Психология познавательных процессов 13 Общая характеристика познавательных процессов Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. 14 Внимание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Advertisements

Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЕПАМЯТЬВНИМАНИЕ.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Веселов Андрей и Тытюк Полина Проверила:
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
Мышление. Виды мышления.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Транксрипт:

Психология познавательных процессов

13 Общая характеристика познавательных процессов Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. 14 Внимание. Функции, виды и свойства внимания. 15 Память как мнемический процесс. Виды, процессы, индивидуальные особенности. 16 Мышление и речь. Виды, операции, формы, индивидуальные особенности мышления. 17 Воображение и творчество. Способы создания новых образов. Этапы творческого процесса (накопление информации, «созревание», «озарение», воплощение).

Лекция 13 Общая характеристика познавательных процессов Ощущение и восприятие 1. Общая характеристика познавательных процессов 2. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания

Познавательные психические процессы: I. Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие II. Внимание Внимание III. Память Память IV. Мышление и речь Мышление и речь V. Воображение Воображение

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания (деятельности) на определенном предмете при отвлечении от всего остального. Память – отражение прошлого опыта, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении чего- либо. Мышление – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.

Раздражитель (Р) воздействует на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) в результате чего происходит опознание предмета (ОП), происходит осмысление (ОС), понимание информации Р который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), НИ ГМ ЭП ЦВ ОЩ М ОС ОП НВ на органы чувств (ОЧ), ОЧ Структура приема информации

Ощущения Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающего познание отдельных свойств предметов и явлений является основой более сложных познавательных процессов превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др. Основные функции

Свойства ощущений Интенсивность Длительность Пространственная локализация раздражителей Качество Слуховые ощ. – высота, тембр, громкость Общие свойства ощущений

Возбуждение Проводящие пути Возникновение ощущений Раздражи тели физиологический процесс Орган ощущений (рецептор) Психический процесс Физический процесс Ощущение Центр в коре головного мозга Здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс По афферентным, или центростремительным, путям возбуждение передается в центральный отдел анализатора Анализатор анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и' внутренней среды и переработки их в ощущения

Дистантное Контактное Экстероцептивное Интероцептивное Проприоцептивное По взаимодействию рецепторов с раздражителями Зрительное Слуховое Осязательное Мышечно-суставное Обонятельное Статико-кинетическое Органическое Болевое Температурное Вкусовое Классификация ощущений По расположению рецепторов Виды ощущений По ведущему анализатору

Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира, действующих на анализаторы человека. – это познание не отдельных свойств предметов и явлений, а предмет ОВ в целом. глазухоруканос Образ восприятия

Классификация восприятия По ведущему анализатор По форме существования материи По форме психической активности Слуховое Зрительное Восприятие времени Восприятие пространства Непреднамеренное Преднамеренное Кинестетическое Вкусовое Обонятельное Осязательное Восприятие движений Виды восприятия

Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов. Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов. Структурность - если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Осмысленность (категориальность) – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется

Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов

Свойства восприятия: Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Категориальность (осмысленность) – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов.

Свойства восприятия: Структурность - если человек слушает какую- либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Иллюзии восприятия Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Чаще всего встречаются зрительные иллюзии. Наиболее известными из них являются следующие:

Виды иллюзий : 1. Иллюзия стрелы: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя обе стрелы равной длины.

2. Иллюзия железнодорожных путей – линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее. Хотя обе шпалы одинаковые.

4. Иллюзия веера – параллельные линии под влиянием фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.

5. Иллюзия пересечения – продолжением прерванной линии является отрезок А, а не В, как это кажется.

Лекция 2 Внимание Понятие внимания Функции внимания Виды внимания Свойства внимания Организация произвольного внимания учащихся на уроке

Лекция 2 Внимание – это: НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА КАКОМ - ЛИБО РЕАЛЬНОМ ИЛИ ИДЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНДИВИДА

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Функции внимания: активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов; способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды внимания: По степени волевой регуляции: Произвольное Непроизвольное Послепроизвольное По материалу деятельности: сенсорно-перцептивное интеллектуальное двигательное По направленности: внешне-направленное внутренне-направленное По ведущему анализатору: зрительное слуховое вкусовое и т.д.

Основные свойства внимания : Концентрация (сосредоточенность) Устойчивость Переключаемость Избирательность Объем Распределение

Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.

Лекция 3 Память Общее представление о памяти Виды памяти и их особенности Индивидуальные различия памяти у людей Теории и законы памяти Формирование и развитие памяти

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Рубинштейн С. Л.

Память Запечатление (запись),сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что человек воспринимал, чувствовал …

Виды памяти : По длительности сохранения информации: кратковременная оперативная долговременная По форме психической активности: непроизвольная произвольная По объекту запоминания: ОБРАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ По преобладающему анализатору:

Память цель установка эмоции Производственная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Образная Эмоциональная Смысловая Механическая Двигательная мышление восприятие кинестези я

Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину) Вытеснение Повторение Период (перекодирование) Кратковременная память Долговременная память Входящая информация Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину

Этапы логического запоминания Осознание цели запоминания Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Понимание смысла запоминаемого Осознание цели запоминания

Зависимость запоминания информации от расположения на доске 28% 33% 16% 23% Доска

Причины, влияющие на продуктивность памяти Субъективные Объективные Предшествующий опыт Типы запоминания УстановкаСвязность Осмысленность Характер материала Состояние организма ИнтересПонятийность Количество материала Обстановка Наглядность

Структура материала Зависимость запоминания от типа мышления 2. Гипотеза 1. Проблема Лучше запоминает «Теоретик»«Практик» 9. Вывод 8. Подтверждение гипотезы 7. Новая формулировка гипотезы 6. Вывод из примера 5. Пример 4. Определение понятия 3. Уточнение гипотезы

Индивидуально-типологические особенности памяти Объем и точность запоминания Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Прочность сохранения Быстрота запоминания Ведущий вид памяти зрительная, слуховая, двигательная, словесно- логическая, эмоциональная Профессиональная направленность Суггестивность асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения

Состав мнемического действия или приемы рационального запоминания: Группировка Выделение опорных пунктов ПланКлассификация СхематизацияСтруктурирование Перекодирование МнемотехникаАналогия Повторение Ассоциации Серийная организация материала Достраивание запоминаемого материала

Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.) Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, приме­ры, образы излагаемого в тексте и т. п.) План - совокупность опорных пунктов. Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков. Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношения} предметов, явлений, понятий. Мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания.

Перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме. Достраивание запоминаемого материала - привнесение нового в запоминаемый материал использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве). Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности. Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала

Лекция 4 Мышление и речь Мышление Речь

Составляющие: Природа и виды мышления Особенности творческого мышления Теории мышления в психологии Развитие мышления Речь и ее функции Речь как средство общения Речь как инструмент мышления Соотношение мышления и речи

Мышление – Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

МЫШЛЕНИЕ Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно- образное Абстрактно- логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления По форме По степени развернутости По степени новизны и оригинальности По характеру решаемых задач Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления

Взаимосвязь форм мышления Умозаключение мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием Суждение мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной Понятие мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними

Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

Творчество Глубина Гибкость ШиротаИнициативность Критичность Быстрота Составляющие продуктивности ума Продук тивност ь ума Сообразительность

Качества мышления Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Глубина мышления Самостоятельност ь мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления

Условия развития творческого мышления Условия, стимулирующие развитие творческого мышления Это один из видов мышления, характерный Созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов Творческое мышление Условия, препятствующие развитию творческого мышления Разрешение и поощрение множества вопросов Стимулирование ответственности и независимости Ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников и др. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях Конформность Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования Жесткие стереотипы в мышлении и поведении Стремление к успеху во что бы то ни стало Избегание риска Преклонение перед авторитетами и др.

Индивидуально-типологические особенности мышления Тип высшей нервной деятельности (мыслительный, художественный или смешанный) Сочетание различных видов мышления Развитость отдельных мыслительных операций Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса Способность подчинять поисковые действия цели Способность предвосхищать возможные решения проблем, актуализировать знания Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений Способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий Глубина мышления Широта мышления Гибкость или ригидность ума Критичность мышления

Мышление По типу сознания По форме По средствам действия Теоретическое Эмпирическое Наглядно действенное Наглядно образное Словесно логическое Интуитивное Рациональное Вербальное Наглядное Творческое Критическое Практическое Теоретическое По функциям По типу проблем По степени рефлексии

Мыслительные операции: Анализ - мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон. Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение по тем существенным признакам, которые были выделены в процессе абстрагирования. Конкретизация

Осознание Проблемной ситуации Ограничение зоны поиска Построение гипотезы Проверка гипотезы Постановка задачи Рефлексия действий и результатов Этапы решения мыслительной задачи

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоя- тельность Широта Гибкость Глубина Критичность Инициативность Сообразительность

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач. Глубина 178

Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Соотношение мышления и речи Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно – действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Лекция 5 Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Воображение заключается в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Основные функции Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Регулирование эмоциональных состояний Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Формирование внутреннего плана человека Планирование и программирование деятельности

Творческое Воссоздающее Классификация воображения По предмету, материалу деятельности По результатам По виду деятельности, содержанию труда По способам активности Образное Эмоциональное Техническое Художественное Пассивное Активное Преднамеренное Непреднамеренное и др. Словесно-логическое (концептуальное) Музыкальное Виды воображения

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, по мимо воли и желания человека. В воссоздающем воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память. Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, она творчески преобразуется.

Воображение Произвольное Непроизвольное Фантазии Мечты Репродуктивное Творческое По степени субъективности По отношению к возможному будущему По степени уникальности По отношению к неосуществимому будущему

Способы создания новых образов (формы синтеза представлений в процессах воображения) Формы синтеза Агглютинация Гиперболизация, или акцентирование Типизация Заострение соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов Схематизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними подчеркивание каких-либо признаков увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей

Лекция 17 Воображение и творчество. Понятие творческого мышления. Способы создания новых образов. Этапы творческого процесса (накопление информации, «созревание», «озарение», воплощение).

Гилфорд выделил следующие параметры творчества (креативности): способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость- способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность –способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к синтезу и анализу.

творческое мышление: Зоркость в поисках -увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного». Способность к свертыванию мыслительных операций- постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Способность к переносу. Боковое мышление способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Цельность восприятия - умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины. Готовность памяти – способность «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Гибкость мышления. Гибкость интеллекта. Способность к оценочным действиям. Беглость речи. Способность к доведению дела до конца. Профессиональные способности.

Этапы творческого процесса: Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач). Сосредоточения усилия, и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи. Уход от проблемы, переключение на другие занятия период инкубации) Озарение или инсайт ( гениальная идея или простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок) 5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение. или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Творческим людям присущи следующие личностные черты: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В.Н.Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».