Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Обществознание 10 класс.
Advertisements

Мораль и религия
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
М ОРАЛЬ. Р ЕЛИГИЯ.. Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами. Однако помимо внешних.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Религия в современном мире… Выполнила Бичева Настя Ученица 10 «Б» класса Лицей 2.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Мораль. Религия. 10 класс обществознание
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Кто во что верит? Выполнили учащиеся 4 класса МОУ Ореховской СОШ Галичского района Костромской области Учитель: Андреева Н.Н.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Мораль Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес- кое, классовое Сформирова- лась вместе с возникнове- нием человеческого общества Предмет.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Транксрипт:

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Сердцем религии является вера. религиозное Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире. светское Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике. сознание

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества. Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога. Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

Особенности религии o Система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии. o Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. o Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей. –ХРИСТИАНСТВО 1,5 миллиарда людей –ИСЛАМ 1 миллиард людей –ИНДУИЗМ 0,5 миллиардов людей –КОНФУЦИАНСТВО 0,5 миллиардов людей –БУДДИЗМ 300 миллионов людей

Мировые религии: Линии сравнения Буддизм ХристианствоИслам Время и место зарождения VI-V вв. до н.э. Индия I в.н.э. Восточные провинции Римской империи Начало VII в. н.э. Азия, Аравийский полуостров Территория, на которой проживают исповедующие религию Южная, Юго- Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия Преимущественно Европа и Северная Америка Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа

Мировые религии: Линии сравнения Буддизм ХристианствоИслам Источники вероучения Типитака (собрание буддийских текстов) Библия (собрание священных текстов христиан) Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство Основы учения Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Идея греховности человека как причина всех его несчастия и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. Человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Количество последователей религии Около 500 млн. человек 2 млрд.человек Около 1,5 млрд. человек

Национальные религии: Конфуцианство – vi-v в. до н.э., Китай Даосизм - iv-iii в. до н.э., Китай Иудаизм со II тыс.до н.э., Палестина Синтоизм - vi-vii в., Япония Все виды влиятельных религий возникли непосредственно из моральных учений своих последователей. Каждая религия имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывают влияние на людей. Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся в обществе, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

Мораль. Нравственная культура. МОРАЛЬ – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали: Наименование нормы Табу Сущность Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Характер нормы Распространяется на членов данной общины Чем поддерживается Мистическая боязнь определенных актов или существ Когда возникает Родовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Обычай Сущность Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Чем поддерживается Авторитет общественного мнения Когда возникает Родовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Традиция Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Чем поддерживается Авторитет общественного мнения Когда возникает Родовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Моральные правила Сущность Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Характер нормы Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Чем поддерживается Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Когда возникает Разложение родового строя

Вопросы происхождения морали: Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития; Теологический подход – мораль дарована человеку Богом; Социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально- экономические интересы людей; Культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Моральные требования и представления: Нормы поведения; Моральные качества; Нравственные принципы; Морально-психологические механизмы; Высшие моральные ценности.

Понятие «мораль» Понятие «нравственность» Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего) ЭТИКА – философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

Мораль и право: общее и различия: Нормы морали Нормы права 1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. 1. Установлены и санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах. ОБЩЕЕ 1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество. 2. Имеют один объект регулирования – общественные отношения. 3. Выступают мерой свободы в обществе. 4. Связаны с категорией «социальная справедливость». 5. Имеют сходную структуру. РАЗЛИЧИЯ

Мораль и право: общее и различия: Нормы морали Нормы права 2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 3. Их реализация не нуждается в организационной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. 4. Дают большой простор для их толкования, чем правильные нормы. 5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т.д.). 6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству. 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного. РАЗЛИЧИЯ

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этап Формируемая нравственность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна I Элементарная нравственность Послушание и подражание Страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?») Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста II Конвенциональная нравственность Общественное мнение окружающих Стыд, честь («Что обо мне подумают?») Взрослые люди III Автономная нравственность Саморегуляция Совесть («Что я сам о себе подумаю?») Взрослые люди

Структура нравственной культуры личности: Культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации т.д.); Культура чувств (степень развитости, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); Культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); Этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе).

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности: «Золотое правило» нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми). Моральная автономия личности Завоевание Нового времени. (он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за собой выбор перед самой собой и перед человечеством. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства). Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека (этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью, он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» человека).

Тенденции духовной жизни современной России. Перспектива духовной жизни России в начале XXI века: необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России: 1. Снижение нормативности культуры. 2. Отстранение населения от активного участия в культурной жизни. 3. Проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. 4. Начало реакции культурного отторжения на вторжение чуждых культурных элементов. 5. Современная культура России соединяет несоединимое, синтезирует в своем организме элементы различных культур. 6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. 7. Осуществляется ломка культурных стереотипов.