Современное естествознание (предмет и структура, особенности)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНОЙ МИРА?» ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА КУСТОВА ДАРЬЯ.
Advertisements

География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
Преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин ПКГХ.
Науки, которые изучают природу. Ещё древние люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человека этих знаний становилось все.
Науки о природе. Древние люди Науки Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.
Биология (от греч. bios – жизнь, logos – учение) – наука о жизни Биология изучает: Строение Проявление жизнедеятельности Среду обитания всех живых организмов:
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии 9 класс Урок
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Курс общей физики проф. Тюрин Юрий Иванович Томский политехнический университет ЕНМФ Адрес: пр. Ленина, 43, г.Томск, Россия,
Значение биологии для понимания единства всего живого Выполнила: Бандорина Е.И. студентка 107 группы.
Ситникова Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей категории.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Вводная лекция Лекция 1. Мир, окружающий нас материален: он состоит из вечно существующей и непрерывно движущейся материи. Материей, в широком смысле.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Учитель биологии Моложаева Л.Н.. Впервые термин «биология» в 1797 году предложил немецкий профессор Т. Рузом. Но активно использоваться он начал лишь.
Транксрипт:

Современное естествознание (предмет и структура, особенности)

Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм.

Природа В самом широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. В самом широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуется место и роль природы в системе исторически меняющихся отношения к ней человека и общества. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуется место и роль природы в системе исторически меняющихся отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее – совокупный объект естествознания. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее – совокупный объект естествознания.

Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы, развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов, прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы. развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы, развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов, прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.

В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением. точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением. Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление её объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира. Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление её объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.

Структура современного естествознания Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания– природа. Совокупный объект естествознания– природа. Предмет естествознания– факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов. Предмет естествознания– факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории. знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.

Современное естествознание биология биология физика физика химия химия география география экология и др. экология и др.

предметом изучения биологии являются живые организмы предметом изучения биологии являются живые организмы химии - вещества и их превращения химии - вещества и их превращения астрономия изучает небесные тела астрономия изучает небесные тела география – особую (географическую) оболочку Земли география – особую (географическую) оболочку Земли экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой

Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Так, в состав биологии входят ботаника, зоология, микробиология, генетика, цитология и др. науки. При этом предметом изучения ботаники являются растения, зоологии – животные, микробиологии – микроорганизмы. Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов, цитология – живую клетку. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Так, в состав биологии входят ботаника, зоология, микробиология, генетика, цитология и др. науки. При этом предметом изучения ботаники являются растения, зоологии – животные, микробиологии – микроорганизмы. Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов, цитология – живую клетку.

Химия Химия органическая химия органическая химия неорганическая химия неорганическая химия аналитическая химия аналитическая химия Географические науки Географические науки геология геология землеведение землеведение геоморфология геоморфология климатология климатология физическую география. физическую география.

Биологическая наука зоология Биологическая наука зоология Орнитологию Орнитологию Энтомологию Энтомологию Герпетологию Герпетологию Этологию Этологию Ихтиологию и т.д. Ихтиологию и т.д. Область химии – органическая химия Область химии – органическая химия химию полимеров химию полимеров нефтехимию и др. науки. нефтехимию и др. науки. Неорганическая химия Неорганическая химия химия металлов химия металлов химия галогенов химия галогенов координационная химия. координационная химия.

Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними. Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними. Однако современный этап развития естествознания – интегральное естествознание - характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований, причем тенденция к масштабной интеграции научного знания неуклонно возрастает. Однако современный этап развития естествознания – интегральное естествознание - характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований, причем тенденция к масштабной интеграции научного знания неуклонно возрастает.

Естествознание Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира Прикладные науки занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Прикладные науки занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.

Познание законов природы и построение на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов – конечная задача. Познание законов природы и построение на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов – конечная задача.

От общественных и технических наук естествознание отличается по предмету, целям и методологии исследования. Естествознание имеет существенные методологические отличия и от технических наук, обусловленные тем, что целью естествознания является познание природы, а целью технических наук – решение практических вопросов, связанных с преобразованием мира. Естествознание имеет существенные методологические отличия и от технических наук, обусловленные тем, что целью естествознания является познание природы, а целью технических наук – решение практических вопросов, связанных с преобразованием мира. Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными.

Современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней осуществляются качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней осуществляются качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.

Понятие «нелинейность» Нелинейность (в узком смысле) – понятие, обозначающее процессы, описываемые нелинейными уравнениями, которые могут иметь несколько качественно различных решений. Нелинейность (в узком смысле) – понятие, обозначающее процессы, описываемые нелинейными уравнениями, которые могут иметь несколько качественно различных решений. Нелинейность (в широком смысле) – указание на многовариантность, альтернативность и необратимость возможных путей эволюции системы. Нелинейность (в широком смысле) – указание на многовариантность, альтернативность и необратимость возможных путей эволюции системы.

Учебная литература Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., Раздел III. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., Раздел III. Масленникова И.С. и др. Концепции современного естествознания. Учебник. – СПб, ИНЖЭКОН, 2002 г Масленникова И.С. и др. Концепции современного естествознания. Учебник. – СПб, ИНЖЭКОН, 2002 г

Автор презентации Батманова Н. И. Группа 6109