ГУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер» В.И.Честнова, В.В.Кочегуров, Я.М.Баркова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
Advertisements

Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
«Профилактика агрессии и насилия в школе» Выполнила: социальный педагог Фомина Р.В год.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Изучение риска злоупотребления психоактивных веществ у учащихся КГБОУ НПО «Профессиональное училище-15» Автор: Журавлёва Елена Анатольевна.
Профилактика семейного неблагополучия 1 Бойкова Анастасия Владимировна, педагог-психолог.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология.
Пути и способы организации профилактической антинаркотической работы в образовательных учреждениях МОУ Калиновская СОШ Заместитель директора по ВР Питькова.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Екатеринбург 17 февраля 2016 года Правительство Свердловской области Министерство общего и профессионального образования Свердловской области «Организация.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Данные предварительной диагностики Диагностика учащихся 8-9 классов (37 учеников), проведенная в 2012 году, показала следующие результаты: - 32% учащихся.
Новоуральск 2 марта 2016 года Правительство Свердловской области Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Управление образования.
Педагог-психолог Костючик Татьяна Сергеевна МС(К)ОУ «С(К)ОШИ 9 VIII вида» г. Краснокамск.
Транксрипт:

ГУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер» В.И.Честнова, В.В.Кочегуров, Я.М.Баркова

Актуальность проблемы Из 100 подростков в возрасте до 12 лет интенсивно употребляют алкоголь 24 мальчика и 19 девочек, а возраст первого приобщения к алкоголю составляет 5-6 лет. Сидоров П.И., 2006, 2008 Среди подростков с алкогольной аддикцией часто встречаются дети с задержкой психического развития, олигофренией, невротическими реакциями, расстройствами поведения, патохарактерологическим формированием личности Абшаихова У.А., Сирота Н.А. 1991; Н.Е.Кулагина и соавт., 2000; Сидоров П.И., 2006

Цель исследования Выявить психологические особенности воспитанников интерната, злоупотребляющих психоактивными веществами, для разработки эффективных профилактических и психокоррекционных мероприятий

Обследовано детей (мальчиков - 52, девочек - 45) воспитанников школы-интерната г.Твери Возраст: лет детей (мальчиков - 52, девочек - 45) воспитанников школы-интерната г.Твери Возраст: лет Методы исследования Клинико-анамнестический Анкетно-опросный Статистический

Анонимная анкета для выявления распространенности аддиктивного поведения Опросник Басса-Дарки Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орла Методика определения индивидуальных копинг- стратегий Э.Хайма Анонимная анкета для выявления распространенности аддиктивного поведения Опросник Басса-Дарки Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орла Методика определения индивидуальных копинг- стратегий Э.Хайма

Распространенность аддиктивного поведения среди воспитанников интерната (%)

Частота встречаемости алкогольной аддикции у воспитанников интерната (%) *- p

2 группы обследования воспитанника интерната, употребляющих ПАВ основная группа (от 1-2 раз в месяц до 2-3 раз в неделю) – основная группа 24 группа сравнения 24 подростка, не имеющих аддиктивного поведения – группа сравнения воспитанника интерната, употребляющих ПАВ основная группа (от 1-2 раз в месяц до 2-3 раз в неделю) – основная группа 24 группа сравнения 24 подростка, не имеющих аддиктивного поведения – группа сравнения

Средние значения показателей агрессивного реагирования у обследованных подростков (р

Средние значения по шкалам склонности к девиантному поведению у обследованных детей (р

Распределение подростков по видам копинг-стратегий в эмоциональной сфере (%) *- p

Распределение подростков по видам копинг-стратегий в поведенческой сфере (%) *- p

Выводы Для воспитанников интерната употребляющих психоактивные вещества характерны: высокие показатели физической агрессии, негативизма, чувства вины выраженная склонность к аддиктивному, делинквентному и агрессивному поведению неэффективные копинг-стратегии в эмоциональной и поведенческой сферах

Практические рекомендации Отмеченные психологические особенности могут использоваться как терапевтические мишени как при индивидуальной форме работы, так при проведении тренингов среди данного контингента детей Выявляемые с помощью указанных методик обследования психологические особенности, могут служить маркерами для отбора воспитанников интерната в группу повышенного риска, требующих более интенсивных профилактических и коррекционных воздействий

Профилактическая и психокоррекционная программа Участники программы: воспитанники интерната, их родители и педагоги интерната Рассчитана на 7 месяцев Приняло участие 89 подростков Индивидуальные и групповые занятия Цель программы: - отказ от употребления психоактивных веществ; - развитие психоэмоциональной сферы подростков, характеризующейся повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, агрессивностью, низкой стрессоустойчивостью; - формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия

Основные м етоды психокоррекции Когнитивно-поведенческая психотерапия Краткосрочная психотерапия Позитивная психотерапия Арт-терапия Научение методам психической саморегуляции Кинезиология Консультативно-просветительская деятельность с родителями и педагогами

Результаты реализации программы Выявлена стабилизация эмоционального фона, снижение агрессивности и тревожности, формирование адекватной самооценки воспитанников интерната Отмечено улучшение нарушенных взаимоотношений подростков за счет использования ими приобретенных психотехнических навыков Факты употребления подростками алкоголя и других психоактивных веществ стали фиксироваться намного реже, чем до начала исследования

Распределение подростков, употребляющих психоактивные вещества, по видам копинг-стратегий до и после участия в программе(%) До участия После участия продуктивные непродуктивные относительные

Распространенность аддиктивного поведения среди воспитанников интерната до и после участия в программе (%)

Сравнительные значения по шкалам склонности к девиантному поведению воспитанников интерната, злоупотребляющих психоактивными веществами после участия в программе

В дальнейшем намечено: вовлечение подростков, имеющих аддиктивное поведение, в социально-полезную деятельность внедрение в программу новых методов работы (семейная психотерапия, цикл занятий с несовершеннолетними по коррекции отношений в семье и др.) составление полного социально-психологического портрета несовершеннолетних промежуточное тестирование, анкетирование с целью определения происходящих изменений в поведении подростков, внесения коррекции в план мероприятий проведение психологических тренингов по профилактике эмоционального сгорания с педагогическим коллективом

Благодарю за внимание!