Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» Выполнила: учащаяся 10 а класса МБОУ «ЦО 8» г. Тулы Аксютина Анастасия Руководитель: учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Advertisements

История любви Петра Гринева и Маши. Выполнили: Кириллова Настя Новикова Аня Полушина Аня Ястребова Лена СОШ1 г.Бородино 2005 год.
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 45» г. Перми Макарова Юлия Александровна Пермь, 2015.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему: Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".
Герои повести АС Пушкина "Капитанская дочка" и их прототипы.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Швабрин Проблема Швабрин совершает как бесчестные поступки, так и положительные. Так каков же он, честен или без чести и совести?
Презентацию подготовил ученик 8 «Б» класса Сидоров Иван.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Мартынова Е.М. МБОУ Татищевская СОШ.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Транксрипт:

Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» Выполнила: учащаяся 10 а класса МБОУ «ЦО 8» г. Тулы Аксютина Анастасия Руководитель: учитель русского языка и литературы Федотова Елена Юрьевна Тула, 2016

Вступление Интерес к истории для А.С.Пушкина был не просто удовлетворением интеллектуальной потребности «рыться в хронологической пыли бытописания земли». Пушкин безусловно оказывается «с веком наравне»: его историзм изначально обретает глобальную масштабность, всечеловечность, особое личностное, интимное начало, что не мешало поэту видеть истинный, не лежащий на поверхности смысл событий. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую в свою очередь просматривал через призму своей судьбы человека и поэта. Как никто другой, он ощущал движение истории в себе. Пушкин в своих исторических исканиях размышляет о единстве нации, единстве национальной культуры на основе гуманизма, вот почему он обращается в исторических произведениях, таких как «Капитанская дочка», к нравственным проблемам, размышляет о чести, долге, героизме. 2

Цели и задачи Цель моей работы - выявить, кого из персонажей романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» можно отнести к героям, а кого - к антигероям. Мною поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть вопрос об истории создания романа «Капитанская дочка» 2. Выяснить значение понятий «герой» и «антигерой». 3. Проанализировав роман, определить, кто в произведении из литературных персонажей относится к героям, кто – к антигероям. 3

История создания «Капитанская дочка» - вершинное, завершающее произведение Пушкина в прозе. Она была закончена автором в 1836 году и тогда же появилась в печати. Созданию романа предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 году. В этом же году у Пушкина, в связи с работой над романом, возникла мысль написать историческое исследование о восстании Пугачева. Получив разрешение ознакомиться со следственным делом о Пугачеве, Пушкин глубоко изучает архивные материалы, а затем едет в местности, где развернулось восстание (Поволжье, Оренбургский край) осматривает места событий, расспрашивает стариков, очевидцев восстания. В результате этой работы в 1834 г. появилась «История Пугачева», а двумя годами позже - «Капитанская дочка». 4

Понятия герой и антигерой Обратимся к Толковому словарю русского языка. В словарной статье находим толкование слова «герой»: 1. Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности 2. Лицо, чем-либо отличившееся и привлёкшее к себе внимание. 3. Лицо, являющее предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. 4. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи 5. Главное действующее лицо в произведении. Нас интересует понятие «герой» в первом значении. Соответственно «антигерой» - человек, совершивший подлый, низкий поступок, проявивший трусость, подлость. Так кто же из литературных героев «Капитанской дочки» может быть отнесён к героям, а кто – к антигероям? 5

Положительные герои в романе Положительные герои романа "Капитанская дочка" - это Савельич, капитан Миронов, «капитанша» Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, мать и отец Петра Гринева, но главными положительными героями являются Петр Гринёв и Маша Миронова. Старик Савельич Когда разбойник Емельян Пугачев казнит офицеров Белогорской крепости, очередь доходит до Петра Гринева. Именно Савельич бросается к Пугачеву. Он умоляет его помиловать «дитя», предлагает свою жизнь взамен. К счастью, Пугачев оставляет в живых и Гринева, и Савельича. 6

Капитан Иван Кузьмич Миронов. Капитан Миронов в полной мере может быть отнесён к героям. Он мужественно отражает атаки мятежников. А когда крепость была захвачена, принимает смерть геройски, отказываясь присягать на верность самозванцу («Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»). Василиса Егоровна Миронова. Жена капитана Миронова погибает во время Пугачевского бунта, и её смерть тоже можно назвать геройской («Злодеи! – закричала она в исступлении. - …Свет мой, Иван Кузмич…не тронули тебя ни штыки прусские, ни сабли турецкие…а сгинул от беглого каторжника»). 7

Иван Игнатьич также героически погибает во время Пугачевского бунта, его казнят за то, что он не признает Пугачева царем («Ты нам не государь…Ты, батюшка, вор и самозванец!») Мать и отец Петра Гринева Они воспитали Петра Гринёва как порядочного, честного человека. Отец Гринёва считал, что главное – служба Отечеству («Служи, кому присягнёшь… И помни: береги платье снову, а честь смолоду» - такой наказ даёт старший Гринёв своему сыну). 8

Пётр Гринев - главный герой произведения Пушкина "Капитанская дочка", он провинциальный русский дворянин. Детство и юность Гринева ничем не примечательны. Гринев мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на весёлую и беззаботную жизнь. Он никогда не мог противоречить отцу и всегда выполнял его приказы, поэтому безропотно отправляется на службу. Дуэль со Швабриным прибавляет ему положительных черт. В любви он был готов взять всю ответственность на себя, рискует не только жизнью, но и честью, что для него важнее. Гринев ни разу не отступил от наказа отца. Его характер по-юношески беспутный, но добрый и стойкий. 9

Вспомним одну из ключевых сцен – диалог диалог Пугачёва с Гринёвым. Интересно прочтение этого диалога данное Мариной Цветаевой: «Очная ставка, внутри Пугачёва, самовластья с собственным величием сердца. Очная ставка, внутри Гринёва, влечения человеческого с долгом воинским. Очная ставка Долга и Бунта, Присяги и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачёве, разбойнике, одолевает человек, в Гринёве одолевает воин». Для Пушкина в этой сцене ещё и испытание на честь, верность, благородство души. 10

Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? – частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить». Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту. Маша Миронова и молодой офицер Петр Гринев влюбляются друг в друга. Судьба испытывает их любовь на прочность. Во встрече Маши с императрицей по- настоящему раскрывается характер «капитанской дочки» – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха. 11

Антигерои в романе К антигероям романа "Капитанская дочка" можно отнести Швабрина. Швабрин – полная противоположность Гриневу. 12

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о «совершенной дурочке»). Всё это говорит о духовном бесчестии героя. Швабрин изменяет присяге и переходит на сторону бунтаря- самозванца Пугачева. Подлость героя оборачивается его позором. 13

Как можно охарактеризовать Пугачёва? Кто он – герой или антигерой? С одной стороны, Пугачев – изверг, злодей и разбойник, грубый, жестокий, кровожадный. Но с другой стороны, он человек слова, сдерживает обещания, умеет оценить честность, порядочность, храбрость. Пугачев понимает, что он совершил много злодейств, но уже не может остановиться. Отношение Пушкина к этому герою сложно. Но он восхищается его живым умом, широтой и артистизмом его натуры, трагической и смелой игрой со смертью. Читая произведение, так и хочется склониться к мысли, что это положительный герой, но тут же начинаешь понимать, что тот, кто берет на себя Божье право распоряжаться людскими жизнями, вряд ли может быть положительным. 14

Выводы 1. В исторических произведениях Пушкин рисует не только эпоху, но и поднимает нравственные проблемы. 2. В романе «Капитанская дочка» прослеживается деление персонажей на героев и антигероев. 3. Личность Пугачёва неоднозначна, Пушкин даёт право решать читателю, к какому типу литературных героев отнести Пугачёва. 15

«Капитанская дочка» переведена на многие языки мира. Первый перевод появился в Швеции – это было в 1841 году. В 1883 году «Капитанская дочка» была издана на японском языке под названием «Дневник бабочки, размышляющей о душе цветка. Удивительные вести из России». Когда в 1974 году отмечалось 175- летие со дня рождения Пушкина, подсчитали, что именно этот роман больше всех других его произведений издавался за рубежом – 285 раз в 27 странах. Опыт русской истории, воплощённый в произведении великого русского писателя, давно стал фактом мировой культуры. Заключение 16

Источники 1. Гиллельсон М.И., Лужина И.М. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарии. – Л., А.С.Пушкин; Шк. энцикл. слов./Сост.В.Я.Коровина, В.И.Коровин.; Редкол.: В.И.Коровин (отв. ред.) и др.; Под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, – 776 с.: ил. – ISBN Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»//Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М., А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. М.: Правда, 1981, т Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3-е изд. Стереотип.- М.: Русский язык, Т.1. А- Й. 1985, с Цветаева Марина. Соч.: В 2 т.- М., – Т.2, с URL: 9. URL: URL: https: //literaturus.ru. 17