МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХЕТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Ампир (от.Фр. empire style «имперский стиль») стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.классицизмаэклектическими Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен придворные архитекторы Наполеона. Хотя эти мастера, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности.
Ампир Отличительные черты этого стиля торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Мотивы декора и архитектуры в искусстве ампира повторяли во многом не только римские образцы, но и древнеегипетское искусство.
В 18 столетии Испания продолжала оставаться отсталой страной, во главе которой по-прежнему стояли реакционные феодальные силы. Однако во второй половине 18 в. в связи с частичным экономическим подъемом, некоторым ростом буржуазии и распространением идей французской просветительской философии здесь на недолгое время возникли общественные тенденции, сближавшиеся с политикой так называемого просвещенного абсолютизма в других европейских странах. Для испанского общества открывались возможности более свободного приобщения к достижениям передовой мысли и искусства Европы того времени.
Стиль Фердинанда VII это испанская адаптация французского ампира, отличающаяся большей образностью. Ампир приходит в Испанию с запозданием, поскольку Война за независимость полностью прерывает связь Испании с декоративным искусством Европы и особенно Франции. Во Франции после падения Наполеона стиль совершенно меняется, но в Испании ампир длится в течение всего царствования Фердинанда VII.
Фердинанд VII (исп. Fernando VII, ) король Испании Родился в Сан-Ильдефонсо 13 октября Отец Фердинанда, Карл IV, правивший Испанией с 1788 по 1808, не пользовался популярностью в народе; особую ненависть вызывал его фаворит Мануэль Годой. Поэтому на молодого наследника возлагались большие надежды. В 1807 Фердинанд обратился к Наполеону с просьбой свергнуть временщика Годоя. Последний раскрыл заговор, что подвигло Наполеона в конце того же года на введение войск в Испанию. Подозрения в тайном сговоре Годоя с Наполеоном вызвали народные волнения в Аранхуэсе. Напуганный Карл IV отправил Годоя в отставку и марта отрекся от престола в пользу своего сына.
Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Парадные дворцовые интерьеры богато украшались живописными панно, навеянными помпейскими росписями, рельефами, напоминающими египетских сфинксов, вазами, мебелью и бронзой античного типа.
Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п.). Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.
Однако настоящего рассвета в мебельном производстве Испании стиль ампир достиг уже после падения Наполеона. Испанский ампир получил название фердинандино по имени короля Фердинанда VII, правившего с 1814 по 1833 год. Менее сложные и более грузны, нежели французские образцы, испанские изделия обычно производились из красного дерева с резными позолоченными украшениями вместо накладок золоченой бронзы.
В декоре преобладали классические мотивы, особенно изображения лебедей. Эти мотивы украшали, в частности, типичные кресла- гондолы с ножками в виде лебедей или дельфинов.
Любовь испанцев к древесине ореха, сосны, кедра и орехового дерева проявилась в изделиях с минимальным количеством украшений. Как и португальская мебель того периода, испанская мебель была тяжелее ампирных образцов и отличалась более крупными пропорциями. Мебель южных областей Испании сохранила явление мавританского стиля.
Хотя влияние французского стиля на испанскую мебель было доминирующим, в ней отразились также черты английской, немецкой и итальянской мебели. На острове Менорка работали английские мастера, что способствовало распространению английского варианта неоклассического стиля, а связи еще XVII века с Наполеоном способствовали развитию форм итальянской мебели.
Шкаф-горка. Это горка с волнистым фасадом сделана из ореха и декорирована маркетри и золочеными деталями. Застекленная верхняя часть украшена накладками в виде завитков, раковин и листьев, за застекленной дверцей с фигурным верхним краем находятся полки и зеркальная стенка. В центре фриза расположена накладка в виде герба, поддерживаемого ангелами. Двери украшают медальоны с маркетри в позолоченных обрамлениях. По бокам находятся такие же украшения. Углы дополнены изогнутыми выносными деталями с золочеными накладками.
С восшествием на престол королевы Изабеллы ( ) и развитием так называемого стиля изабеллинойй в Испании появилось более романтическое художественное направление, воскресившее многие формы исторической мебели, особенно барочной. В этом смысле стиль изабеллинойй сопоставим с французским вторым ампиром.
В средние века проникновение народных форм в искусство, социальные отношения, сферу мышления было столь бурным, что с ним считались даже арабские завоеватели. Попытки подавления этих рождавшихся в народе культурных традиций и форм демократического сознания имели место позже, после объединения страны и укрепления монархии. Тем не менее в различных областях жизни, быта, культуры Испании приверженность средневековому идеалу в самых широких, разнообразных, сильных и слабых, косных и возвышенных его аспектах стала впоследствии своего рода национальной традицией.