Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы…).
Advertisements

Самооценка Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении.
Самооценка учащихся. Учитель школы обладает Гуманистическим мировоззрением Творческими способностями Высокой методической компетентностью Исследовательскими.
Школа молодого специалиста Организация самоконтроля и самооценки в учебной деятельности младших школьников Иванова Людмила Геннадьевна руководитель РМО.
Организация критериального оценивания в начальной школе Способность к приобретению знаний – величайшее преимущество.
Пути реализации безотметочного обучения младших школьников.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л. Н.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП Образовательная система «Школа 2100»
Современные типы уроков по ФГОС Автор: Михалёва Г.К. Выступление на педагогическом совете школы Ноябрь 2013 год.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
« Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»
«Групповая работа – одна из форм формирования коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА» Учитель математики гимназии 11 Скрипка Надежда.
1 Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский.
Оценочная деятельность педагога на современном этапе развития образования.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Транксрипт:

Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.

В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: 1. развивать у школьников умение контролировать себя 2. критически оценивать свою деятельность 3. находить ошибки и пути их устранения.

У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

Основные функции самооценки: -констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); -мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); -проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таким образом, главный смысл самооценки заключается: в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы: 1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания; 2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов; 3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; 4. составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Привлечение родителей. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

Для формирования адекватной самооценки первоклассников используются следующие формы: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки: V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО + – НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС ! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

«Лист индивидуальных достижений» Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Во классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Примеры листов самооценки учащихся на уроке. Лист самооценки Ф.И. ученика _____________________________________ Незаконченное предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился было интересно было трудно могу похвалить одноклассников за то, что больше всего мне понравилось особенно хорошо мне удалось свой результат могу оценить как _________

Лист самооценки Ф.И. ученика__________________________________ 1. На уроке я работалактивнопассивно 2. своей работой на уроке я …доволен недоволен 3. урок для меня показалсякороткимдлинным 4. за урок я устал не устал 5. мое настроение стало лучше стало хуже 6. материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7. домашнее задание мне кажется легким интересным трудным не интересным

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Оценочный лист «Списывание» Ф.И. ___________________________________________ Элементы оценивания УченикУчитель Красная строка Большая буква Точка Перенос слова Грамотность Аккуратность Отметка

Оценочный лист «Однокоренные слова». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею подбирать однокоренные слова Умею находить корень в слове Умею определять значение слова Умею пользоваться алгоритмом Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

Оценочный лист «Безударные гласные». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею ставить ударение в словах Умею находить безударную гласную Умею находить проверочное слово Умею пользоваться алгоритмом

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________ Критерии:Да+, нет - На уроке я отвечал устно. Я решил без ошибок в тетради задачу. Я решил без ошибок примеры. Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. В тетради я работал аккуратно Отметка за урок

Листсамооценки Ф.И._______________________________________ Да та д/з Работа в группе Устные ответы Работа в тетради Сумма баллов Оценк а 1-2 балла 1-3 балла по 1 баллу 1-5 баллов Норма оценки: 6-7 баллов – оценка «3» 8-9 баллов – оценка «4» Более 10 баллов – оценка «5»

На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например: -задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), - уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), -пример – 1 балл, -нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), -решение примера графически 1 балл, -преобразования именованных чисел 1 балл, -сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее. Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или -1, 2 балла. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

Оценочный лист «Чтение по ролям» Своевременно начинал(а) читать свои слова Читал(а) без ошибок Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию Соблюдал(а) знаки препинания. Читал(а) выразительно

Оценочный лист «Пересказ» Назвал(а) автора и произведение Пересказывал(а) самостоятельно, без помощи учителя Содержание излагал(а) последовательно Искажения при пересказе Точное употребление слов, выражений Выразительность пересказа Правильно ответил(а) на все вопросы Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть» Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроение стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

Одноклассники также оценивают чтение наизусть, ставя +/- Лист оценивания одноклассников Критерии Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроения стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Слушал(а) с интересом

Ученику оценочный лист дает возможность: -научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; -фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; - планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю: получить информацию о достижениях и проблемах учащихся делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно- тематическое планирование, рабочую программу); заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

Использованная литература: 1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, 15, Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.