Конституционные основы общественного строя: контроль УСРС Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова n.rakhanova@psu.by.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация учащихся 9-б класса по теме «Право».
Advertisements

Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
Краевая конференция «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути их решения в образовательных.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Гордей М.В. 13-ОМ. В соответствии с ст.1 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: 1.Законодательство Российской Федерации.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Актуальные.
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ОРКСЭ. Уже с сентября 2012г. в обязательную школьную программу вошёл курс «Основы религиозных культур и светской этики»,
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. 12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ В этом году ей исполняется 20.
Презентацию подготовил Кутузов Никита ученик 10 А класса МБОУ СОШ 14 г. о. Коломна Россия.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
(от лат. tolerantia терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того.
Конституция Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов.
Первым конституционным проектом, появившимся в России можно назвать «План Государственного преобразования», разработанный в 1809 г. графом Сперанским.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Тема: «Права человека». Права человека Права человека Права человека- это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может.
Свобода совести: проблемы реализации Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ класса «Б» Вишняков Владимир Игоревич.
Транксрипт:

Конституционные основы общественного строя: контроль УСРС Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова Полоцкий государственный университет Юридический факультет

Конституционно-правовое регулирование духовной сферы общественных отношений

Какие ключевые принципы положены в основу конституционно-правового регулирования экономических отношений?

Ключевые принципы конституционно-правового регулирования общественных отношений Свобода совести и вероисповедания Светский характер государства

Включает ли свобода вероисповедания свободу демонстрировать свою религиозную принадлежность? Если да, то в каких целях последняя может быть ограничена?

Конституция США 1787 г. Поправка I Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание… Подробнее:

Конституция Италии от 22 декабря 1947 года Статья 19 Все имеют право свободно исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной и коллективной, пропагандировать их и отправлять соответствующий культ в частном порядке или публично, за исключением обрядов, противных добрым нравам. Подробнее: italyanskoi-respublikihttp://italia-ru.com/page/konstitutsiya- italyanskoi-respubliki

Конституция Польши от 2 aпрeля 1997 г. Статья Публичные власти в Польской Республике сохраняют беспристрастность в вопросах религиозных, мировоззренческих и философских убеждений, обеспечивая свободу их выражения в публичной жизни. Подробнее: htm

Основной закон Федеративной Республики Германия Статья 4. (1) Свобода вероисповедания, совести и свобода провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов ненарушимы. (2) Беспрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируется. Подробнее:

Конституция Франции 1958 г. Статья 1 Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания. Ее устройство является децентрализованным. Подробнее: constitutionnel/root/bank_mm/constitution/constitution_russ e_version_aout2009.pdfhttp:// constitutionnel/root/bank_mm/constitution/constitution_russ e_version_aout2009.pdf

Декларация прав человека и гражданина, Франция, 1789 г. 10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом. Подробнее: прав человека и гражданина Франция 1789

Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года Статья 15. Свобода вероисповедания и совести 1. Свобода вероисповедания и совести гарантируется. 2. Каждое лицо имеет право свободно выбирать свою религию и свое мировоззренческое убеждение и исповедовать их в одиночку или в сообществе с другими. Подробнее: _constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Подробнее:

Конституция Республики Беларусь Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. Подробнее:

Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 года Статья Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Подробнее: pactpol.shtml pactpol.shtml

Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года Статья 9 – Свобода мысли, совести и религии 1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. 2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. htm htm (неофициальный перевод на русский язык) drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i- osnovnyx-svobod/ (официальный перевод на русский язык для Российской Федерации; текст отличается от перевода Совета Европы)

Решения, предлагаемые для анализа Дело Далаб против Швейцарии: Европейский суд по правам человека Постановление от 15 февраля 2001 года по жалобе 42393/98 Дело Догру против Франции: Европейский суд по правам человека Постановление от 4 декабря 2008 г. по жалобе 27058/05 Дело о распятии (II): Федеральный конституционный суд ФРГ 93BVerfGE 1(1995)

В деле Далаб против Швейцарии одним из мотивов поддержки Судом запрета ношения хиджаба учительницей был возраст учеников. Было бы решение иным, если бы речь шла об учениках более старшего возраста?

Мусульманский хиджаб (абая)

В чем состоит ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА в данной ситуации?

Столкновение двух конституционных принципов Свобода совести и вероисповедания Светский характер государства

Юридическая проблема Соотнесение цели обеспечения нейтральности системы государственного образования в светском государстве; свободы выражать свои религиозные взгляды.

Мотивы, положенные в основу решения ЕСПЧ по делу Далаб против Швейцарии Природа профессии учителя в государственной школе, являющегося одновременно участником образовательного процесса и представителем государства, заявляющего о конфессиональной нейтральности (таким образом, учитывается государственный характер образования и специфика профессии). Ученики заявительницы были в возрасте между четырьмя и восемью годами, т.е. в возрасте, когда дети интересуются многими вещами и, кроме того, больше поддаются влиянию, чем старшие ученики (таким образом, учитываются особенности аудитории). Ношение хиджаба появилось в результате установления для женщин предписания, которое зафиксировано в Коране (таким образом, учитывается смысл религиозного символа).

Основные выводы ЕСПЧ по делу Далаб против Швейцарии «Учителя государственных школ должны терпимо относиться к пропорциональным ограничениям их свободы религии» «Очень трудно оценить влияние, которое мощные внешние символы, такие как ношение хиджаба, могут оказывать на свободу совести и религии очень маленьких детей […] нельзя полностью отрицать, что ношение хиджаба могло иметь некоторый прозе литический эффект». «Сложно примирить ношение мусульманского хиджаба с идее толерантности, уважения к другим и, самое главное, равенства и недискриминации, которую все учителя в демократическом обществе должны доносить до своих учеников».

Хиджаб был признан мощным религиозным символом. Можно ли считать таким же символ иной религии (нательный крестик, кипа, сикхский тюрбан)?

Нательный крестик

Еврейская кипа

Сикхский тюрбан

Является ли, по вашему мнению, оправданным запрет ношения религиозных символов, позволяющих легко идентифицировать вероисповедание, в отношении учащихся? Если да, то в каких случаях? Соблюдается ли при этом принцип равноправия по отношению к лицам, принадлежащим к разным конфессиям

Дело Догру против Франции

Иной ракурс проблемы – обеспечение нейтральности школьного образования при использовании элементов религиозного обучения

Подходы к установлению религиозного обучения в зарубежных странах Факультативное изучение одной определенной религии (католицизма) – Италия Полный отказ от преподавания религиозных предметов в школе - Франция Интегрированный курс, включающий в себя нейтральное преподавание общих вопросов, связанных с различными религиями и этикой – Германия, Норвегия, Турция Преподавание религии разделено в зависимости от вероисповедания учащихся при наличии альтернативного курса по общей этике - Польша

Какой подход в большей степени соответствует принципу светского государства?

Присутствие в классах религиозных символов не предполагает никаких активных действий со стороны учащихся. В Германии размещение в классах распятий было признано неконституционным, в Италии – не противоречащим Конституции. Основные законы обоих государств закрепляют свободу вероисповедания. Чем может быть оправдано различие в подходах на практике?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!