О ситуации и перспективах формирования кластеров в Республике Беларусь Начальник управления науки и инновационной политики Крупский Д.М. Минск, 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование и развитие инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь Начальник управления науки и инновационной политики Крупский Д.М.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Евразийский экономический союз: новый вектор промышленного сотрудничества Мальцев Владимир Валерьевич Директор Департамента промышленной политики Евразийской.
О мероприятиях поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области Департамент экономического развития и торговли Новгородской области.
Государственные механизмы поддержки внедрения инноваций в производство в Республике Коми Стукалов Иван Евгеньевич Министр экономического развития Республики.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Доклад министра экономики Удмуртской Республики Михаила Петровича Зайцева Министерство экономики Удмуртской Республики О ходе реализации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Ф ОРУМА УЧЕНЫХ СНГ 2015» Г. М ОСКВА, ОКТЯБРЯ 2015 Г. Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Состояние и перспективы Екатерина Скуратович.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
ПРОЕКТ Государственная программа Ненецкого автономного округа «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ»
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к промышленным кластерам в целях применения к ним мер поддержки,
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Основные правовые аспекты выбора модели ОТТ Н. Романова Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского.
26 сентября 2015 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И БИЗНЕСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЕКТНАЯ.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Транксрипт:

О ситуации и перспективах формирования кластеров в Республике Беларусь Начальник управления науки и инновационноййй политики Крупский Д.М. Минск, 2016

Для чего нужны кластеры в национальной экономике Что такое кластер и как он формируется Что сделано и необходимо сделать для внедрения кластерной модели развития Кластеры и кластерное развитие: взгляд из Беларуси

механизм координации и согласования интересов бизнеса и государства Для чего нужны кластеры в национальной экономике Беларуси инструмент обеспечения/повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования и национальной экономики в целом способ консолидации отечественного бизнеса, идентификации и продвижения им своих экономических интересов кластер как

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: совокупность территориально локализованных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости кластер документ, содержащий комплекс мероприятий, порядок действий, сроки и ресурсы, необходимые для формирования и развития кластера, а также ожидаемые результаты от его реализации; кластерный проект документально подтвержденное намерение организаций (индивидуальных предпринимателей) содействовать формированию кластера на определенной территории и выступать его участниками; кластерная инициатива создаваемое или определяемое участниками кластера юридическое лицо для достижения общих целей, обеспечивающее реализацию кластерного проекта и осуществляющее управление и эксплуатацию специализированной инфраструктуры кластерного развития. организация кластерного развития (ОКР)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Экономия ресурсов Координация действий на рынке Упрощенный доступ и использование коммерческой информации и делового опыта Формулирование и продвижение коллективных интересов участников кластера Сложность обеспечения координации деятельности и согласования интересов участников кластера Возможность утраты уникальных конкурентных преимуществ, «растворение» в массе участников кластера Возможность усиления зависимости от более экономически сильных и технологически «продвинутых» участников кластера + -

Принципы формирования и функционирования кластеров Рациональное соотношение кооперации и конкуренции реализация субъектами хозяйствования совместных проектов во взаимовыгодных сферах деятельности наряду с сохранением конкурентных отношений в прочих сферах деятельности Территориальная локализация концентрация значительного количества участников кластера на территории одного региона (области, района, города) Добровольное участие в кластере самостоятельное принятие решения каждым участником кластера о вхождении в состав кластера и осуществлении совместной деятельности Самоорганизация самостоятельный выбор форм организации кластера, направлений сотрудничества, определение и реализация стратегии развития кластера

Отличия кластеров от холдингов

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАСТЕРОВ Простая Сложная Создание СОЮЗА или АССОЦИАЦИИ Создание организации кластерного развития (ОКР) Основные подходы к формированию кластеров координация действий участников кластера на уровне владельцев (руководителей) субъектов хозяйствования в Совете кластера высокая степень интеграции участников кластера, создание отдельной организации 1 вариант 2 вариант

1. Простая форма организации кластера предполагает : заключение договора о совместной деятельности (простого товарищества), объединение имущественных вкладов участников кластера определение направлений совместной деятельности создание Совета кластера из числа собственников (руководителей) участников кластера возложение на одного или нескольких участников кластера функций кластерного менеджмента Рекомендуется избирать простую рекомендуется в случае, если численность инициаторов - участников кластера - не более 15 субъектов малого и среднего предпринимательства Исключается участие учреждений

2. Сложная (продвинутая) форма организации кластера предполагает : создание союза (С) или ассоциации (А) юр.лиц и ИП, заинтересованных в формировании кластера учреждение при С или А унитарного предприятия для обеспечения совместной деятельности разработка и реализация кластерного проекта создание организации кластерного развития (ОКР) для обеспечения совместной деятельности участников кластера возложение функций коллегиального координационного органа на совет директоров ОКР разработка и реализация кластерного проекта возложение функций коллегиального координационного органа кластера на совет С или А Рекомендуется избирать пр Рекомендуется, если: в составе – крупные/средние коммерческие организации, учреждения науки/образования; планируется реализация масштабных совместных проектов, создание специализированной инфраструктуры

Общий алгоритм действий по созданию и организации деятельности кластера формирование инициативной группы из числа владельцев (руководителей) субъектов хозяйствования, заинтересованных в создании кластера Первый этап организация и проведение общего собрания потенциальных участников кластера и принятия решений о формировании кластера, о выборе формы организации кластера, об оформлении кластерной инициативы, об определении направлений совместной деятельности и др. Второй этап дополнительным этапом является проведение учредительного собрания для создания юридического лица Третий этап (только для сложной формы организации кластера) организация выполнения функций кластерного менеджмента Четвертый этап

НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА организация и проведение обучающих и рекламно- маркетинговых мероприятий организация совместных закупок товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, товаров и т.п.) организация и проведение совместных маркетинговых исследований организация и выполнение совместных НИОК(Т)Р и инновационных проектов производственная кооперация (субконтрактация), организация совместных производств реализация совместных инвестиционных проектов

Внедрение кластерной модели развития предполагает формирование благоприятных условий: Формирование нормативной правовой базы Формирование инфраструктуры поддержки кластерного развития Формирование кадрового потенциала в области кластерного развития Финансово-ресурсное обеспечение и механизм оказания государственной поддержки кластерных проектов

Результаты реализации государственной кластерной политики за гг. I. Формирование нормативной правовой базы в области кластерного развития Принятые НПА 1) Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь (постановление Правительства Республике Беларусь 1242 от ); 2) Концепция формирования и развития инновационнойй- промышленных кластеров в Республике Беларусь (утв. постановлением Правительства Республики Беларусь 27 от ); 3) Методические рекомендации по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития (постановление Минэкономики от ).

Результаты реализации государственной кластерной политики за гг. I. Формирование нормативной правовой базы в области кластерного развития Подготовленные НПА 1)проект Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий комплексную корректировку Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (в части оказания господдержки для реализации кластерных проектов); 2)проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, утверждающий Положение о порядке формирования инновационнойй-промышленных кластеров; 3)проект Государственной программы Малое и среднее предпринимательство Беларуси на годы; 4)проект Государственной программы инновационноййго развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.

Результаты реализации государственной кластерной политики за гг. II. Формирование инфраструктуры поддержки кластерного развития 1)возложены функции государственного регулирования кластерного развития экономики на Минэкономики и комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома); 2)организованы и проведены информационно- просветительские мероприятия по популяризации кластерной модели развития; 3)организовано проведение в 2015 году мониторинга кластерного развития экономик регионов, г. Минска; 4)подготовлено и издано тиражом 500 экз. пособие «Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь».

Указ Президента Республики Беларусь от «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов Указ Президента Республики Беларусь от «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» Указ Президента Республики Беларусь от «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационноййго фонда» предоставление СМП инновационных ваучеров и грантов для реализации инновационных проектов на ранних стадиях III. Меры государственной поддержки участников кластера 1. Прямые инструменты стимулирования Указ Президента Республики Беларусь т N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" Предоставление: -займов и имущества на условиях лизинга (БФФП); -гарантий по льготным кредитам (БФФП); -льготных кредитов (банками); -субсидий для возмещения 1) части процентов по кредитам; 2) части расходов по лизинговым платежам; 3) части расходов по участию в выставках, ярмарках (облисполкомами, Мингорисполкомом) предоставление Белинфондом займов под 50 % ставки рефинансирования Нацбанка РБ для реализации инновационных проектов, работ по освоению и организации производства

2. Косвенные инструменты стимулирования Ставка налога на прибыль от реализации товаров собственного производства в отношении (ст. 140, 142 Налогового кодекса РБ) инновационных товаров 0% высокотехнологичных товаров 10% 1. Льготы по уплате налога на прибыль в отношении (если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 % общей суммы выручки) перечень утвержден постановлением СМ РБ от перечень утвержден постановлением СМ РБ от Включение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на НИР, ОКР, ОТР с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно (п. 2.7 ст. 130 Налогового кодекса РБ); 3. Применение повышающего коэффициента в диапазоне от 1 до 3 для расчета амортизационных отчислений по объектам основных средств, используемых при осуществлении научно-технической деятельности (п. 25 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. пост N 37/18/6). 0%

организация выполнения мероприятий, предусмотренных в проектах программных документов (ГПИР , программа «МСП Беларуси на годы»); принятие ранее подготовленных НПА; формирование карты кластеров Беларуси; подготовка перечня пилотных кластерных проектов и их консультационно-методическое сопровождение; подготовка планов мероприятий по стимулированию кластерного развития областей (г. Минска); инициация проекта международной технической помощи, предусматривающего создание Белорусской кластерной обсерватории и 5 ресурсных центров кластерного развития, а также обучение организаторов кластерных проектов/кластерных менеджеров; проведение ежегодных конкурсных отборов кластерных проектов для оказания господдержки на их реализацию Стратегия действий на 2016 – 2020 гг. 7

Контактная информация Министерство экономики Республики Беларусь ул. Берсона 14, г. Минск, Республика Беларусь economy.gov.by Контакты: Крупский Дмитрий Марьянович начальник управления науки и инновационноййй политики (+37517) ; Омарова Анастасия Эдуардовна (+37517) консультант управления науки и инновационноййй политики