Проблемы ЕГЭ по биологии школьников Алтайского края Докладчик эксперт ЕГЭ по биологии по Алтайскому краю Антоненко Татьяна Викторовна, к.б.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть С, задание 5. Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида,
Advertisements

г. МБОУ «Красногвардейская школа 2» Решение задач ЕГЭ по биологии ( из опыта работы Максименко М.А.)
Семя. Внешнее и внутреннее строение. Содержание: 1.Рисунок семени пшеницы и фасоли. 2.Основные термины по теме 3.Тест. 2 варианта. 4.Вопросы для самоконтроля.
Термины? Конъюгация Кроссинговер Биваленты Хромосома Хроматида Клеточный цикл Центромера Центриоли.
Основы молекулярной генетики Автор: Немцева Т.В. Ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО.
Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветковых растений? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого.
C равнительная характеристика типов размножения Бесполое размножениеПоловое размножение.
1. Какая фаза мейоза изображена на рисунке? 1) Анафаза I 2) Метафаза I 3) Метафаза II 4) Анафаза II.
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен 1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой 2. Возникновению близорукости способствует.
Органы чувств Анализаторы. Анализаторы (сенсорные системы) - Это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные.
Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Тема урока.
Ушные раковины. Древняя индийская фигура Функции ушной раковины: 1. Определение направления звука; 2. Улавливание и концентрирование звуковых волн; 3.
Тема урока: Сцепленное наследование генов... Ген Признак Альтернативный признак Доминантный признак Рецессивный признак Аллельные гены Локус Гомологичные.
Чем живое отличается от неживого Химический состав клетки Строение растительной и животной клеток Деление клетки Ткани растений и животных Органы цветковых.
Решение цитологических и генетических задач урок-тренинг для учащихся 9 класса.
Образование половых клеток и половое размножение у растений Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 Открытый урок.
З АДАЧИ ПО ЦИТОЛОГИИ Зеленова Е.В., учитель биологии.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
АНАЛИЗАТОРЫ Органы слуха и равновесия. Раздражители звуки гравитационное воздействие угловые ускорения (при вращении головы) вибрация.
Образование половых клеток и половое размножение у растений Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 Открытый урок.
Транксрипт:

Проблемы ЕГЭ по биологии школьников Алтайского края Докладчик эксперт ЕГЭ по биологии по Алтайскому краю Антоненко Татьяна Викторовна, к.б.н., доцент

ИЗМЕНЕНИЯ В КИМАХ В 2015 ГОДУ 1) Уменьшилось число заданий с одним вариантом выбора (до 25). 2) Не было выделения части В. 3) Увеличено число заданий с развернутым ответом с 6 до 7.

Процент выполненных заданий с развернутым ответом

Вопрос 34 Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации? Каково значение этих мутаций для эволюции? (32, 2% «0»; 32,7% «2»)

Элементы ответа: 1) многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяций у гетерозигот; 2) в изменённых условиях сохранённые вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или в конечном счёте новых видов.

Почему в настоящее время к экологическим проблемам относятся кислотные дожди и озоновые дыры? (29,2% «0»; 56,4% «1»; 9,2% «2»)

Элементы ответа: 1) кислотные дожди обедняют видовой состав растений экосистем, вызывая гибель ряда видов; 2) озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации в клетках.

По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (16,7% «0»; 29,4% «1»; 47,6% «2»)

Элементы ответа: 1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет; 2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков.

ВОПРОС 35 Назовите плод, изображенный на рисунке и обозначьте элементы его строения. Какие функции выполняют эти элементы? (18,5 «0»; 12,1 «1»; 3,6 «2»)

Элементы ответа: 1)плод – зерновка; 2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ; 3) 2 – семядоля (часть зародыша) – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени; 4) 3 – зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почека) – даёт начало новому растению.

Определите тип и фазу деления диплоидной клетки. Дайте обоснованный ответ и приведите соответствующие доказательства. (29,7 «0»; 12,0 «1»; 11,8% «2»)

Определите тип и фазу деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

Элементы ответа: 1)мейоз, анафаза II; 2) в анафазе II сестринские хромосомы (хроматиды) расходятся к полюсам клетки, хромосомы однохроматидные; 3) у каждого полюса клетки нет гомологичных хромосом, что характерно для мейоза II

К какому типу принадлежат клетки (прокариотическому или эукариотическому)? Ответ обоснуйте. Назовите ткани, к которым относятся клетки и укажите их функции. (12,4% «1»; 28,8 «2»; 21,5 «3»)

Элементы ответа: 1) клетки эукариотические, так как имеют ядра; 2) 1 – эпителиальная ткань, защитная функция; 3) 2 – гладкая мышечная ткань, сократительная функция; 4) 3 – нервная ткань, функция восприятия (раздражения) и проведения нервного импульса.

ВОПРОС 36 Найдите 3 ошибки в приведенном тексте о червях паразитах, о строении нервной системы, о бактериях. Во всех таких вопросах 3 балла набрали не более 5,5%, а не приступали порядка 25%!

1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез. Найдите 3 ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)1 – споры образуются у бактерий при неблагоприятных условиях; 2) 2 – споры у бактерий не выполняют функцию размножения, а способствуют перенесению неблагоприятных условий; 3) 5 – бактерии не содержат хлоропластов

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Круглых червей, в отличие от плоских червей, относят к двухслойным нечленистым животным; они имеют первичную полость тела, заполненную жидкостью. 2. Кольчатые черви, в отличие от круглых червей, способны к активному движению. 3. В эволюции животных первичная полость тела сформировалась у круглых червей. 4. Двусторонняя симметрия тела в эволюции животных впервые появилась у кольчатых червей. 5. Плоские, круглые и кольчатые черви имеют кожно-мускульный мешок.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)1 – круглых червей, как и плоских червей, относят к трёхслойным животным; 2) 2 – способность к активному движению – сходный признак кольчатых и круглых червей; 3) 4 – двусторонняя симметрия тела впервые появилась у плоских червей.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Головной и спинной мозг, нервы образованы нервной тканью, которая включает в себя нейроны и нейроглию. 2. Нейроны обеспечивают восприятие раздражения, передачу нервного сигнала. 3. Клеток нейроглии, расположенных между нейронами, во много раз меньше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии образуют контакты для передачи нервного сигнала, выполняют опорную и питательную функции. 5. Скопления тел нейронов образуют белое вещество, а скопления длинных отростков нейронов образуют серое вещество нервной ткани.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)3 – клеток нейроглии во много раз больше, чем нейронов; 2) 4 – клетки нейроглии не участвуют в образовании контактов для передачи нервных сигналов; 3) 5 – скопления тел нейронов образуют серое вещество, а скопления длинных отростков нейронов с миелиновой оболочкой образуют белое вещество.

ВОПРОС 37 В чем состоит взаимосвязь компонентов внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости? Ответ поясните. (55,8% «0»; 1,0% «3»)

Элементы ответа: 1) из жидкой части крови (плазмы) образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и частично проникает обратно в кровь; 2) основная часть тканевой жидкости собирается в лимфатические капилляры, образуя лимфу; 3) лимфа по лимфатическим сосудам поступает в вены большого круга кровообращения и смешивается с кровью.

Какие особенности состава и строения эритроцитов человека ообеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение крови кислородом? Ответ поясните. ( 37,7% не приступали; 9,2 «3»)

Элементы ответа: 1) двояковогнутая форма эритроцитов увеличивает поверхность соприкосновения клетки с кислородом; 2) отсутствие ядра в эритроцитах увеличивает содержание гемоглобина; 3) в эритроцитах содержится белок гемоглобин, который легко связывает кислород и отдаёт его в тканях.

Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости. (51,4% «0»; 2,7% «3»)

Элементы ответа: 1) изображение близких предметов возникает за сетчаткой; 2) при врождённой форме глазное яблоко укорочено; 3) приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности.

Назовите основные отделы органа слуха и их структуры. Укажите функции, которые они выполняют.

Элементы ответа: 1)наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; улавливает и направляет звуковую волну; 2) среднее ухо: слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя); усиливает звуковую волну и направляет её в овальное окно; 3) внутреннее ухо: овальное окно, улитка, кортиев орган; преобразует звуковые колебания в нервные импульсы

ВОПРОС 38 В агроценозах широко используются инсектициды – химические вещества, влияющие на численность насекомых-вредителей. Применение инсектицидов приводит к снижению видового разнообразия агроценоза в целом. Однако продуктивность первого трофического уровня агроценоза при этом нередко увеличивается. Объясните эти явления. (31,2% не приступали; 7,3% «3»)

1) первый трофический уровень агроценоза представлен растениями; применение инсектицидов, действующих против вредителей, способствует повышению урожайности культурных растений, а следовательно, продуктивности первого трофического уровня; 2) вследствие применения инсектицидов снижается численность насекомых-вредителей, составляющих второй трофический уровень; 3) уменьшение численности растительноядных насекомых приводит к снижению численности хищников (консументов II порядка), что существенно влияет на саморегуляцию в агроценозе.

Прочитайте текст об особенностях дятла. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. (22,7% не приступали; 15,0 «3»)

Большой пёстрый дятел имеет чёрное оперение с белыми полосами и ярко-красным подхвостьем. У самца имеется красная поперечная полоса на затылке. Голова большая, с крепким заострённым, долотообразным клювом. Питается дятел насекомыми, например жуками и их личинками, которых он достаёт из-под коры с помощью длинного языка. Селится дятел в дуплах. В кладке обычно 4–6 яиц. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Элементы ответа: 1) морфологический критерий – описание внешнего вида; 2) экологический критерий – особенности питания и жизнь в дуплах; 3) физиологический критерий – размножение яйцами, количество яиц в кладке.

Почему ныне живущую кистеперую рыбу латимерию нельзя назвать предком земноводных? Приведите не менее 3 доказательств. (48,7% не приступили; 3,9% «3»)

Элементы ответа: 1) предки земноводных жили в пресных водоёмах, в прибрежной зоне, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах солёных водоёмов (океана); 2) предки земноводных могли дышать атмосферным кислородом с помощью лёгких, а латимерия атмосферным кислородом не дышит; 3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоёма с помощью парных плавников, латимерия с помощью парных плавников может только плавать в воде.

ВОПРОС 39 Какой хромосомный набор характерен для клеток 8-ядерного зародышевого мешка и зародышевой почки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. (50,0% не приступали; 2,7% «3»)

Элементы ответа: 1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n; 2) в клетках зародышевой почек диплоидный набор хромосом – 2n; 3) клетки зародышевой почеки развиваются из зиготы в результате митоза; 4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из женской споры митозом.

В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали ….. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. В подобных заданиях 24,8% получили 3 балла!

Ha участке одной цепи ДНК находится 35 нуклеотидов с аденином, 65 нуклеотидов с тимином, 30 нуклеотидов с гуанином, 50 нуклеотидов с цитозином. Определите содержание каждого нуклеотида на данном участке двухцепочечной молекулы ДНК. Сколько аминокислот находится в белке, информация о котором закодирована на данном участке цепи ДНК? Объясните все полученные результаты.

Элементы ответа: 1) число нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК: А = Т = 100; Г = Ц = 80; 2) согласно принципу комплементарности количество А в одной цепи равно количеству Т в другой цепи, количество Г в одной цепи равно количеству Ц в другой цепи, в двух цепях количество каждого нуклеотида соответствует сумме комплементарных пар в одной цепи; 3) на данном участке одной цепи ДНК 180 нуклеотидов, число аминокислот в белке: 180 : 3 = 60; 4) генетический код триплетен, значит, одной аминокислоте соответствует три нуклеотида.

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев сфагнума и спорогона (коробочки на ножке)? (58,8% не приступали; 0,6% «3»)

Элементы ответа: 1)в клетках листьев сфагнума гаплоидный набор хромосом – n, 2) в клетках спорогона (коробочки на ножке) диплоидный набор хромосом – 2n; 3) взрослое растение сфагнума – гаметофит, развивается из споры в процессе митоза; 4) спорогон (коробочки на ножке) – спорофит, развивается из зиготы в результате митоза.

В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, АЦЦ, ГУА, ЦУА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Схема решения задачи включает: 1) по антикодонам тРНК найдём участок иРНК, на котором синтезируется фрагмент белка: -УЦГУГГЦАУГАУГЦУ-; 2) по кодонам иРНК найдём последовательность аминокислот в белке: -сер-три-гис-асп-ала-; 3) по фрагменту иРНК найдём участок ДНК: -АГЦАЦЦГТАЦТАЦГА-; по участку одной цепи находим участок второй цепи: -ТЦГТГГЦАТГАТГЦТ-

ВОПРОС 40 Задачи по генетике включали традиционные – дигибридное, сцепленное с полом, наследование групп крови, кроссинговер. (Порядка 42% не приступало и 20% в среднем решает на 3 балла)

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями, щелевидными глазами всё потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в F1 самок скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самцов от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительским самцом? Определите их генотипы.

У кур форма гребня (розовидный или листовидный) – аутосомный ген, ген окраски оперения (полосатое или чёрное) сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. При анализирующем скрещивании курицы с розовидным гребнем (А) и полосатым оперением (В) в потомстве получилось две фенотипические группы с розовидным гребнем. Получившихся потомков скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы и пол потомства F1 и F2 и их соотношение. Какая часть самцов от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительским самцом из этого скрещивания? Укажите их генотипы.

Благодарю за внимание!