Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кумовская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республика Крым Учитель: Киселёва Любовь Ивановна г Автор: Брояка Елена Валерьевна 9 класс
Дважды Герой Советского Союза Амет – хан Султан
Презентация, посвященная лётчику-истребителю Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза Амет-хан Султану Цели: познакомить учащихся с биографией выдающегося летчика-истребителя Амет-хан Султана; воспитать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примере участника Великой Отечественной войны, воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма. «Человек, который хотел быть горным орлом Настоящая честь это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей» Бенджамин Франклин
Амет-хан и сестра Фатма 1924 год Родился Амет-хан Султан 25 октября 1920 года (по другим данным 20 октября) в известном городке Алупка на южном берегу Крыма. Отец – Султан Амет-хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где нашел себе жену – крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-ханом. Позже родилась дочь Фатиме (увы, едва дожила до четырех лет) и сын Имран. Мальчишка с царским именем – босой. У моря жил - мечтал достичь небес - Вот парадоксы жизни непростой. Алупка старая! Родился, вырос здесь. Амет в сезон курортников водил К вершинам Бедене-Кыр и Ай-Петри. И там в горах, наверное, решил Пилотом стать - летать подобно ветру.
И вот сбылась мечта! Орёл – лети! Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в город ском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения ( ), на правлен служить в Молдавию, где летал на истребителях И-15 и И Но тут война, смертельная рулетка, Запутала все планы, все пути: Реальный бой серьёзней, чем учебка.
Мы должны знать своих героев. Амет-ха́н Султа́н С самого детства Амет-хан восхищался авиацией. Он представлял, как летает среди птиц, над вершиной горы Ай-Петри. Отучившись семь классов в средней школе 1, будущий ас поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище Симферополя. Наряду с этим юноша посещал симферопольский аэроклуб. Стремление к небесам сделало Амет-Хана одним из лучших, и юноша был направлен в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. В поселке городского типа Кача (ныне в Нахимовском районе Севастопольского горсовета) Султан впервые увидел боевые истребители, которые произвели на него сильное впечатление. Весь период учебы Амет-Хан вспоминал родной аэроклуб и писал письма своему инструктору Петру Мефодиевичу Большакову.
Амет – хан Султан в звании младшего лейтенанта Летное училище он закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В выпускном аттестате была написана краткая характеристика: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив». Для дальнейшей службы Амет-хан был направлен в Белоруссию, в Бобруйск. Довольно скоро его перевели в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, расположенного под Кишиневом. Летал на машинах И-15 и И-153.
Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет – хан Султан встретил в 1942 году Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Султан одержал свою первую воздушную победу.
Первый день Великой Отечественной войны. Амет выполнил несколько вылетов «Харрикейн», Як-1, Як-7Б, Bell P-39 Airacobra, Ла-7 – на всем летал отважный летчик В первый день Великой Отечественной войны Амет-хан выполнил несколько боевых вылетов разведывательно- штурмового характера. Дальнейшие вылеты были уже на юге Украины, а осенью 1941 года Амет-хан участвовал в операциях под Ростовом-на-Дону. Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Султан одержал свою первую воздушную победу. В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-хана быстро израсходовал боезапас, наш летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.
Первый Воздушный бой Амет - хана В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-хана быстро израсходовал боезапас, наш летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.
Первый в небе Ярославля С началом войны младший лейтенант Амет- хан Султан несколько раз поднимался в воздух, выполняя боевые задания. Уже тогда однополчане отмечали его невероятное бесстрашие. Казалось, что в воздухе этот человек полностью утрачивает инстинкт самосохранения... Ведущий Осенью 1941 года прикрывал Ростов-на-Дону, а зимой переучился на английский истребитель «Харрикейн». Потом был Сталинград, ожесточённые воздушные бои в небе Кубани, Таганрога, Мелитополя, Крыма, Брянска, командовал эскадрильей в 9-м гвардейском ИАП, совершил несколько воздушных таранов (первый в небе Ярославля). На русский Ярославль враги идут. Подбитый юнкерс пал, как чёрный ворон. Спасибо, друг надёжный, парашют Не подкачал: он за штурвалом снова Дворянский титул немчика- барона Не впечатлял, шутил, свершив таран: «Упал, как все, подумаешь: персона, Что мне бароны? Я и сам – султан!».
Последний полёт героя Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Султан Амет-хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив 'Фокке-Вульф-190'. За время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку активный силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сшиб лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.
Награда нашла героя Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" капитану Амет-хан Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" награжден 26 июля 1945 года. После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти из армии, демобилизовался в звании Гвардии подполковника....Он нашёл себя на испытательной работе в НИИ ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные самолёты и планеры. В 1961 году
Именные часы Амет-хан Султана Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами и присвоил звание «Почетный гражданин города Ярославля». За этот подвиг Амет-хан 24 августа 1943 года будет награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-хан был сбит, но снова спасся на парашюте. С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.
Заслуженный лётчик испытатель 23 сентября 1961 года Амет-хану было присвоено звание 'Заслуженный летчик- испытатель СССР'. За время летной работы он освоил примерно 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов. Пройдёт много лет и уже после войны, отвечая на вопрос одного из однополчан, почему он не завершает лётную деятельность, Амет-хан Султан расскажет притчу: «... Орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому Орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми». Кто мог думать, насколько точно он предсказал собственную судьбу?
Выдающиеся летчики «Воздушный лев» Амет-хан Погиб Амет-хан 1 февраля 1971 года, при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Всего сбитых самолётов ; боевых вылетов - 603; воздушных боёв
Он лётчик-испытатель – он герой И в мирное, обыденное время. Отправившись в полёт тот роковой Не на земле погиб, а в синем небе! Оставил даже в космосе свой след: Он имя дал для маленькой планеты. Аэропорт в Махачкале, привет! Ты назван был по имени Амета. И памятник в Париже: ну, хитрец! Хоть бронзовый, но всё ж в Париж попал! «Пилот от Бога» - верно: сам Творец Ему дорогу в небе начертал. И два народа – матери, отца, Тобой гордятся - Что ни говори! Себе остался верен до конца: Орлы и умирают как орлы!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!