Поликультурное образование. Формирование идентичности обучающихся средствами курса ОРКСЭ «Даже пальцы неодинаковы на руке»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Транксрипт:

Поликультурное образование. Формирование идентичности обучающихся средствами курса ОРКСЭ «Даже пальцы неодинаковы на руке»

ФГОС второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: ·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. ·Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. ·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. ·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание ) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Концепция курса Задачи: знакомство учащихся с содержанием курса, формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний; развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально- государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». -Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. -Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. - Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Метапредметные результаты адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Приоритет личностного развития учащихся Актуальность Опора на самостоятельность мышления учащихся Самостоятельная интеллектуальная деятельность по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности Вариативность Вопрос, текст, способ деятельности или презентации индивидуального образовательного результата Деятельностное обучение Отбор содержания, форм, методов и видов деятельности Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания

В качестве основных подходов к преподаванию курса определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Культуроведческий подход Работа с текстом учебника освоение ценностного смысла реалий определенной культуры, формирование умения присваивать информацию, «живое» знание, овладение методами и приемами работы с учебной информацией, формирование собственной культуры личности Работа с текстом Дискурсивная деятельность восприятие (через беглость чтения) понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретация (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

Принципы отбора содержания Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания

«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Цели изучения Основ религиозных культур и светской этики : развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Цели изучения Основ религиозных культур и светской этики : знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

Цели изучения Основ религиозных культур и светской этики : воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Россия наша Родина. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Требования к педагогу Внедрение курса «Основы религиозной культуры и светской этики», с точки зрения ее конкретно-методического и профессионально-компетентного обеспечения, предполагает: понимание предмета и методов культурологии, теологии, религиоведения, этики, места данных наук в системе социогуманитарного знания; представление о сущности религиозной картины мира, религиозной культуры и мировоззрения; знание структуры и функций религиозной культуры и светской этики, их истории и особенностей современного развития; знание содержания и форм религиозных представлений, культов, институтов, мировых, региональных и национальных религий, тенденций изменений в современном религиозном мировоззрении и современной религиозной культуре; знание истории религии и конфессий в России;

Требования к педагогу знание сакральных и канонических текстов, а также апокрифической литературы, истории их появления, способов их фиксации, интерпретации и толкований; знание основного содержания вероучений, их конфессиональных особенностей, знакомство с классическими вероучительными текстами их научными комментариями; знание современных научных и философских представлений о религии и этической детерминации, представление об основных направлениях религиозной философии, этики и религиозно-философской антропологии; знание основных постулатов светской этики, истории ее развития и современных проблем реализации; знание места религии в системе культуры, ее функций и значения для жизни общества и отдельного человека; представление о соотношении религии и науки, особенностях выражения в религии знаний о человеке, морали, обществе, мире; понимание религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки и процессов моральной регуляции;

Требования к педагогу знание содержания религиозных и нерелигиозных этических учений, основных понятий религиозной и светской этики, религиозных и нерелигиозных концепций формирования личности, современных проблем религиозного и нерелигиозного нравственного воспитания; понимание оснований и принципов диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, знание особенностей решения основных мировоззренческих вопросов в различных конфессиях и светском контексте; понимание основных религиозно-эстетических категорий, сходства и различия религиозного и художественного освоения действительности, особенностей религиозного, церковного и культового искусства, а также знание символических оснований его интерпретации; представление о тенденциях изменения религии и светского мировоззрения в современном мире, о процессах воцерковления и секуляризации, о церковном модернизме и фундаментализме; знание содержания принципа свободы совести и вероисповедания, знакомство с положениями Конституции РФ, государственно-правовых документов России, международно-правовых документов по вопросам названных свобод. Совокупность указанных знаний и представлений имеет межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ.

«Портрет выпускника начальной школы» по ФГОС: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 24

Совместные уроки Урок 1. Россия – наша Родина. Урок 30. Любовь и уважение к отечеству. Урок 31. Урок 32. Проектная деятельность учащихся Урок 33. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России т.д.) 25

Социальные и моральные проблемы, решению которые должно содействовать образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Содержание воспитания и пути его формирования Ценности составляют содержание воспитания Задача воспитания – формирование ценностных отношений, мотивации к жизни, труду, образованию, саморазвитию, достижению лучшего будущего Два пути формирования содержания воспитания: Гражданские ценности Традиционные ценности

Гражданские ценности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Задачи разработки Концепции Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи (ФГОС общего образования – общественный договор) Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов (школы и семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ)

Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Статус: высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ.

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке Формирование морали Развитие совести (нравственной рефлексии) Усвоение базовых национальных ценностей Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности человеческой жизни Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить Осознание себя гражданином России Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам Развитость патриотизма и гражданской солидарности Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Укрепление национальной безопасности.

Система базовых национальных ценностей Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Традиционные ценности Содержание гражданской этики – результат соглашения. Оно выражается идеалом терпимости, свободы слова и мысли, религиозной свободы, права на образование, социальную защиту и т.д. «Декларация прав человека ООН» 1948 г. Гражданская этика основана на понятии долга и процедуре согласования ценностей. В нее не входят базовые человеческие ценности: счастье, любовь, добро, милосердие, прощение обид и др. С точки зрения гражданской этики, это частные вопросы, каждый решает их сам. Гражданская этика не обосновывает своего нравственного предложения, не вторгается в область мироздания, не обсуждает вопросы жизни и смерти, смысла жизни. Эти вопросы определенным образом раскрываются в той или иной традиционной (религиозной) этической культуре.

Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни (Т + Г); классного и школьного коллектива (Г); культурно-регионального сообщества (Т + Г); культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России (Т); российской гражданской нации (Г); мирового сообщества (Г + Т) Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

Программа духовно-нравственного развития. Воспитания и социализации обучающихся

Структура программы 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся). 2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО (концептуальная основа уклада школьной жизни) 4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе) 5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования (по каждому из направлений духовно- нравственного развития и воспитания) 6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно- нравственного развития и воспитания).

Культурологический характер ОРКСЭ Религия = вера + культ Понимание человека верующего Понимание человека, принадлежащего другой религиозной, этической традиции Диалог конфессиональный и светской культур Интеграция ОРКСЭ и гуманитарных предметов: моделирования российской культуры и культур народов России

Уклад школьной жизни Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Поликультурное образование Поликультурное образование это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.

Формирование поликультурной компетенции как интегративного качества развития личности Поликультурная или космополитическая компетенция – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими. (Песков И.В)

Интегративные (базисные) качества личности, проявляются одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, в единстве содержания и формы, в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств. (Новикова О.С)

Проблему формирования поликультурных компетенций принято рассматривать в рамках поликультурного образования, которое в своих работах освещали А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Супрунова и др. Данная система компетенций, является частью системы компетенций, которая формируется у учащихся в процессе образования.

Формирование поликультурных компетенций включает несколько направлений: формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде; формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде; формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.

Многокультурное образование - сравнительно новая область педагогического знания - привлекает все большее внимание не только специалистов, но и самых широких слоев общественности, так как является весьма адекватной и эффективной реакцией на такие актуальные проблемы современной России, как межэтнические конфликты, дискриминационные процессы, расовые явления, классовые, политические, экономические и религиозные антагонизмы, а также ответом на кризис некоторых прежних идеологических, философских, гражданских, личностных и других идентичностей (идеалов, убеждений, мировоззрений) человека. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики (школьной и вузовской) обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации российской жизни, целью создания общества, в котором культивируются уважительное отношение к личности, достоинство и благородство каждого индивида.

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляю­щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются с общими тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис­торически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культуры народов России. Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Однако именно русская культура является ее центральным компонентом и играет глав­ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития общества, является такая образовательная система, которая в рамках единого государственного стандарта формирует содержание образования и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком общероссийском и мировом культурно- цивилизационном контексте.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая саморегулируемая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система поликультурного образования призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов. Органы управления образованием обеспечивают: право граждан на доступное и качественное поликультурное образование, охрану здоровья учащихся, социальную защиту работников образовательных учреждений, создание социальных и материальных условий для подготовки кадров.

Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принципы социальной адресности и сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве республики интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

Специфическими целями поликультурного образования являются: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания. эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала Калмыкии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Интересы социального и культурного развития, потребности модернизации и цели формирования российской идентичности предполагают создание содержательно целостной системы поликультурного образования, возводящей ребенка-носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой. Открытость образования обеспечивается на каждой ступени обучения императивом поликультурности и полилингвальности на диалоговой межкультурной основе. Непреодолимым барьером для формирования российской гражданской идентичности является ранжирование или противопоставление граждан по этническим признакам, происходящее на базовом политическом этаже национально-государственного (читай: территориально-федеративного) устройства полиэтничного и поликультурного российского общества.

Основные принципы поликультурного образования Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни.

Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, – тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков – в противовес унификации и ассимиляции – закладываются в содержании образования.

Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и – одновременно – целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно- гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно – и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару – представляется вполне естественным.

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно- ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально- русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории – в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.

Основные принципы поликультурного воспитания Воспитательный идеал, как общая цель поликультурного образования, формируется в соответствии с важнейшими критериями национально- культурной укорененности, гуманистической открытости, личностной состоятельности, гражданской ответственности, созидательной активности. Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В качестве специальных принципов воспитания, определяющих эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить: – национально-культурную основу воспитания; – гуманистическую открытость воспитания; – личностную ориентированность воспитания; – воспитание гражданской ответственности; – воспитание целенаправленной созидательной активности: – базовый принцип организованного саморазвития.

Идентичность (от лат. одинаковый, тождественный)- это самоотождествление личности с другим человеком или общественной группой, подразумевающее ответ на вопрос «кто мы?». Идентичность – фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения

Подходы к методике преподавания курса ОРКСЭ в условиях внедрения многокультурного образования

Технология создания образовательной среды со свойствами многокультурности.

Поликультурная личность – это личность, обладающая такими ценностями и компетентностями, как: Открытость по отношению к миру, признание безусловной ценности человеческой жизни Понимание непреходящей ценности культурного многообразия планеты, страны, региона Толерантность, интерес к человеку иной культуры, трудовой этики, этнопсихологии, системы ценностей и смыслов, Способность к преодолению кризисных и конфликтных ситуаций в поликультурном пространстве Мотивированность на установление широких контактов с человеком иной культуры в целях решения общих проблем, Способность преодоления собственных стереотипов и предубеждений, определение своей непротиворечивой формулы идентичности, Владение навыками культуротворчества (креативности личности)

Компетентности учителя, необходимые для работы многокультурной среде Теоретическая и практическая готовность, позитивное отношение педагога к осуществлению профессиональной деятельности в ПС Достаточный уровень знаний для понимания этнокультурных и этноконфессиональных характеристик различных народов, в том числе и собственного Умение рефлектировать основания мышления, поведения, общения, действия представителей различных этноконфессиональных сообществ, способность преодолевать собственные стереотипы Наличие коммуникативных и диалоговых компетентностей, Умение самодостраивать свой образ мира на основе культурного «материала» людей различных эпох и культур, стремление обучить этому умению учащихся Умение определять непротиворечивую формулу собственной идентичности стремление обучить этому школьников.

Принципы проектирования образовательной деятельности в условиях МОС Принцип совместного развития учителя и ученика Принцип системности и систематичности Принцип полноты и разносторонности материалов Принцип свободы мировоззренческого самоопределения учащихся и учителя Принцип историзма Принцип проектирования обобщающих, т.н. идеальных поведенческих типов (М. Вебер) принцип вненаходимости (М. М. Бахтин) Принцип встречи на границе культур и религиозных традиций Принцип смыслосообразности Принцип педагогической корректности