Коррекционная работа по формированию связной речи детей с ОНР Казакова М.Г., учитель-логопед МДОУ «Центр развития ребенка –детский сад 24» г.Орла.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
Advertisements

Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Обучение рассказыванию как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи Плотникова Ирина Васильевна Учитель-логопед «МОУ Прохоровская.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у.
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) Презентация опыта работы Подготовила Быкова.
Развитие связной речи у детей с ОНР. Что значит развитие связной речи? Связную речь рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой.
Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Транксрипт:

Коррекционная работа по формированию связной речи детей с ОНР Казакова М.Г., учитель-логопед МДОУ «Центр развития ребенка –детский сад 24» г.Орла

Показатели связной речи - раскрытие темы - раскрытие темы - объём рассказа (количество слов и предложений) - объём рассказа (количество слов и предложений) - смысловая целостность (наличие смысловых звеньев, их последовательность) - смысловая целостность (наличие смысловых звеньев, их последовательность) - лексико-грамматическое оформление (соблюдение языковых норм) - лексико-грамматическое оформление (соблюдение языковых норм) - средства связи (наличие специальных знаков начала и конца рассказов, соединение предложений) - средства связи (наличие специальных знаков начала и конца рассказов, соединение предложений) - плавность изложения (подсчёт пауз и их длительность) - плавность изложения (подсчёт пауз и их длительность) - выразительность (насколько образно, эмоционально ребёнок передаёт содержание) - выразительность (насколько образно, эмоционально ребёнок передаёт содержание) - самостоятельность (анализируется с позиции оказания помощи) - самостоятельность (анализируется с позиции оказания помощи)

Психологическая основа детских рассказов - рассказывание по восприятию (описание предмета, рассказы по картинам и пересказ) - рассказывание по восприятию (описание предмета, рассказы по картинам и пересказ) - рассказ по памяти (из опыта детей) - рассказ по памяти (из опыта детей) - рассказ по воображению (творческие рассказы) - рассказ по воображению (творческие рассказы)

Порядок обучения рассказыванию - пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию - пересказ рассказа с использованием фланелеграфа - составление рассказа по демонстрированному действию - пересказ рассказа с использованием картинок - составление рассказа по серии сюжетных картинок - пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки - составление рассказа по одной сюжетной картинке - составление рассказа-описания предметов - рассказы с элементами творчества

Задачи подготовительного этапа - развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей; - формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; - закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений; - формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия; - усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний. - практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, состав­ляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразо­вой речью, - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное ка­чество предмета и т.д.)

Пример структуры предложений составляемых по картинкам Картинки первого вида Картинки первого вида - субъект действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит; - субъект действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит; - субъект действие (предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде; - субъект действие (предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде; - субъект действие-объект: Девочка читает книгу, - субъект действие-объект: Девочка читает книгу, - субъект действие объект орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком. - субъект действие объект орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.

Пример структуры предложений составляемых по картинкам Картинки второго вида Картинки второго вида - субъект действие место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах. - субъект действие место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

Общая структурно-смысловая схема фразы-вопроса Вопросительное слово – слово обозначающее действие, связанное с предметом – слово, обозначающее тот или иной предмет. Вопросительное слово – слово обозначающее действие, связанное с предметом – слово, обозначающее тот или иной предмет.

Развивающие речевые игры и упражнения Лексические упражнения Лексические упражнения Лексико-грамматические упражнения Лексико-грамматические упражнения

Задачи по обучению детей пересказу - Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации - Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации - Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности - Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности - Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности - Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности - Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций - Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций - Формирование умения планирования развернутых высказываний - Формирование умения планирования развернутых высказываний - Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний - Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний - Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм. - Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.

Структура занятия - Предварительная работа - Предварительная работа - Организационный момент - Организационный момент - Подготовка к восприятию текста - Подготовка к восприятию текста - Чтение рассказа - Чтение рассказа - Содержательный и языковой разбор текста - Содержательный и языковой разбор текста - Лексико-грамматические упражнения по тексту произведения - Лексико-грамматические упражнения по тексту произведения - Повторное чтение рассказа с установкой па самостоятельный пересказ - Повторное чтение рассказа с установкой па самостоятельный пересказ - Моделирование рассказа с помощью графических схем - Моделирование рассказа с помощью графических схем - Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем - Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем - Подведение итогов занятия - Подведение итогов занятия - Задание воспитателям - Задание воспитателям

Методические приёмы

Моделирование - Графические схемы - Графические схемы - Денотативно-графическая программа - Денотативно-графическая программа - Фланелеграф - Фланелеграф - Иллюстративное панно - Иллюстративное панно - Иллюстрации рассказа - Иллюстрации рассказа - Детские рисунки сюжетных фрагментов - Детские рисунки сюжетных фрагментов - Детские схемы (символическая аналогия) - Детские схемы (символическая аналогия) - Иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбором картинок) - Иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбором картинок)

Графические схемы

ТСО - Компьютерная программа - Компьютерная программа - Диафильмы - Диафильмы - Аудиозапись текста - Аудиозапись текста - Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения - Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения

Пересказ - По плану-схеме - По плану-схеме - По опорным вопросам - По опорным вопросам - По цепочке - По цепочке - Выборочный - Выборочный - По следам демонстрируемого - По следам демонстрируемого действия действия - С использованием элементов драматизации - С использованием элементов драматизации - С элементами творчества(языковая трансформация) - С элементами творчества(языковая трансформация) - После восстановления деформированного - После восстановления деформированного текста текста

Чтение текста - Беседа - Беседа - Загадки - Загадки - Малые фольк. формы - Сюрпризы - Малые фольк. формы - Сюрпризы - Игры - Игры - Настольный театр - Настольный театр - Кроссворды - Кроссворды

Упражнения - Лексико-грамматические - Лексико-грамматические - Специальные коррекционные - Специальные коррекционные - Эмпатические - Эмпатические

Обучение рассказыванию по картинкам виды занятий с картинным материалом: 1. составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья», «Зимние развлечения»). 1. составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья», «Зимние развлечения»). 2. Составление небольших по объёму рассказов- описаний по сюжетным картинкам. 2. Составление небольших по объёму рассказов- описаний по сюжетным картинкам. 3. рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия («Гриб», «Умный ёжик»). 3. рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия («Гриб», «Умный ёжик»). 4. обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел». 4. обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел». 5. описание пейзажной картины 5. описание пейзажной картины

Подготовка детей к восприятию содержания картины - предварительная беседа - предварительная беседа - чтение литературных произведений по тематике картины - чтение литературных произведений по тематике картины - разбор её содержания - разбор её содержания - обучение составлению рассказа - обучение составлению рассказа - анализ детских рассказов - анализ детских рассказов

Методические приёмы - Образец рассказа педагога по картине - Образец рассказа педагога по картине - Наводящие вопросы - Наводящие вопросы - Предваряющий план рассказа - Предваряющий план рассказа - Составление рассказа по фрагментам картины - Составление рассказа по фрагментам картины - Коллективное сочинение рассказа детьми - Коллективное сочинение рассказа детьми

Обучение рассказу-описанию предметов Задачи: - развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; - овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Этапы обучения - подготовительные упражнения к описанию предметов - подготовительные упражнения к описанию предметов - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания - формирование первоначальных навыков самостоятельного описания - описание предметов по основным признакам - описание предметов по основным признакам - обучение развёрнутому описанию предмета - обучение развёрнутому описанию предмета - закрепление полученных навыков составления рассказа описания - закрепление полученных навыков составления рассказа описания

План развёрнутого описания предметов определение (название предмета) отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии, место произрастания назначение предмета, приносимая польза.

Элементы структуры занятия - дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки...»); - составление предложений по вопросам (типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин?» и т.п.); - выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий и т.д.); - последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор и др.).

Примеры синтаксических структур Объект качество объекта (огурец зеленый, яблоко круглое); Объект качество объекта (огурец зеленый, яблоко круглое); Объект вид качества (цвет, форма и др.) определение качества (ар­буз по форме круглый); Объект вид качества (цвет, форма и др.) определение качества (ар­буз по форме круглый); Вид качества наименование субъекта определение качества (иголки у ели зеленые; шерсть у кошки мягкая, пушистая); Вид качества наименование субъекта определение качества (иголки у ели зеленые; шерсть у кошки мягкая, пушистая); Субъект действие, выполняемое субъектом объект действия (собака сторожит дом; корова ест зеленую траву) и др. Субъект действие, выполняемое субъектом объект действия (собака сторожит дом; корова ест зеленую траву) и др.

Обучение рассказыванию с элементами творчества рассказы по аналогии рассказы по аналогии придумывание продолжения и завершения рассказа придумывание продолжения и завершения рассказа составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему. составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Виды творческих заданий

Обучение пересказу Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения. Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера). Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание.) (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание.) Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений*. б) восстановление нужной последовательности предложений*. Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказывания по картинам Придумывание названия к картине или серии картин, Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия; придумывание названия а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту- эпизоду). к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту- эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.). Игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины. Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.). Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение «Угадай-ка!» (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента.) Игра-упражнение «Угадай-ка!» (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента.)

Обучение описанию предметов Игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Составление описания предмета по собственному рисунку. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.) Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.)

Виды занятия с элементами творчества - составление рассказа по аналогии - составление рассказа по аналогии - придумывание продолжения незавершённого рассказа - придумывание продолжения незавершённого рассказа - составление сюжетного рассказа по набору игрушек - составление сюжетного рассказа по набору игрушек - сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам - сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам

Структура занятий - двукратное чтение и разбор содержания текста; - двукратное чтение и разбор содержания текста; - конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); - конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); - рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой - рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой

Структура составления рассказов по набору игрушек - отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; - отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; - характеристика персонажей (внешний облик, «общественная роль» и «про­фессиональные действия»); описание предметов-атрибутов; - характеристика персонажей (внешний облик, «общественная роль» и «про­фессиональные действия»); описание предметов-атрибутов; - определение темы рассказа; - определение темы рассказа; - образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом; - образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом; - составление рассказов детьми с использованием данного плана; - составление рассказов детьми с использованием данного плана; - анализ детских рассказов - анализ детских рассказов

Составление рассказа без использования словесных и наглядных опор (структура занятия) - беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа); - беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа); - обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа; - обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа; - «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.); - «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.); - обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму); - обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму); - «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему - «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему

Заучивание стихотворения с элементами ТРИЗ