1 ФГОС обучающихся с ОВЗ: основные задачи, содержание, проблемы и перспективы введения ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» Кафедра дефектологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Advertisements

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы А.А. Богданова, канд. пед. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Апробация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первичные результаты, проблемы внедрения. В.Н. Вовк РГПУ им. А.И. Герцена.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных организаций И. С. Гутник, директор МБОУ «ИМЦ»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: технология введения. Богданова А.А., канд. пед. наук, заведующая кафедрой специальной педагогики.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения в логике стандартов второго поколения.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
В.З. Кантор, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.
Транксрипт:

1 ФГОС обучающихся с ОВЗ: основные задачи, содержание, проблемы и перспективы введения ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» Кафедра дефектологического образования Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц к.п.н., доц. кафедры дефектологического образования, зам.руководителя Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц Леханова Ольга Леонидовна

Приказ Минобрнауки России 1598 от 19 декабря 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минобрнауки России 1599 от 19 декабря 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ПРАВООТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКШИМ С 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ЗАЧИСЛЕННЫХ ДО 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО НИМ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ 3 февраля 2015 г. приказы прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Зачем Для кого Почему О чём

Почему / социальные аспекты

5 на на на на «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 г. ИР- 535/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 9 апреля 2014 г. НТ-392/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов – интернатов» от 26 мая 2014 г. ВК-1048/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью» от 20 августа 2014 г. ВК-1748/07 «О центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» от 14 июля 2014 г. ВК- 1440/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» от 13 ноября 2014 г. ВК-2422/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10 февраля 2015 г. ВК- 268/07 Почему / правовые аспекты Конвенция о правах инвалидов Конституция Российской Федерации ФЗ об образовании 273-ФЗ ФЗ 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ФЗ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ФЗ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Распоряжение от 15 октября 2012 г р «О комплексе мер по трудоустройству инвалидов и обеспечении доступности профессионального образования на 2012–2015 годы» Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы»

- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации; - ликвидация имеющихся барьеров между общим и специальным образованием; - учет индивидуальных образовательных потребностей обучающимся с ОВЗ; - существование в образовательном пространстве специальных и инклюзивных школ; - государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ, АПРОБАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА СФГОС Приказы Минобрнауки России 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 года 6 Почему/ содержательные аспекты Проекты СФГОС

7 гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания. определить необходимые условия получения образования детьми с ОВЗ, разработать примерные образовательные программы, адаптированные для каждой категории обучающихся с ОВЗ, требования к результатам освоения программ для каждого уровня образования и к итоговым достижениям к моменту завершения школьного образования. на основе стандарта разработаны четыре варианта образовательной программы, которые увеличивают удельный вес компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому – соответственно - уменьшают удельный вес академического компонента, а также – в случае необходимости – увеличивают календарные сроки обучения. Зачем Смысл Цель Суть

A A A A Ж Ж Ж Ж A – академический компонент; Ж – жизненная компетенция I 100 % IIIIIIV СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ ФГОС НОВОВВЕДЕНИЯ ФГОС закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; определены 4 варианта образовательных программ. в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; Зачем

9 Глава I п Стандарт направлен на обеспечение «создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП НОО, в том числе обеспечение условий для развития всех обучающихся» Требования к условиям структурируются по сферам ресурсного обеспечения. специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 79 статья ФЗ-273

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в психическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (ст.2, ч ФЗ) Обучающиеся с ОВЗ: 1-глухие, 2-слабослышащие, 3-слепые, 4- слабовидящие, 5-с тяжёлыми нарушениями речи, 6-с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7-с задержкой психического развития, 8-с умственной отсталостью, 9-с расстройствами аутистического спектра (ст.79, ч ФЗ) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в психическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (ст.2, ч ФЗ) Обучающиеся с ОВЗ: 1-глухие, 2-слабослышащие, 3-слепые, 4- слабовидящие, 5-с тяжёлыми нарушениями речи, 6-с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7-с задержкой психического развития, 8-с умственной отсталостью, 9-с расстройствами аутистического спектра (ст.79, ч ФЗ) Положен ия ФГОС НОО Положе ния 273- ФЗ Для кого

11 Для кого ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ: -глухие, слабослышащие, позднооглохшие; -слепые, слабовидящие; -с тяжелыми нарушениями речи; -с нарушениями ОДА; -с задержкой психического развития; -с РАС; -сложными дефектами ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на весь период обучения -с легкой УО; -с умеренной УО; -с тяжелой и глубокой УО; -с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Глухие дети Слепые дети Дети с речевыми нарушениями Слабослышащие дети Слабовидящие Дети с РАС Дети с двигательными нарушениями Дети с ЗПР Дети с интеллектуальными нарушениями Вариант ФГОС должен соответствовать нозологии нарушения и ООП ребёнка I, II, III, IV I, II, (III–только при наличии др. нарушений) I, II, III, IV I, II, III I, II, III, IV III, IV (цензовое образование исключается) I, II, III Для кого

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (при каждом предусмотрена возможность перехода на другой вариант ОП Образовательная программа Сопоставимость с образованием здоровых детей (академический компонент) Календар ные сроки обучения Особые обязательные условия Вариант 1 Полностью сопоставима Норматив ные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ. Пролонги рованные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Вариант 2 Вариант 3 Частично сопоставима- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Вариант 4 Не сопоставима- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.

от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик! Причём не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей 14 учет общих и специфических образовательных потребностей отдельных групп обучающихся признание неоднородности состава обучающихся с ОВЗ / умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Для кого

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Стандарт включает в себя требования -К структуре АООП НОО; -К условиям реализации АООП НОО (кадровым, финансовым, материально- техническим и др.) -К результатам освоения АООП НОО. О чём Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсаци ю нарушений развития и социальную адаптацию

16 Зачем Глава III п. III.3. Результат реализации указанных требований Результат реализации указанных требований: «создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность …, духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся»

особые образовательные потребности - определяются уровнем психического развития ребенка с ОВЗ (зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания); - предполагают введение специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка; - включают построение «обходных путей», использование специфических средств обучения, более дифференцированного, «пошагового» обучения, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка; - воплощаются в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды; - обеспечиваются расширением границ образовательного пространства, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения, и за рамки школьного возраста; - предполагают взаимодействие и согласованное участие специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.) в образовании детей с ОВЗ, включение родителей в процесс его реабилитации средствами образования и их особую подготовку силами специалистов. 17 Для кого

Деятельностный и дифференцированный подходы – основа Стандарта Это означает: признание в качестве основного средства достижения цели образования процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся; признание того, что развитие личности обучающегося зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации О чём

19 ФГОС образования обучающихся с ОВЗ на на на на в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (а это и школы, и медицинские организации, и ДДИ), в форме семейного образования, на дому; в сетевой форме срок освоения увеличивается на 2 года (с 4 до 6 лет) освоение АООП НОО, разрабатываемой образовательной организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО, рекомендаций ПМПК, для обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования. РЕАЛИЗАЦИЯ Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Требования к структуре АООП НОО Содержательный раздел Программа формирования УУД (в зависимости от варианта) Целевой раздел Пояснительная записка Описание планируемых результатов освоения АООП Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности Программа коррекционной работы Организационный раздел План внеурочной деятельности Коррекционно- развивающая область Социальное направление Спортивно-оздоровительное Нравственное Общекультурное Учебный план Система условий реализации ООП( кадровые, финансовые, материально-технические, учебно-методические, информационные) Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); Положен ия ФГОС НОО О чём

Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого- медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; Положен ия ФГОС НОО О чём

Положен ия ФГОС НОО О чём Программа коррекционной работы должна содержать: описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы.

Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое обеспечение Требования к условиям реализации АООП НОО к организации пространства, временного режима обучения; рабочего места; к техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения; к специальным учебникам и дидактическим материалам. Необходимая нормативно - правовая база образования Характеристики предполагаемых связей участников образовательного процесса; Доступ к информационным ресурсам, к электронным образовательным ресурсам, в том числе, федеральным и региональным и проч. Специалисты, реализующие программу имеют квалификацию по направлению специальное (дефектологическо е) образование; Обеспечивают реализацию обязательной части адаптивной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; Отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы. Осуществляется в объеме не ниже установленного норматива.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Условия реализации программы Критерии оценки КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯКвалификация кадрового состава образовательной организации, принимающего участия в реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (оценивается по 7 параметрам и 34 индикаторам); Качество кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ (оценивается по 8 параметрам и 16 индикаторам); МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Качество Материально-техническое обеспечение реализации адаптированных программ (оценивается по 8 параметрам и 19 индикаторам); ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯКачество Информационное обеспечение реализации адаптированных программ (3 параметра, 5 индикаторов)

ОО должна Разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ Обеспечить специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных в учебно-воспитательный процесс (в том числе обучение педагогов) Иметь документацию, позволяющую отследить прохождение АООП НОО, динамику обучения ребенка, коррекционную работу с ним Иметь договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ (детей с инвалидностью), в котором указывается программа обучения ребенка и другие особенности организации учебно-воспитательного процесса; Иметь Положение об оплате труда с установкой размера доплат и надбавок учителям, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

ОО должна - Иметь ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога либо заключить договоры с ОУ для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания населения и др. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: - учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Позитивные эффекты внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в образовательную практику России ( по материалам РГПУ им. Герцена) полный охват детей с проблемами в развитии тем или иным вариантом специального образования; сохранение коррекционно-развивающей составляющей специального образования и ее проникновение в общее образование; переход к новым измерителям школьных достижений ребенка с ОВЗ; сосуществование в образовательном поле России двух парадигм оказания помощи детям с ОВЗ («дифференциации» и «интеграции»); контроль инклюзивного образования профессиональным сообществом; расширение профессиональных функций специалистов коррекционно-образовательных учреждений, создание на базе этих учреждений Ресурсных центров.

Возможные негативные последствия внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ ( по материалам РГПУ им. Герцена) вынужденное упрощение коррекционно-развивающих программ, реализуемых в условиях инклюзивного образования (особенно варианты Б, С, и Д), по крайней мере, на начальном этапе; сокращение контингента детей, обучающихся в специальных школах с одновременным усложнением их состава; сокращение финансирования специальных школ, с учетом «подушевого» его характера; расширение функциональных обязанностей специалистов коррекционно-образовательного учреждения и, как следствие, возрастание интенсивности их профессиональной деятельности.

Ольга Леонидовна Леханова к.п.н., доц. кафедры дефектологического образования, зам.руководителя Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц (моб.) (раб.) 30