«Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достовский Выполнила: Круглова Оксана 10 «А»
На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем этих традиций, он всем своим творчеством доказал, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание. показывал, что жизнь не всегда такая красочная. Образы "Униженных и оскорбленных" хорошо прослеживаются через романы "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и "Бедные люди". Образы униженных и оскорблённых, несмотря на общие черты, разноплановы. Каждый из них несет в себе личную историю, у каждого из них трагична судьба. Но важно отметить то, что в отличии от других авторов, Достоевский не пытается идеализировать жизнь своих героев, а показывает ее во всем "великолепии" мрачности и безразличии других людей.
В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Историю девочки по имени Нелли оказавшуюся на так называемом "социальном дне", где господствует нищета, болезни, преступления. И переплетение её судьбы с судьбой семьи Ехменевых дочери Натальи и отца Николая Сергеевича, который из-за своей гордыни отказался от родной дочери. На протяжении всего романа он глубоко переживает, но бездействует. Его душит знание того, что его дочь соединила судьбу с тем, отец которого разорил и опозорил его семью. Узнав судьбу несчастной Нелли, Ихменев прощает свою дочь и семья воссоединяется. ("О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!
Безысходное горе маленького человека мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход смерть. Пусть они бросят в нас камень! Не бойся, Наташа... Мы пойдем рука в руку, и я скажу им: это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя, которую вы оскорбили и унизили, но которую я люблю и которую благословляю во веки веков!.. ")
Роман написан от лица молодого писателя Вани, многие подробности жизни которого автобиографичный. Время действия романа несколько размыто. Дни начала литературной карьеры самого Достоевского относятся к 1840-м годам, и в самом романе в слегка завуалированной форме упоминаются многие персонажи тогдашней литературной жизни, например, Виссарион Белинский под прозрачным псевдонимом «критик Б.». Некоторые черты описываемых событий заставляют увидеть в произведении не просто отражение жизни 1840-х годов. Сам исторический фон событий романа зачастую условен. Хотя за время действия романа происходит не более полутора лет, в произведении упоминаются реалии более близких к эпохе опубликования романа, например, издание «Энциклопедии» Андреем Краевским.
Ваня воспитывался в семье бедного помещика Ихменёва, вместе с его дочерью Наташей. Более состоятельный сосед Ихменёва по усадьбе, князь Валковский, оценив хозяйственность Ихменёва, назначает его своим управляющим, а позднее и просит его некоторое время руководить воспитанием своего сына Алёши. Однако, вскоре после приезда Алёши в дом Ихменёва возникают слухи о том, что Ихменёв хочет женить Алёшу на своей дочери, всячески поощряя их отношения, а также не вполне честно управляет имением князя, присваивая себе некоторые суммы. Князь начинает процесс против Ихменёва. Дело осложняется тем, что Алёша и Наташа Ихменёва надумали заключить союз вопреки воле своих родителей. Ваня любит Наташу, и берётся во всём содействовать ей.
Другая ветвь романа связана с 13-летней девочкой подростком Еленой или Нелли (её образ Достоевский заимствовал у Диккенса), которую Ваня спасает из рук жестокой опекунши. Он приютил её у себя. История её матери связана в некоторых местах с Наташей. В романе наблюдается ряд хронологических смещений. Действие длится всего около полутора лет, но исторические факты, упоминаемые в начале романа (когда жив ещё Белинский) и в его конце (предреформенные годы), разделены более чем двенадцатью годами
Особенности стиля Роман носит как следы влияния «натуральной школы» с её обострённым вниманием к жизни городского дна, так и литературы западноевропейского реализма середины XIX века, особенно Чарльза Диккенса и Эжена Сю, с их склонностью к запутанным «таинственным» сюжетам, с наличием давней, неизвестной публике, загадке личности тех или иных персонажей, связанной с преступлениями и нечестием. Вместе с тем, в романе уже заметен обострённый психологизм в описании персонажей. Характеры персонажей, часто не получающие никакой мотивировки, являются не просто социальными типами, но изображениями носителей того или иного рода «идей» или «главных мыслей».
«Униженные и оскорблённые» (1861)
Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!