Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александр Кондаков, Вологда, 14 февраля 2011 г. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
11 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Родительское собрание г. Вольск, 28 октября 2010 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС» 2010 г ГОУ ДПО «Калужский.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Транксрипт:

Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александр Кондаков, Вологда, 14 февраля 2011 г. 1

22 Образование важнейшая социальная деятельность общества важнейшая социальная деятельность общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества 2

3 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества консолидация общества в условиях роста его разнообразия консолидация общества в условиях роста его разнообразия социальное выравнивание общества социальное выравнивание общества формирование российской гражданской идентичности личности формирование российской гражданской идентичности личности взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур конкурентоспособность личности, общества и государства конкурентоспособность личности, общества и государства

4 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

55 Социальные и моральные вызовы школьному образованию морально-нравственная дезинтеграция общества морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения 5

Социальные и моральные вызовы школьному образованию рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов усиление миграционных процессов недостаточный уровень воспроизводства населения недостаточный уровень воспроизводства населения снижение физического, социального и психического здоровья населения снижение физического, социального и психического здоровья населения 6

7 Стратегия 2020 Главная цель Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан

8 Стратегия 2020 Новые задачи образования образование должно обеспечить образование должно обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности Укрепление национальной безопасности 8

9 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Наша новая школа

10 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет : систему базовых национальных ценностей современный национальный воспитательный идеал цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

11 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Патриотизм Патриотизм Социальная солидарность Социальная солидарность Социальная солидарность Социальная солидарность Гражданственность Гражданственность Гражданственность Семья Семья Семья Здоровье Здоровье Здоровье Труд и творчество Труд и творчество Труд и творчество Труд и творчество Наука Наука Наука Традиционные религии России Традиционные религии России Традиционные религии России Традиционные религии России Искусство и литература Искусство и литература Искусство и литература Искусство и литература Природа Природа Природа Человечество Человечество Человечество

12 Патриотизм любовь к России любовь к России к своему народу к своему народу к своей малой родине к своей малой родине служение Отечеству служение Отечеству

13 Социальная солидарность Социальная солидарность свобода личная и национальная свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство справедливость, милосердие, честь, достоинство

14 Гражданственность служение Отечеству служение Отечеству правовое государство правовое государство гражданское общество гражданское общество закон и правопорядок закон и правопорядок поликультурный мир поликультурный мир свобода совести и вероисповедания свобода совести и вероисповедания

15 Семья любовь и верность любовь и верность здоровье здоровье достаток достаток почитание родителей почитание родителей забота о старших и младших забота о старших и младших забота о продолжении семьи забота о продолжении семьи

16 Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека физическое здоровье человека здоровый образ жизни здоровый образ жизни

17 Труд и творчество Труд и творчество любовь к труду любовь к труду творчество и созидание творчество и созидание целеустремленность и настойчивость целеустремленность и настойчивость

18 Наука ценность знания ценность знания стремление к истине стремление к истине научная картина мира научная картина мира

19 Традиционные религии России Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

20 Искусство и литература Искусство и литература красота красота гармония гармония духовный мир человека духовный мир человека нравственный выбор нравственный выбор смысл жизни смысл жизни эстетическое развитие эстетическое развитие этическое развитие этическое развитие

21 Природа эволюция эволюция родная земля родная земля заповедная природа заповедная природа планета Земля планета Земля экологическое сознание экологическое сознание

22 Человечество мир во всем мире мир во всем мире многообразие культур и народов многообразие культур и народов прогресс человечества прогресс человечества международное сотрудничество международное сотрудничество

23 Базовые национальные ценности российского общества : определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации 23

24 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

25 Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников : формирование у обучающихся : Личностной культуры Личностной культуры Семейной культуры Семейной культуры Социальной культуры Социальной культуры

26 Личностная культура готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

27 Семейная культура осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

28 Социальная культура осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.

29 Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует: фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем потребности личности, общества и государства в общем образовании образовании Изменилась структура стандарта (совокупность требований) Изменилась структура стандарта (совокупность требований) Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ результатам освоения основных образовательных программ Изменилось представление об образовательных результатах Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные) (личностные, метапредметные, предметные) ФГОС имеет методологическое основание (системно- ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход) деятельностный подход) Особенности ФГОС 30

Ориентиром при построении содержания образования стали Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России личности гражданина России Изменились методологические основы системы оценки достижения Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования требований к результатам образования Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса образовательного процесса Представлены широкие возможности реализации этнокультурной Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность которого включена внеурочная деятельность Особенности ФГОС 31

32 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований

33 Стандарт как совокупность трех систем требований к результатам к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней общего образования преемственность результатов для разных ступеней общего образования зафиксирован системно-деятельностный подход зафиксирован системно-деятельностный подход к структуре к структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеурочной деятельности интеграция учебной и внеурочной деятельности к условиям к условиям кадровым кадровым финансовым финансовым материально-техническим материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение) иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя п озиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения ООП 34

35 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (начальная школа) Планиру-емыерезультаты ПрограммакультурыздоровогообразажизниУчебныйплан ПрограммаформированияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитания ПрограммыпоучебнымпредметамПрограммакоррекционнойработы СистемаоценкиПоясни-тельная записка записка 35

36 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (основная и старшая школа ) Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательскую и проектную деятельность Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов Программа воспитания и социализации, включает : духовно- нравственное развитие и воспитание, социализацию, профориентацию, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционн й работы 36

Структура учебного плана среднего (полного) общего образования 2. Иностранный язык Иностранный язык Б.П. Второй иностранный язык Б. 1. Филология Русская словесность И. Русский язык и литература Б.П. Родной язык и литература Б.П. 3. Математика и информатика Математика и информатика И. Математика Б.П. Информатика Б.П. 4. Общественные науки Обществознание И История Б.П. География Б.П. Экономика П. Право П. 6. Курсы по выбору: Искусство, предмет по выбору школы или курс из предметных областей Естественные науки Естествознание И. Физика Б.П. Химия Б.П. Биология Б.П. Экология Б. Россия в мире ОБЖ Физкультура Индивидуальный проект 37

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы Основная образовательная программа ОУ 38

Примерная основная образовательная программа 39 Рекомендована к использованию решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года 03-48) Размещена на сайте Минобрнауки России и

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения сквозных программ: Программа формирования УУД Программа формирования ИКТ- компетентности Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Русский язык. Родной язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Математика, Информатика Иностранный язык Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 40

Программа формирования УУД Виды универсальных учебных действий: Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 41

Программы отдельных учебных предметов Включают разделы: пояснительная записка основное содержание учебного предмета варианты тематического планирования рекомендации по материально- техническому обеспечению учебного предмета 42

Оценка достижения планируемых результатов На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: - Русский язык - Родной язык - Математика - Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований 43

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение 44

Особенности экспертизы учебников При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования (Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 года 428) 45

Система учебников обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно- образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса комплексное представление информационно- образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени 46

Наш сайт: Наш сайт: 47 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!