Техногенная культура: Эпоха Возрождения Европы и развитие культуры в условиях капитализма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая.
Advertisements

История культуры эпохи Возрождения.
Возрождение возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно.
Культура эпохи Возрождения. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) одна из самых ярких эпох в истории культуры Европы, пришедшая.
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Возрождение (XIV – XVI вв.). Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре.
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Возрождение - это целая эпоха, которая следовала после Средневекового времени. Ее также называют Ренессансом. Родиной эпохи Возрождения считается Италия.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 9 класс) по теме: 9 класс МХК Возрожде
У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающей.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Цель урока: Сформировать представления об эпохе Возрождения.
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
7 класс. Новая история. ТЕМА «Эпоха Возрождения» § 3. Исторические предпосылки Возрождения § 4. Гуманизм § 5. Искусство Высокого Возрождения.
Кто не ценит жизни, тот не достоин ее Религиозная тематика; портретный жанр; человек – главный объект творчества; живописец, скульптор, архитектор, инженер,
Эпоха Возрождения. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового.
Эпоха Возрождения Презентацию подготовила Г.В.Кубарская учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ 30.
Искусство Высокого Возрождения 1.Культ красоты 2.Флорентийская школа живописи 3.Венецианская школа живописи 4.Искусство Северного Возрождения 5.Французское.
Цель исследования Узнать об особенностях эпохи Возрождения, ее хронологии и ярких представителях; Подготовить информацию для вводного урока по теме;
Проект ученицы по истории 10-а класса Андреевой Юлии. 2011г.
Транксрипт:

Техногенная культура: Эпоха Возрождения Европы и развитие культуры в условиях капитализма.

План: 1. Средневековая культура Европы. а)Христианство как ценностная основа средневековой европейской культуры. б) Научная культура в среднее века. в) Художественная культура средневековья. 2. Культура европейского возрождения. Понятие, периодизация. Отношенее к средневековому и античному наследию. Понятие Ренессанс. 3. Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения. 4. Национальные особенности культуры возрождения. (литература, искусство, музыка) 5. Культура европейского просвещения. Понятие. Хронологические рамки и предпосылки.

Возрожде́нее, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая веков и предшествующая культуре нового времени. культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи XIVXVI века

Возрожденее возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движенее началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновенее маньеризма и барокко.

Ренессанс. Особенности ренессанссной культуры: Ренессанская культура – принципиально светская, её идейная база – светское мировоззренее гуманистов. В отличие от средневекового искусства в ренессанс- сном искусстве утверждалось индивидуальное авторство. На смену сословному направлению в эпоху Возрождения пришло первое эстетическое направленее – ренессансский реализм.

Эстетическое направленее ренессансса: 1. Исторические рамки. Развивается на протяжении эпохи Возрождения (Италия – XIV – XVI вв., остальные страны – XVI – до начала XVII вв.). 2. Ренессансный реализм исторически обусловлен условиями перехода эпохи (от феодализма к капитализму) и идейной базой является гуманизм, утверждающий гуманистические идеалы. 3. Гуманизм определяет эстетику (науку о красоте): гармония – показатель прекрасного. Прекрасное – это сама жизнь, это реальный мир и человек во всех направлениях. Нет ничего некрасивого. То, чем наполнен мир, что в нем происходит, -- достойно изображения в искусстве. Во всем этом проявляет себя замысел творца. Искусство ренессанссного реализма стремиться к предельной многогранности и всесторонней жизни человека.

4. Смысл искусства: Искусство – это самовыраженее личности в творчестве человек подобен Богу; Бог создал мир, а человек это повторил в творчестве. В творчестве художник абсолютно свободен, он руководствуется своим чувством прекрасного, своим разумом. Традиции нужны, но это не догма, им нужно не подражанее, а творчески развивать и осмысливать. Смысл творчества: художник оказывает людям красоту и гармоничность мира. Это общий пафос искусства ренессанссного реализма. Пафос наслаждения жизнью, красотой. Прославленее человека, его свободы, самостоятельности. Р.Р. ориентируется на утвержденее, прославленее, воспеванее. 5. Вместе с тем мастера Р.Р. обращаются к возможностям комического. Смех – это средство критики, борьбы против носителей средневековых традиций. Но чаще – это смех жизнерадостный, это искреннее веселье. Мастера Р.Р. не проходят мимо зла – с помощью смеха они торжествуют над злом, дискредитируют его. Мироощущенее художников становиться трагическим (Шекспировские драмы).

6. Особый смысл изображения человека, особый тип героя: Пониманее и изображенее человека как микро-космос, - Вселенная. Они стремятся показать человека во всех направлениях, в разных сферах жизни. Для того чтобы реализовать гуманистическую концепцию человека, мастера активно пользуются способами художественной идеализации. Этот принцип доминирует, но наряду с этим формируется и другой принцип художественного обобщения – принцип типизации. Существует два основных варианта героя: 1). Герой типический – человек рядовой, каких много в реальной действительности. 2). Герой идеализированный, который изображается как совершенная, титаническая личность.

7. Стиль раннего Ренессанса характеризуется индивидуальностью творческих манер каждого художника. Но есть закономерность, сближенее всех мастеров: Все они стремятся добиться жизненного правдоподобия (т.к. сама реальность прекрасна). Присутствует художественная символика (фантастика). Возникает соединенее в произведениях реального и фантастического, смешного и сердитого, трагического и комического ("Дон Кихот"). Эти крайности сближаются и соединяются. Широко используется принцип гротеска.

Эпоха возрождения XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарожденее мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещенее главных торговых путей из Средизем- номорья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могуществен- новейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновленеем культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновленее захватило затем и другие европейские страны. Появленее книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общенее между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Эпоха Возрождения – особая культурная эпоха, которая пришла на смену культурной эпохе Средневековья. Решающее различие между ними – наличие нового и культурного Возрождения.

Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Новое мировоззренее – гуманизм, сформированный светской интеллигенции. Гуманизм: в широком смысле: признанее ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявленее своих способностей, утвержденее блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком смысле: светское мировоззренее, распространившееся в Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения.

Новизна Гуманистического мировоззрения в том, что оно: 1). Первое светское мировоз- зренее в новой Европе (раньше было духовное). 2). Это мировоззренее возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму.

И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремленее к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессансс (конец XIII - I половина XIV века); 2. Раннее Возрожденее (XV век); 3. Высокое Возрожденее (конец XV века первые три десятилетия XVI века); 4. Позднее Возрожденее (середина и вторая половина XVI века).

Периоды эпохи Раннее Возрожденее Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Боттичелли. Мадонна с гранатом. Ок.1490 г.

Северное Возрожденее Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направленее, имеющее некоторые различия с Возрожденеем в Италии, и называть «Северное Возрожденее». Замок Шамбор во Франции

Художники Северного Возрождения Ганс Бальдунг Иероним Босх Питер Брейгель Альбрехт Дюрер Лукас Кранах Ханс Хольбейн Ян ван Эйк

Иероним Босх Несенее креста Блудный сын

Наука Парацельса и Везалия, Жана Бодена и Никколо Макиавелли Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы

Философия Николай Кузанский Леонардо Бруни Марсилио Фичино Пико делла Мирандола Лоренцо Валла Манетти Пьетро Помпонацци Жан Боден Монтень Томас Мор Эразм Роттердамский Мартин Лютер Кампанелла Джордано Бруно

Литература Франческо Петрарки ( Джованни Боккаччо ( ) Никколо Макиавелли ( ) Лудовико Ариосто ( ) Торквато Тассо ( ) памятники эпохи: «Декамерон» :Дж.Бокаччо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Джотто ди Бондоне Согласно источникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок ), Неаполе (ок ), Милане (ок ) и других городах Италии. В 1327 вместе со свои- ми учениками записался в цех флорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководите- лем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен ее первый ярус).

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодоленеем средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Работы Сандро Ботичелли Работы Сандро Ботичелли «Мадонна с младенцем и ангелом»

Изобразительное искусство Сандро Боттичелли «Весна» «Рожденее Венеры»

Сандро Ботичелли Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распростра- нилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи получили начальное образованее в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы

Леонардо да Винчи

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретичес- кими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря« ( , в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержанее выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.

Тайная вечеря Уже через два года Леонардо да Винчи пришёл в ужас, увидев своё произведенее столь сильно изменив- шимся. А через десять лет он вместе с учениками пробует произвести первые реставрационные работы Тайной вечери. Всего в теченее 300 лет было сделано восемь реставраций. В связи с этими попытками на фреску были неоднократно нанесены новые слои красок, значительно исказившие оригинал. К тому же, к началу XX века, ноги Иисуса Христа оказались полностью стёрты, так как постоянно открывающаяся дверь столовой соприкасалась как раз с этим местом.

Тайная вечеря Тайная вечеря - это единственное большое законченное произведенее Леонардо да Винчи. Он выбрал необычный вид росписи – масляными красками, а не темперой, что позволило сохранить более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, которым написано произведенее, создаёт впечатленее, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину. Освященее, которое изобразил мастер на фреске, даёт впечатленее реального света, поскольку из соседнего с фреской окна (перпендикулярной стены) просачивается слабый свет и картина предстаёт в глазах зрителей реальностью. К сожалению, в настоящее время это окно полностью затемнено, чтобы не испортить хрупкой работы. Поэтому Тайная вечеря в своём комплексе немного теряет. Специалисты предлагают поставить специальный фильтр на окно, но пока это только разговоры.

Микеланджело Буонарроти Первоначальное образованее получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влиянее на его миропониманее и творчество. Тяготенее к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же)

Первый римский период ( ) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изученее античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок ), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера. Флорентийский период ( ). Статуя Давида Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на созданее 5,5-метровой статуи Давида ( , Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сраженеем, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita устрашающая).

Второй римский период ( ) В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим,поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал созданее, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлажденее Юлия II к этому замыслу и прекращенее финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.

Росписи Сикстинской капеллы Фрески Сикстинского плафона ( ) самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполненеем его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движенеем жестов, поз, контрапостов, ракурсов помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (ок ) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца ( )

Микеланджело Буонарроти

Работы Микеланджело Буонарроти

Рафаэль Санти Уже в ранних, написанных до Переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю Гармоничный склад дарования, его уменее находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как «Мадонна Конестабиле» (ок , Эрмитаж), «Сон рыцаря» (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), «Три грации» (Музей Конде, Шантильи), «Святой Георгий» (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату «Обручении Марии» (1504, Брера, Милан)

В жизни Рафаэля Санти было три периода: Флорентийский период ( ) Римский период ( ) Росписи Ватиканского дворца

I период. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значенее для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положенее во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Св. Екатерина Александрийская», ок , Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок , Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.

2 период. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и порученее расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изученее и охрану античных памятников, археологические раскопки. 3 период. Центральное место в творчестве этого периода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура ( ) – одно из самых совершенных творений Рафаэля.

Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) «Диспута» («Спор о причастии»), «Афинская школа», «Парнас», «Основанее канонического и гражданского права» и соответствующие им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой. В соседней Станце Элидора ( ), в росписях стен («Изгнанее Элидора из храма», «Чудесное изведенее апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене», «Встреча папы Льва I с Аттилой») и библейских сценах на сводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени.

Рафаэль

Работы Рафаэля Санти

Архитектура Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессанссной архитектуры Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города -памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданеем зданий там трудились великие архитекторы Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Купол собора св. Марии дель Фьоре, Брунеллески, Росселино, , , Флоренция

Церковь Санта-Мария-Новелла Альберти, Флоренция

Палаццо Питти Амманати Бартоломео , Флоренция

Музыка Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи Появляются различные жанры свет- ского музыкального искусства фрот- тола и вилланелла в Италии, вильян- сико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии Эпоха Возрождения завершается появленеем новых музыкальных жанров сольной песни, кантаты, оратории и оперы