Педагогика в системе наук о человеке лекция магистерская программа «Энергоэффективные материалы, конструкции, технологии при проектировании и эксплуатации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.
Advertisements

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ ТЕМА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫПОЛНИЛА: БЕГМЕТОВА А. ПРОВЕРИЛА: АУБАКИРОВА. АЛМАТЫ 2015 г.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
ТЕМА: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. ПЛАН: 1. Предмет, цель и задачи педагогики. 2. Педагогика наука о воспитании. 3. Возникновение и развитие педагогики.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Педагогика как наука. Система педагогических наук.
Педагогика как наука Лекция 1. Древняя Греция Paides - дети ago – вести Педагогика Ксенофонт Платон Сократ.
Педагогика как наука. Древняя Греция Paides - дети ago – вести Педагогика Ксенофонт Платон Сократ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
1 Лекция 3 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. 2 Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» «пайд» - «дитя», «гогос» - «веду», Педагогика означает.
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Функции педагогики как науки. Объяснительная - описание педагогических фактов, явлений, процессов, объясняет законы, условия, протекания процессов воспитания,
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
К функциям науки не относится: 1) мировоззренческая 2) производственная 3) регулирующая 4) прогностическая.
Транксрипт:

Педагогика в системе наук о человеке лекция магистерская программа «Энергоэффективные материалы, конструкции, технологии при проектировании и эксплуатации зданий»

ПЕДАГОГИКА - ЭТО наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. В. Бордовская, А. А. Реан); наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум); наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). осмысление воспитания (С.И. Гессен). рефлексия фрагмента социальной реальности, называемого воспитанием (включающего в себя и образование), отраженная в текстах и "преданиях" (А.В. Мудрик). …

Источники развития педагогики 1. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, народной педагогике. 2. Философские, педагогические и психологические труды. 3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания. 4. Данные педагогических исследований. 5. Опыт педагогов-новаторов.

Задачи педагогики 1. Установление закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами. 2. Изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности. 3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. 4. Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее (педагогическая футурология). 5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ ОБЪЕКТ ЧЕЛОВЕК, НАХОДЯЩИЙСЯ В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ СИСТЕМАХ (ПС) ПРЕДМЕТ -воспитание -профессиональная педагогическая деятельность -педагогический процесс.

Педагогика (греч. paidagogike) - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогика – наука о воспитании человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика как наука рассматривает взаимодействие человека (Ч) и культуры (К) посредством педагогических систем (ПС) Стихийное развитие человека взаимодействие через обучение и воспитание ПС организованная активность человека, целенаправленное его развитие и формирование как личности Ч К

«У каждой науки есть своя таблица умножения» Н.Г. Чернышевский Категория (греч. кategoria – высказывание, признак) Научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения принято называть педагогическими категориями Понятие - Термин - Определение - Житейско -бытовое понимание сути педагогического явления Научно обоснованное понимание сути педагогического явления Объединяет понятие и термин по смыслу, но не всегда совпадает по тексту

Основные категории педагогики

Воспитание - целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.

Основные категории педагогики Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Основные категории педагогики Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и т.д.

Основные категории педагогики Образование как процесс - освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Основные категории педагогики Самообразование - активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Основные категории педагогики Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Основные категории педагогики Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов (экономических, социальных, психологических, идеологических и др.)

Основные категории педагогики Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов наук. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (автоматизированные умения).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Кузьмина Н.В. Совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения людей (детский сад, школа, вуз и т.п.) Беспалько В.П. Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (педагогическая система А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и др.)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ Гуманитарный характер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку. На человека должно оказываться воздействие, но не давление.Человеку надо помочь стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом … Личностно-субъективный характер педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами: - профессиональным мастерством и творчеством - уровнем профессиональной компетентности педагога - уровнем развития личности учащихся

Вероятностный характер педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем Педагогическая задача Кто?Где?Когда?С кем?Зачем?Почему? Результат решения педагогической ситуации

ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: 1. Объяснительная 2. Преобразовательная 3. Прогностическая

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (прикладная, практическая ) На основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика. В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Предвидение развития педагогической реальности. Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.

Структура курса педагогики - Общие основы. - Дидактика (от греч. Didaktikos- «поучающий», впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке ( ), наука о теориях образования и технологиях обучения). - Теория воспитания. - Школоведение.

Система педагогических наук Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека (общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение). Возрастная педагогика - дошкольная, школьная (воспитание в учреждениях различных типов); педагогика высшей школы (получение высшего образования и повышение квалификации). Социальная педагогика - семейная, исправительно-трудовая (перевоспитание правонарушителей). Профессиональная (отраслевая) педагогика - военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п. Специальная (коррекционная) педагогика - сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

Система педагогических наук Частные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов. История педагогики и образования Философские науки (диалектический и исторический материализм, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.

Система педагогических наук Анатомия и физиология - составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологический особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Точные и технические науки (отрасли, возникающие на стыке педагогики с точными науками - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др.).

Методы исследования

Задание:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Из разных учебников по педагогике: найти определение педагогики как науки; найти определения основных категорий педагогики и составить таблицу (понятие, автор, источник). 2. Ответить на вопрос «Почему авторы разных учебников по-разному определяют понятие «педагогика», выделяют и трактуют по- разному основные категории педагогики как науки?»

Спасибо за внимание!