Активные и интерактивные методы обучения Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Advertisements

ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные и интерактивные методы обучения.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Разработчик : Минина Инесса Салимьяновна, методист Ресурсного центра г. Обь, 2015 г. Методическая разработка МБОУ ГЦ ДОД г. Обь.
Использование активных и интерактивных методов обучения в условиях перехода на ФГОС ООО Постоянно действующий районный семинар «Проблемы введения ФГОС.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Эффективность использования интерактивных методов обучения в контрольно-оценочной деятельности учителя Из опыта работы учителя географии ГУО «Средняя школа.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Лазарева Ю.Н., преподаватель филиала ДИНО университета «Дубна»
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Применение интерактивных методов обучения на уроках биологии и химии Учитель биологии и химии МБОУ СОШ 111 Гурина Н.А.
Инновационные технологии в образовательной деятельности: состояние и перспективы развития. Методический семинар.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Технология активного обучения Материал подготовлен учителем начальных классов МОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы2 Бугай Н.П. 2010г.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Транксрипт:

Активные и интерактивные методы обучения Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами Лессинг Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д. Пойя Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами Лессинг Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д. Пойя

Активные методы обучения Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? Какие они? Что это?! Сколько их? Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? Какие они? Что это?! Сколько их?

Родоначальники идей активизации Ян Амо́с Ко́минский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Ян Амо́с Ко́минский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский …

Мыслители античного мира

Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память Лу́цой А́ней Се́нека Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способности понимать вещи Ян Амос Коминский ( ) Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способности понимать вещи Ян Амос Коминский ( )

Отечественные учёные В. А. Сухомлинский ( ) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др.

Проблемы СПО развития мышления; познавательной активности; познавательного интереса развития мышления; познавательной активности; познавательного интереса Необходимость:

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος путь) – процесс взаимодействия между учителем и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; Методы стимулирования учебно- познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; Методы стимулирования учебно- познавательной деятельности.

Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Студент Педагог Студент Педагог Студент

Интерактивные методы в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. внедрение интерактивных форм и методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенцой обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. внедрение интерактивных форм и методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенцой обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию.

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям, задачам обучения и развития обучающихся соответствие дидактическим целям занятия соответствие содержанию темы занятия соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт обучающихся путем переживания жизненных ситуацой; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт обучающихся путем переживания жизненных ситуацой; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив; Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами; Бессистемное применение интерактивных методов; Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»); Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся). Непонимание того, что такое интерактив; Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами; Бессистемное применение интерактивных методов; Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»); Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).

Более 140 активных методов обучения Неимитационные Имитационные проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс- конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс- конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии Игровые : деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности; Неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа Игровые : деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности; Неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа

Интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуацой морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Дебаты Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуацой морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Дебаты Игровые Деловая игра Организационно - деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Игровые Деловая игра Организационно - деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Тренинг - методы Социально- психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры Тренинг - методы Социально- психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры

Игра Форд «Боярд»

Знак интеграла вокруг нас

Ведущие признаки интерактивного взаимодействия Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме Диалог Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме Свобода выбора Создание ситуации успеха Рефлексия Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме Диалог Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме Свобода выбора Создание ситуации успеха Рефлексия

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный ) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт» Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: «+» знал ранее; «-» думал иначе ) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия «большой круг» «Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини- сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) японские 3-х стишие Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;... работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;...

КЕЙС-МЕТОДКЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуацой – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуацой. Цель метода: совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Метод конкретных ситуацой – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуацой. Цель метода: совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Синквейн Синквейн -стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства. -стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.

ИНСЕРТ (INSERT) метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»

Аквариум Аквариум Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Обучающиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе. Преимущества метода Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Обучающиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе.

Нетрадиционные лекции Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы подталкивают слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы подталкивают слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции.

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация) Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.

Лекция вдвоем Эта работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно. Эта работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно.

Лекция пресс-конференция Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Структура лекции может быть двух видов: 1. Целое, связанное изложение проблемы; 2. Брифинг - краткие ответы на вопросы слушателей. Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Структура лекции может быть двух видов: 1. Целое, связанное изложение проблемы; 2. Брифинг - краткие ответы на вопросы слушателей.

Используйте активные и интерактивные методы обучения!