Педагогический совет на тему: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» январь 201 5 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Advertisements

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное казенное образовательное учреждение.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС учебный год.
Системно- деятельностный подход в обучении – основа реализации ФГОС 27 марта 2014 Педагогический совет «Переход на ФГОС ООО: проблемы, пути решения»
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Деятельность учителя в условиях реализации ФГОС БОУ г. Омска «СОШ 152»
Системно- деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
Педагогический совет на тему: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» Ноябрь 2015 года.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ) – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Инновационное обучение в школе- системно-деятельностный подход: понятие, дидактические принципы, технологии. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 28»
Формирование УУД: от идеи к внедрению Тренинг Заместитель директора по УВР МОУ «Новостепновская школа» Яковлева Татьяна Васильевна Заместитель директора.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.
Проектирование современного урока на основе системно- деятельностного подхода Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Транксрипт:

Педагогический совет на тему: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» январь года

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. И.В.Гёте Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Народная мудрость

«Образование: скрытое сокровище» Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться быть.

Наши задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)

ФГОС: изменение требований к образовательному результату Предметные (основы системы научных знаний). Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД). Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Что такое системно-деятельностный подход? Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Категория «деятельности» – система, нацеленная на результат Мотивация Пробное действие Затруднение Реализация проекта Самоконтроль Самооценка

Дидактические принципы построения урока в режиме системно- деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Основные недостатки уроков: не объясняется тема и цель урока; целеполагание осуществляет педагог, а не учащиеся; используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения; не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий, не ставятся четкие учебные вопросы и задачи; в урок не включаются вопросы, содержащие изученный ранее материал (задачи, орфограммы и т.д.); от учащихся не требуют исчерпывающих ответов; отсутствуют задания, способствующие развитию информационной и учебно-познавательной компетенции; не используются разноуровневые задания; отсутствует система обратной связи учитель-ученик; используются однообразные и неэффективные формы проверки д/з, самостоятельных работ; отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся умения делать самоанализ своей деятельности; не запрограммирована динамика урока (как в прямом, так и в переносном смысле) на проводится динамическая пауза с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и.т.п.); не подводятся итоги урока (отсутствует рефлексия); не используются воспитательные возможности оценки; не продумывается дозировка и дифференциация домашних заданий. Отсутствует инструктаж выполнения д/з на доске и в дневнике; не используется наглядность.

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Характер обучения - поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Технологии реализации механизма СДП Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода.

Технология деятельностного метода п/п Этапы урока Организующая роль учителя 1. Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затруднения Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

п/п Этапы урока Организующая роль учителя 4. Построение проекта выхода из затруднения. Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5. Реализация построенного проекта. Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.

п/п Этапы урока Организующая роль учителя 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха. 8. Включение в систему знаний и повторение. Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: - «С одной стороны…, но с другой стороны …»; - «Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во- вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД

Другие педагогические технологии Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира. Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения. Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению. С.И.Гессен Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У.Уорд