Работу выполнили: Круглова Оксана и Быстрова Даша 9 «А»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Просвещение Наука Литература Живопись Скульптура Архитектура Музыка, театр, балет, кинематограф.
Advertisements

Серебряный век.
Лист контроля п/п Ф.И.Домашнее задание Проект, вопрос-ответ Оценка 1Авдошина Олеся 2Благова Анна 3Васильева Алиса.
Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.
Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век Выполнял ученик 9 а класса Александр Шашков.
Тема: Фролов Александр – 10 А Учитель Баннова Е.В.
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок. 6 млн человек. Выросло число гимназий.
«Серебряный век» русской литературы Составила: Темырова Эльеста Васильевна, Ученица 11 класса МОУ «Большегондырская СОШ»
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 31 г. Тамбова Аванесова Лариса Владимировна.
Тема: ЗАДАНИЕ НА УРОК: Докажите, что период конца.19 – начала.20 вв.действительно был «серебряным веком» русской культуры?
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович- Данченко В театральном искусстве рубежа XIX-XX вв. позиции реализма укрепились. Новая.
Акмеизм Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии начала XX века,
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся.
Искусство рубежа XIX - XX веков – одно из самых интересных явлений в русском искусстве. Эти годы были переломным временем и в политической, и в духовной.
Серебряный век русской культуры. § 8. духовная жизнь Серебряного века Развитие образования Развитие науки Музыка, балет, театр, кино Историческая живопись.
Глава 4. Серебряный век русской культуры или О том, как русские художники создавали новое искусство Т.М. Потоловская - ГБОУ лицей 150 Калининского района.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Транксрипт:

Работу выполнили: Круглова Оксана и Быстрова Даша 9 «А»

Серебряный век - это период в истории русской культуры, Хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма.

Просвещение. Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей. С 1900 по 1915 г. Государственные расходы на бюджет увеличились более чем в 5 раз; Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли приходское образование; Росло число гимназий и реальных училищ; По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку; Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических и др.; К 1914 г. В России действовала более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. чел. Свыше 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Наука. В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно- технический прогресс. Н.Е. Жуковский ( гг.) основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он сделал значительные открытия в теории и практики самолетостроении. Константин Э. Циолковский ( гг.) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракета динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель ракету.

Работы выдающегося физика П.Н. Лебедева ( гг.) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука

Научное значение трудов великого русского физиолога Ивана П. Павлова ( гг.) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: до павловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения ему первому среди русских ученых была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности.

Еще один естествоиспытатель Иван И. Мечников ( гг.), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908 г.) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены Владимиром И. Вернадским ( гг.). И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые- гуманитарии, как В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, С. А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Большое место в трудах т русских философов занимала русская идея – проблемы самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, предназначения ( Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский).

Литература. Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

В традициях русской реалистической школы работал Л.Н. Толстой. Его письма- обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремление воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защищать всех притесняемых.

А.П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых он отразил происходившие в начале века социальные изменения. И.А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А.И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М.Горький («Враги», «Мать»).

В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм. Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. Поэтам –символистам были близки учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Они объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждали, что вера, религия – краеугольные камни человеческого бытия и искусства. К поэтам- символистам относились К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.Я. Брюсов и др.

Акмеизм. Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Футуризм. Русская культура XX века испытывала слияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившие «новое искусство». Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». А главным идеологом мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти. В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Живопись. Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало общество передвижников. Была популярна историческая живопись. Однако, законодателем моды стал модерн. Сторонники нового стиля объединились в сообществе « Мир искусства». «Мирискусники» работали в разной манере и мало походили друг на друга. И все же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего. Их беспокоило, что искусство все более вытеснялось из повседневной жизни и становилось достоянием небольшого круга «избранных» и «посвященных». Они были убеждены в том, что именно искусство постепенно смягчит и одухотворит людей. Круг интересов мастеров «Мира искусства» был чрезвычайно широк. Это работа над монументальными росписями, карти­ нами, театральными декорациями, книжными иллюстрациями, рисунками для витражей, обращение к скульптуре. Они изучали и пропагандировали лучшие достижения западноевропейского и русского искусства. Неиссякаемым источником вдохновения «мирискуссников» стали народные традиции.

Борис Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения Мир искусства».

В 1907 г. в Москве была устроена выставка под названием «Голубая роза». В ней приняли участие 16 художников (П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин и др.) тесно связанных с поэтами-символистами. Но символизм никогда не был единым стилевым направлением.

Направление ХарактеристикиПредставители Реализм Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности Репин И.Е., Суриков В.И., Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М. и др. Модерн Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К. и др. Символизм Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей и миром вещей Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А. Авангардизм Использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к худ. творчеству. Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н.

Скульптура. Архитектура. Скульптура и архитектура были тесно связаны с импрессионизмом и модерном. Широкую известность получили скульптурные портреты П.П. Трубецкого (Л.Н. Толстой, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпин, памятник Александру III вызвавший споры публики и др.). А. С. Голубкина соединила в своем творчестве модерн и импрессионизм стремилась к созданию обобщенного образа явлений («Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.). Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля. В его ранних постройках видятся готические мотивы ( особняк З.Г. Морозовой, дом А.Н. Рябушинского). При постройки Ярославского вокзала Шехтель обратился к мотивам русского зодчества. В дальнейшем архитектор все ближе подходил к рационалистическому модерну.

Музыка, балет, театр, кинематограф. Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских композиторов- новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Как никогда прежде, огромное влияние на музыку оказали политические события первой половины XX века. Войны, революции, социальные и экономические потрясения встряхнули мир в прошлом веке. Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, вероисповедания или национальности, было много ограничений и запретов на музыку, которая создавалась.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской

Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. К.С. Станиславский – будущее театра видел в углубленном психологическом реализме, искусстве актерского перевоплощения. В.Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, в использовании театра масок и элементов народного балагана. Е.Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные и радостные спектакли.

В этот период все отчетливее проявляется тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Культура начала XX века переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства.