она относится к поэтам-акмеистам, которые провозглашали возвращение к материальному миру, овеществлению слова. Они дополняют картину своими образами, делают её более реалистичной. В стихотворении «Страх, во тьме перебирая вещи…» свеча выступает как конкретная деталь, которая помогает лучше передать эмоциональное напряжение героини, её страх. В другом своём стихотворении под названием «Белой ночью» свеча показывает состояние лирической героини, которая ждёт своего возлюбленного. Она не зажигает свеч, чтобы о её ожидании нельзя было догадаться. Но в то же время не закрывает дверь, надеясь на то, что он придёт. В «Песне последней встречи» в центре повествования оказываются чувства лирической героини, которая разрывает отношения с любимым человеком. Она сильно переживает это событие, находится в растерянном состоянии. Горящие «равнодушно-жёлтым огнём» свечи в спальне его дома показывают его безразличие к разрыву, отсутствие какой-либо надежды на лучшее для героини: Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Арсений Тарковский входит в состав творцов, писавших духовную поэзию (стихотворения, затрагивающие библейские сюжеты). Его поэтический мир глубоко философичен. В круг проблем, затронутых им в своих произведениях, входят вопросы жизни и смерти, конечного и бесконечного мира, хаоса и космоса, поэта и поэзии. Тарковским осмысливаются соотношение мира человека и мира природы, роль судьбы в жизни человека, его двойственное самоощущение души и тела. Одним из самых известных произведений Тарковского является стихотворение «Меркнет зрение, сила моя…», написанное им в старости. В нём он сравнивает себя и свою жизнь со свечой, которая постепенно сгорает. Автор просит потомков взять всё то, что останется после того, как он «догорит». Он говорит, что оставшееся от него поможет другим разобраться в жизни, сделает её легче и научит чему-то полезному; сделает жизнь полноценной и небессмысленной. «И подскажет вам эта страница, как вам плакать и чем вам гордиться…». Поможет зажечь свой собственный огонь, огонь души, который будет полыхать вечно… Меркнет зрение - сила моя, Два незримых алмазных копья; Глохнет слух, полный давнего грома И дыхания отчего дома; Жестких мышц ослабели узлы, Как на пашне седые волы; И не светятся больше ночами Два крыла у меня за плечами. Я свеча, я сгорел на пиру. Соберите мой воск поутру, И подскажет вам эта страница, Как вам плакать и чем вам гордиться, Как веселья последнюю треть Раздарить и легко умереть, И под сенью случайного крова Загореться посмертно, как слово.

ОБРАЗ СВЕЧИ В МУЗЫКЕ Образ свечи в музыке также прочно занял своё место. Известные песни о свече есть у поэта-песенника Владимира Высоцкого и группы «Машина времени». Упомянутое выше стихотворение «Зимняя ночь» Пастернака положено на музыку и перепето многими русскими исполнителями. Одно из самых известных исполнений принадлежит Алле Пугачёвой. Именно эта версия романса стала шлягером русской музыки.

У «Машины времени» в песне «Свеча» поётся о тех моментах, когда кажется, что ситуация непоправима, безысходна; когда из проблем не видно выхода,но всё равно где-то в глубине души теплится вера в лучшее: «Но верил я - не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча.» Свеча в данной песне – это символ жизни. Пока она горит, можно всё исправить, наладить. Нужно жить каждым днём и полной жизнью, добиваться намеченных целей, пока свеча не погасла… Бывают дни, когда опустишь руки И нет ни слов, ни музыки, ни сил, В такие дни я был с собой в разлуке И никого помочь мне не просил. И я хотел идти, куда попало, Закрыть свой дом и не найти ключа, Но верил я, не всё ещё пропало, Пока не меркнет свет, пока горит свеча... И спеть меня никто не мог заставить. Молчание - начало всех начал. Но если песня плечи мне расправит, То трудно будет сделать так, чтоб я молчал, И пусть сегодня дней осталось мало, И выпал снег, и кровь не горяча. Я в сотый раз опять начну сначала, Пока не меркнет свет, Пока горит свеча...

Владимир Высоцкий – известный поэт ХХ века. В своих песнях он освещал многие жизненные темы, от политических до простых житейских… Но самой главной темой его песен была любовь. Его отношения с Мариной Влади всегда были и останутся примером настоящих и искренних чувств. И именно ей он часто посвящал свои песни… Стихотворение «Мне каждый вечер зажигают свечи…» было написано Владимиром Высоцким в период их разлуки. Марина Влади в своей книге воспоминаний «Владимир, или прерванный полёт» пишет о нём: « год. Я покидаю Москву, прожив здесь около года. Мне пора уезжать, работа закончена. В аэропорт мы приезжаем в полном отчаянии. Мы оба просто убиты. У тебя нет никакой надежды приехать ко мне....Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне... : Мне каждый вечер зажигают свечи, И образ твой окуривает дым,- И не хочу я знать, что время лечит, Что все проходит вместе с ним…

Свет свечи часто сравнивают с народной памятью, опытом и мудростью. Выражение русского князя Ивана Красного «Чтобы свеча не погасла» стала своеобразным девизом его княжества, что значит сохранение и передачу молодому поколению накопленных знаний и традиций. Историк Лев Гумилев использовал эти слова как заглавие своей книги, для того чтобы показать важность сохранения истории для потомков. Для человека свеча является символом и предметом быта. В медицине свеча представляется в виде врача, жертвующего собой ради пациентов. «Aliis inserviendo ipse consumor» «Светя другим, сгораю». Свеча является символом скоротечности жизни, которую легко погасить. Для каждого человека она символизирует что-то свое: любовь, романтику, праздник, магию, всплеск эмоций… Поэтому полностью разгадать тайну свечи невозможно. Мы можем только немного приблизиться к пониманию этого загадочного, будоражащего на протяжении долгих лет умы и сердца образа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ