Лекция 3 Общепсихологические принципы. План I. Общепсихологические принципы: Вероятностного детерминизма, Развития (историзма), Единства сознания и деятельности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Advertisements

Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Подготовил Голобородько Евгений.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Транксрипт:

Лекция 3 Общепсихологические принципы

План I. Общепсихологические принципы: Вероятностного детерминизма, Развития (историзма), Единства сознания и деятельности, Системно-структурный принцип, Принцип иерархии Принцип личностного подхода II. Частные экспериментально-психологические принципы: Адекватности Параллельности Экстремальности Регистрации градиента Референтности Последовательного объяснения Психологической целесообразностьи

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений В материалистической психологии провозглашает : - первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика – свойство мозга); - первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика – способ отражения действительности). Детерминизм – концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Механистический детерминизм (до XIX в.) – внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия (данное представление способствовало развития учений о рефлексе, ассоциациях, аффектах). Психика рассматривалась как побочное явление (эпифеномен).

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Биологический детерминизм – рассматривает психику как необходимую для выживания функцию, как неотъемлемый компонент жизнедеятельности животного организма, способствовал установлению самостоятельного причинного значения психики. ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт ( ) английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Психологический детерминизм – обусловленные воздействиями внешних объектов на организм психические явления формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) ( ) немецкий ученый, иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1868), автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Сеченов Иван Михайлович ( ) - отечественный мыслитель материалист, выдающийся физиолог, основоположник российской психологии, способствовал сближению психологии и естественных наук.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА На современном этапе: реализуется на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Принцип развития Конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие – это всеобщее свойство материи. Развитие психики есть ее закономерное изменение во времени, выраженное в количественных и качественных преобразованиях.

Формы развития Филогенез Онтогенез Биологическая сторона Проявляется в становлении психических структур в ходе биологической эволюции человечества Отражается в психическом развитии, сопутствующем возрастным изменениям организма Социальная сторона Проявляется в становлении психических структур в социокультурной истории человечества Отражается в обусловленности конкретными социально- историческими обстоятельствами формирования (социализация) и деятельности личности

Принцип развития Из истории психологии: Импульсом к изучению психики с учетом филогенетического аспекта послужила эволюционная теория Ч. Дарвина, принципиальные методологические выводы из который впервые сделаны М.И. Сеченовым. Онтогенетическое направление в изучении психики в первую очередль предопределилось потребностями педагогики. «Ребенок развивается как личность, врастая в общественную среду, в культуру общества, в систему общественных отношений, а направляется этот процесс обучением и воспитанием в его различных формах» (Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.в. Шорохова. М., С )

Принцип единства сознания и деятельности Отображает факт объединения интегральной формы психического отражения мира (сознание) и высшей формы взаимодействия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как существа биосоциального (личность). Принцип единства сознания и личности Принцип единства личности и деятельности

Принцип системного подхода Рассмотрение психики и любых ее проявлений как систем Ломов Борис Федорович ( ) отечественный психолог, с позиций комплексного подхода разрабатывал общетеоретические проблемы психологии Владимир Александрович Ганзен ( ) автор методики системного описания целостных объектов.

Принцип системного подхода Позволяет и дает возможность: - выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности; - обогатить психологию идеями, фактами, методами других наук, и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания; - интегрировать и систематизировать психологические знания (посредством устранения избыточности накопленной информации, сокращения объема и повышения наглядности описаний, уменьшения субъективизма в интерпретации психических явлений); - увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту; - определить задачи дальнейших исследований; - предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

Принцип иерархии В соответствии с данным принципом все психические явления требуется рассматривать как ступени включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие, включающие в себя низшие в изменённом, но не устранённом виде и опирающиеся на них, - как скачки на основе появления новых системных качеств. Также имеются и горизонтальные связи между явлениями.

Принцип личностного подхода Признание целостности главного объекта изучения психологии – человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность). Личность – воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которую преломляются все внешние воздействия. Психические явления (процессы, состояния, свойства), проявляющиеся в деятельности, сама деятельность, ее элементы (действия и поступки) могут быть правильно поняты только с учетом их личностной обусловленности.

Принцип адекватности Принцип адекватности – соответствие применяемого метода изучаемому явлению.

Принцип параллельности Принцип параллельности – для повышения информативности показателей, отражающих психологическое явление, необходимо эти показатели регистрировать параллельно изучаемому явлению или деятельности.

Принцип экстремальности Принцип экстремальности – создание экстремальной ситуации для того, чтобы выявить наиболее типичные для конкретного испытуемого параметры, значения этих параметров.

Принцип регистрации градиента Принцип регистрации градиента – для получения более информативных показателей надо регистрировать перепад параметров в нескольких ситуациях. Этот принцип позволяет получить показатель, который характеризует потенциальные возможности изучаемых функций.

Принцип последовательного объяснения Принцип последовательного объяснения – в объяснении эмпирических фактов психологии можно пользоваться одновременно только двумя «соседними» уровнями обобщённости (например: для объяснения экспериментального факта психофизиологии можно привлекать принципы и понятия только психологии и физиологии).

Принцип референтности Принцип референтности – способ поиска наиболее чувствительных, например, зон тела, признаков, их комбинаций. Если мы знаем точно, что в данном показателе, как в фокусе, отражается деятельность всей нервной системы или отдельной подсистемы, то пропадает необходимость регистрации всех звеньев системы (применять принцип иерархии, системно-структурный), что повышает эффективность исследования. Например: специфическая реакция, реактивный стереотип.

Принцип психологической целесообразность Принцип психологической целесообразностьи. При объяснении психических явлений физиологическими законами следует помнить, что не все сочетания физиологических законов имеют психологический смысл.