Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Универсальные учебные действия как результат начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Проектная деятельность и формирование универсальных учебных действий.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Транксрипт:

Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии Заслуженный учитель РФ, учитель химии МБОУ ЦО 43 КИРЮХИНА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА

Современная практика школьного обучения согласно новым образовательным стандартам (ФГОС) направлена на самостоятельное приобретение, осмысление полученных знаний.Современная практика школьного обучения согласно новым образовательным стандартам (ФГОС) направлена на самостоятельное приобретение, осмысление полученных знаний. В этой связи основная задача учителя – не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию, формировать комплекс умений учить самого себя.В этой связи основная задача учителя – не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию, формировать комплекс умений учить самого себя. Новые образовательные результаты можно обеспечить посредством формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).Новые образовательные результаты можно обеспечить посредством формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития.В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. В программе развития универсальных учебных действий выделены следующие блоки:В программе развития универсальных учебных действий выделены следующие блоки: В блок личностных УУД входят:В блок личностных УУД входят: действия смыслообразования; действия смыслообразования; действия нравственно-этического оценивания (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм),действия нравственно-этического оценивания (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; – планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – составление плана и последовательности действий;– составление плана и последовательности действий; – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; – контроль в форме сличения способа действия и его эталона;– контроль в форме сличения способа действия и его эталона; – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; – оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково- символические; логические и действия постановки и решения проблем.В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково- символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят:В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ;знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Универсальные логические действия : Универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. В состав коммуникативных действий входят:В состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра.управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. История метода проектов

«Метод проектов» возник в начале 20 века в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали широко внедряться в школу. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века.

Виды проектов: практико-ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проект может быть: Надпредметный Межпредметный Монопредметный вполне вкладывается в классно-урочную систему. Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности проект может стать интегрирующим факторам в альтернативной школе, преодолевающим традиционную дробность и обрывочность нашего образования

По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные..

Основные признаки : доминирующая в проекте деятельность; предметно-содержательная область проекта; характер координации проекта; характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.

Этапы работы над проектом: –выбор темы; –формулирование варианта проблем; –распределение задач по группам; –групповая или индивидуальная разработка проекта; –защита проекта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся: –коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала; –информационной - освоение необходимых знаний, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации; –интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям; –организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Оценка результатов проекта Результаты и/или вывод Исследование Планирование Подготовка

Подготовка а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; б) выдвижение гипотезы их решения; в) обсуждение методов исследования;

Планирование а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Исследование а) сбор информации; б) решение промежуточных задач.

Результаты и/или выводы а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов.

Оценка результатов и процесса а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Учитель при этом выполняет следующие функции: - помогает ученикам в поисках источников информации; - сам является источником информации; - поддерживает и поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь».

Оценивание результатов проектной деятельности: –активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; –коллективный характер принимаемых решений; –характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; –умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; –рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности). –значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; –корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; –необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; –доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; –эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Выводы

Плюсы проектной деятельности: + навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка – «задача- результат»; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности: – возрастает нагрузка на учителя; – ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); – психологические коммуникативные проблемы; – проблема субъективной оценки.

Методы интерактивного обучения

Англ.: interact «inter» «взаимный» «act» «действовать»

Учитель Ученик

Задачи интерактивного обучения: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; установление воздействия между обчающимися; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты) Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

Деловые и ролевые игры. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

Мастер-класс.

Принципы работы на интерактивном занятии: каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Спасибо за внимание!