АЛАКОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ В ПРЕПОДАВАНИИГЕОГРАФИИ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ТЮРЕМБАЕВА Ж.А. 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Парацентрическая технология обучения основам тригонометрии.
Advertisements

Парацентрическая технология обучения. Парацентрическая технология обучения предполагает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических.
LOGO Современные образовательные технологии Толстова С. В. учитель математики МБОУ Мирная СОШ.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Применение практических навыков на уроках географии Из опыта работы Царегородцевой Л. О.
Урок физики 9 класс. « Силы в природе». Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на.
Обучение – это общение человека с человечеством А.Петровский.
Технология естественного обучения. (ТЕО) Н.Н. Суртаева Доктор педагогических наук.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Транксрипт:

АЛАКОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ В ПРЕПОДАВАНИИГЕОГРАФИИ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ТЮРЕМБАЕВА Ж.А. 2010

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой деятельности – созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, само проектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре – актуальная задача психологической и педагогической науки, как никогда обусловленная потребностями общества.

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способность быть активным потребителем информации. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и в воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Решение этих задач во многом способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способность быть активным потребителем информации. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и в воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Решение этих задач во многом способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивной деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивной деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Педагогическая технология может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом. может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности. открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности.

Технологический подход позволяет: -предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; -анализировать и систематизировать имеющийся практический опыт и его использование; -решать образовательные и социально - воспитательные проблемы; -обеспечивать благоприятные условия для развития личности.

В преподавании географии используются различные педагогические технологии: - коллективный способ обучения (КСО); -индивидуально-ориентированный способ обучения (ИОСО); -стратегии критического мышления (СКМ); -блочно –модульная технология; -парацентрическая технология (ПЦТО) и многие другие.

Одной из эффективных педагогических технологий при изучении географии является ПЦТО, которая может быть использована и при преподавании других учебных дисциплин: истории, химии, физики, биологии, языков. Одной из эффективных педагогических технологий при изучении географии является ПЦТО, которая может быть использована и при преподавании других учебных дисциплин: истории, химии, физики, биологии, языков.

Термин «парацентрическая технология» означает обучение в парах с использованием разнообразных средств обучения (СО) при помощи методических инструкций с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с учителем.

При использовании этой технологии возможно реальное осуществление процесса индивидуализации обучения, предоставление ученику право выбора метода и способа обучения, что достигается организацией различных видов диалогового общения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса общение Ученик-ученик Ученик – учитель Ученик – СО y- y1 У- у 1 y –CO1 y- y1 У- у 1 y –CO1 y – y2 У– у 2 (для коррекции) y –CO2 y – y2 У– у 2 (для коррекции) y –CO2 y – y3 У– у 3 (для контроля) y – CO3 y – y3 У– у 3 (для контроля) y – CO3 (Условные обозначения: у – ученик, У – учитель, СО – средства обучения).

Организация учебного процесса по парацентрической технологии обучения предполагает прохождение каждым учащимся 6-8 видов диалогового общения, в том числе обязательно - диалога с учителем. В каждом диалоге ученик затрачивает на учение нужное ему время, выбирает наиболее подходящее для его стиля мышления и деятельности (социотипа) средства обучения, а также выбирает наиболее доступные для него методическое указание или инструкцию. В диалоговом общении задействованы одновременно все учащиеся класса, они работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.

Для организации учебного процесса по парацентрической технологии обучения учителю необходимо подготовить следующие материалы: специальное тематическое планирование; специальное тематическое планирование; средства обучения; средства обучения; информационный лист; информационный лист; методические инструкции к работе со средствами обучения, к работе с дидактическими карточками; методические инструкции к работе со средствами обучения, к работе с дидактическими карточками; лист учёта деятельности учащихся; лист учёта деятельности учащихся; алгоритм работы по парацентрической технологии обучения; алгоритм работы по парацентрической технологии обучения; образец маршрутного листа учащегося; образец маршрутного листа учащегося; лист контроля (эталонный контроль, если учитель будет его использовать). лист контроля (эталонный контроль, если учитель будет его использовать).

Для внедрения парацентрической технологии целесообразно использовать сдвоенные уроки и на изучение темы отводить несколько пар уроков.

Тематическое планирование должно предусматривать информационный ввод учителя (ИВУ), который может осуществляться в любой форме и любыми методами (лекция, объяснение и т.д.). Учитель даёт тему в обобщённом сжатом виде с акцентом на узловые моменты. На этой же паре уроков осуществляется организационный ввод учащихся (ОВУ): учитель знакомит их со способом организации индивидуальной учебной деятельности при изучении данной темы. После уроков ИВУ следуют уроки по парацентрической технологии обучения, практические занятия (П) и письменный контроль (КП). Контроль за усвоением знаний осуществляется не только в ходе письменных работ, но и при индивидуальном общении с учителем. Тематическое планирование должно предусматривать информационный ввод учителя (ИВУ), который может осуществляться в любой форме и любыми методами (лекция, объяснение и т.д.). Учитель даёт тему в обобщённом сжатом виде с акцентом на узловые моменты. На этой же паре уроков осуществляется организационный ввод учащихся (ОВУ): учитель знакомит их со способом организации индивидуальной учебной деятельности при изучении данной темы. После уроков ИВУ следуют уроки по парацентрической технологии обучения, практические занятия (П) и письменный контроль (КП). Контроль за усвоением знаний осуществляется не только в ходе письменных работ, но и при индивидуальном общении с учителем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (количество часов по программе, например, 16) Уроки Уроки Количество часов ИВУ, ОВУ 3 ПЦТО4 ИВУ1 ПЦТО4 П2 КП2

Под средствами обучения (СО) мы понимаем всё, что использует учитель для организации образовательного процесса. Средства обучения подбираются таким образом, чтобы они были доступны учащимся, какую бы последовательность работы они ни выбрали. В качестве средств обучения могут быть использованы специально разработанные учебные тексты с заданиями, алгоритмами, учебные пособия и таблицы, задачники, учебники, фрагменты диа-, видео-, кинофильмов, специально подготовленные дидактические карточки и т. д. Под средствами обучения (СО) мы понимаем всё, что использует учитель для организации образовательного процесса. Средства обучения подбираются таким образом, чтобы они были доступны учащимся, какую бы последовательность работы они ни выбрали. В качестве средств обучения могут быть использованы специально разработанные учебные тексты с заданиями, алгоритмами, учебные пособия и таблицы, задачники, учебники, фрагменты диа-, видео-, кинофильмов, специально подготовленные дидактические карточки и т. д. Некоторые средства обучения могут быть предложены как обязательные для проработки (к ним, как правило, относят учебники или учебные пособия, оборудование для химического эксперимента), об этом нужно сказать учащимся и обозначить их каким либо знаком (*) в информационном листе. Некоторые средства обучения могут быть предложены как обязательные для проработки (к ним, как правило, относят учебники или учебные пособия, оборудование для химического эксперимента), об этом нужно сказать учащимся и обозначить их каким либо знаком (*) в информационном листе.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ТЕМА «Топливно-энергетический комплекс Казахстана», 9 класс Шифр Название средств обучения Название средств обучения *СО 1 Усиков В.В. Экономическая и социальная география Казахстана. Часть 1, 9 класс. - Алматы: Атамұра, 2005, с *СО 2 Усиков В.В. Экономическая и социальная география Казахстана. Часть 1, 9 класс. - Алматы: Атамұра, 2005, с СО 3 План-схема «Топливно – энергетический комплекс» СО 4 Универсальный иллюстрированный справочник «Древо познания», с СО 5 Универсальный иллюстрированный справочник «Древо познания», с *СО 6 Дидактические карточки. СО 7 Рисунок «Использование угля и нефти» СО 8 Таблицы *СО 9 Атлас по экономической и социальной географии Казахстана. 9 класс.- Алматы, 2003,с.7. Контурные карты. СО 10 Настенная карта «Казахстан»

К каждому средству обучения учитель готовит методическое указание или инструкцию (МУ, МИ) для учащихся, в которых объясняет, что делать при общении с этим средством обучения. Пользуясь методическими инструкциями, учащийся проработает одну и ту же учебную задачу несколькими способами (многократное повторение), а затем выходит на диалог с учителем. Методические инструкции могут быть самыми разнообразными, в зависимости от вида средств обучения и от целей, которые учитель ставит перед учащимися. К каждому средству обучения учитель готовит методическое указание или инструкцию (МУ, МИ) для учащихся, в которых объясняет, что делать при общении с этим средством обучения. Пользуясь методическими инструкциями, учащийся проработает одну и ту же учебную задачу несколькими способами (многократное повторение), а затем выходит на диалог с учителем. Методические инструкции могут быть самыми разнообразными, в зависимости от вида средств обучения и от целей, которые учитель ставит перед учащимися.

Методические инструкции к средствам обучения по теме «Топливно-энергетический комплекс» МИ 1 к СО 1 Изучите материал учебника на с По ходу работы сделайте краткий конспект параграфа в тетради по географии,. Выполните задание 2 на с После выполнения работы выходите на контроль к учителю. МИ 6 к СО 6 С помощью учебника Усикова В.В. и атласа выполните задания в карточках. МИ 2 к СО 2 Изучите материал учебника на с По ходу работы сделайте краткий конспект параграфа в тетради по географии,. После выполнения работы выходите на контроль к учителю. МИ 7 к СО 7 С помощью рисунка ознакомьтесь с ис- с пользованием нефти и угля. В тетрадь по географии кратко запишите, что из них получают. Какую роль играют уголь и нефть в современном хозяйстве? МИ 3 к СО 3 Ознакомьтесь с план- схемой. Перенесите ее в тетрадь по географии. Знать состав ТЭК. МИ 8 к СО 8 Изучите таблицы, перенесите их в тетрадь. Сделайте вывод о видах угля, возможных способах добычи и запасах угля, мощности пластов, калорийности угля, мощности электростанций. МИ 4 к СО 4 Ознакомьтесь с теоретическим материалом справочника, цветными иллюстрациями угольного карьера, угольной шахты, угольного забоя и сравните карьерную и шахтную разработку угля, их преимущества и недостатки. МИ 9 к СО 9 Рассмотрите карту «Топливно- энергетический комплекс». Нанесите на контурную карту топливно-энергетические бассейны и области, районы добычи нефти, угля; нефте- и газопроводы; линии электропередач, электростанции. МИ 5 к СО 5 Ознакомьтесь с теоретическим материалом справочника, цветными иллюстрациями разведки нефтяных месторождений, нефтедобычи и перевозки. Сделайте вывод о степени загрязнения, путях решения. МИ 10 к СО 10 Найдите и покажите на карте месторождения каменного и бурого угля, нефтегазовые месторождения, трубопроводы, топливно-энергетические бассейны, ГЭС,АЭС, ТЭС.

Соответственно информационному листу составляется лист учёта деятельности учащихся Фами- лия, имя Виды диалогового общения Виды диалогового общения У (учитель) (контроль, коррекция) СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 У1У1У1У1 У2У2У2У2 У3У3У3У3 У4У4У4У4 У5У5У5У5 Здесь символами СО 1 – СО 5 обозначены различные средства обучения и методические инструкции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся; У – общение с учителем в целях контроля или коррекции знаний; у 1 –у 5 – общение ученика с другими учащимися по разным методическим инструкциям. Выбрав виды общения, ученик ставит в листе учёта против своей фамилии знаки «+»; пройдя каждый вид общения, обводит его кружочком « + ». В итоге до встречи с учителем у каждого учащегося должно быть не менее 5-6 таких знаков. Здесь символами СО 1 – СО 5 обозначены различные средства обучения и методические инструкции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся; У – общение с учителем в целях контроля или коррекции знаний; у 1 –у 5 – общение ученика с другими учащимися по разным методическим инструкциям. Выбрав виды общения, ученик ставит в листе учёта против своей фамилии знаки «+»; пройдя каждый вид общения, обводит его кружочком « + ». В итоге до встречи с учителем у каждого учащегося должно быть не менее 5-6 таких знаков. Лист учёта деятельности учащихся Тема: «Топливно-энергетический комплекс», 9 класс

Для более чёткой организации учебно-образовательного процесса по данной технологии целесообразно, особенно в начале её применения, использовать алгоритм поведения учащихся. Алгоритм работы по парацентрической технологии обучения Алгоритм работы по парацентрической технологии обучения 1. Изучите информационный лист для учащихся. 2. Выберите 6-8 средств обучения (СО), с которыми будете общаться, составьте маршрутный лист (табл.4). 3. Найдите в классе место выбранных для общения СО. 4. Займите место, где находится СО, выбранное для начала работы. 5. Познакомьтесь с методической инструкцией (МИ) для данного СО. 6. Начните работу, делая в тетради записи, зарисовки, таблицы и др. 7. После выполнения заданий по данной МИ повторите проработанный материал и переходите к новому СО. 8. Если вы решили после работы с каждым СО беседовать с учителем, то выходите на коррекционный контроль. 9. После контроля, если вы не получили замечаний учителя, в листе учёта знаний «+» замените на « +.» и начните работу с новым СО. 10. Проработав 6-8 СО, после собеседования с учителем (центром) выходите на индивидуальный письменный контроль (ИПК). 11. В ходе работы можете сделать разгрузку на валеологическом месте ученика (ВМУ). 12. Помните, что на изучение данной темы отведено……уроков.

Образцы маршрутных листов учащихся Виды диалогового общения 1 СО 7 СО 10 СО 5 СО 2 СО 6 СО 9 ЦИПК 2 СО 7 Ц СО 8 Ц СО 5 Ц СО 7 Ц СО 9 Ц ИП К 3 СО 7 СО 10 СО 5 Ц СО 7 СО 9 ЦИПК

К началу изучения темы учитель готовит и выдает учащимся лист контроля, в нем указан необходимый для усвоения объём знаний и умений. Лист контроля может быть составлен в виде образцов ответов на вопросы, выполненных заданий, упражнений. Использование листа контроля помогает осознанному изучению темы. К началу изучения темы учитель готовит и выдает учащимся лист контроля, в нем указан необходимый для усвоения объём знаний и умений. Лист контроля может быть составлен в виде образцов ответов на вопросы, выполненных заданий, упражнений. Использование листа контроля помогает осознанному изучению темы.

При переходе к парацентрической технологии обучения ученики изучают всё сами, без предварительных объяснений педагога. Точнее, учитель может объяснить какие-то темы в порядке первоначального ознакомления учащихся с новым материалом, но он может этого и не делать, т.к. от каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему. Ученик должен научиться работать с любым трудным текстом, с любой трудной темой, так как в противном случае он не будет готов к непрерывному самообразованию, к самостоятельному творческому труду При переходе к парацентрической технологии обучения ученики изучают всё сами, без предварительных объяснений педагога. Точнее, учитель может объяснить какие-то темы в порядке первоначального ознакомления учащихся с новым материалом, но он может этого и не делать, т.к. от каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему. Ученик должен научиться работать с любым трудным текстом, с любой трудной темой, так как в противном случае он не будет готов к непрерывному самообразованию, к самостоятельному творческому труду

В парацентрической технологии обучения используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. В то же время каждый ребёнок выходит на контроль и собеседование с учителем. В парацентрической технологии обучения используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. В то же время каждый ребёнок выходит на контроль и собеседование с учителем.

Принципами парацентрической технологии обучения являются: Принципами парацентрической технологии обучения являются: - завершённость; - завершённость; - сотрудничество и взаимопомощь; - сотрудничество и взаимопомощь; - непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу; - непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу; - разнообразие тем и заданий; - разнообразие тем и заданий; - обучение в соответствии с индивидуальными способностями индивида; - обучение в соответствии с индивидуальными способностями индивида; - педагогизация деятельности каждого ученика. - педагогизация деятельности каждого ученика.

При парацентрической технологии обучения учитель на протяжении всего занятия освобождён от значительной доли фронтальной работы с классом, у него увеличивается время для индивидуальной работы. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, осуществляет контроль, диагностику результатов, вносит необходимые поправки, консультирует и помогает в организации учебной деятельности.

Критерии и показатели эффективности применения парацентрической технологии обучения Критерии Показатели 1. Интеллектуальная развитость учащегося. 1. Освоение учащимися образовательной программы. 2. Развитость познавательных процессов и интересов личности. 3. Сформированность учётной деятельности. 2. Сформированность коммуникативного потенциала личности. 1. Сформированность коммуникативной культуры учащегося 3. Комфортность ребёнка в классе. 1. Удовлетворённость учащегося учебным процессом. 2. Эмоционально-психологическое благополучие ребёнка в классе.

Следовательно, парацентрическая технология обучения и все инновационные педагогические технологии – коренная перестройка учебно-воспитательного процесса на самостоятельной и коллективной основе.

За педагогическими технологиями- большое будущее, так как они преобразуют как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Для учителя процесс овладения и применения педагогических технологий – один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования. За педагогическими технологиями- большое будущее, так как они преобразуют как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Для учителя процесс овладения и применения педагогических технологий – один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.