Подходы к разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Мостова Ольга Николаевна, заведующая кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Advertisements

Структура рабочей программы по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО.
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Разработка примерной адаптированной образовательной программы Ивченко Олег Владимирович, директор МКОУ «Кириковская СОШ»
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: технология введения. Богданова А.А., канд. пед. наук, заведующая кафедрой специальной педагогики.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Транксрипт:

Подходы к разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Мостова Ольга Николаевна, заведующая кафедрой начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»,к.п.н.

Адаптированная образовательная программа(АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития задержкой психического развития с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра со сложными дефектами со сложными дефектами с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Нормативные основания ч. 1 ст. 79 ФЗ "Об образовании в РФ" от ч. 1 ст. 79 ФЗ "Об образовании в РФ" от « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) ФГОС детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) ФГОС детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 19 декабря 2014 г. Приказ murman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%9 6_1599_ot_ pdf murman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%9 6_1599_ot_ pdf murman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%9 6_1599_ot_ pdf murman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%9 6_1599_ot_ pdf

Суть адаптированной программы адаптация общеобразовательной программы, с учетом рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) индивидуальной программы реабилитации инвалида индивидуальной программы реабилитации инвалида

Направления деятельности педагогов анализ и подбор содержания анализ и подбор содержания изменение структуры и временных рамок освоения содержания общеобразовательной программы изменение структуры и временных рамок освоения содержания общеобразовательной программы использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности ребенка с ОВЗ использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности ребенка с ОВЗ

Этапы деятельности по разработке АОП Анализ требований ФГОС Анализ требований ФГОС Анализ содержания примерных программ Анализ содержания примерных программ Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам) Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам) Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границы освоения АОП Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границы освоения АОП Четко формулируются цели и задачи АОП Четко формулируются цели и задачи АОП

Этапы деятельности по разработке АОП 1. Определение содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного образовательного коррекционного и коррекционного и воспитательного компонентов воспитательного компонентов

Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения зависит от его целевого назначения особое внимание следует уделить описанию тех способов и приемов посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования особое внимание следует уделить описанию тех способов и приемов посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования

Планирование форм реализации АОП Реализация АОП может, осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения Реализация АОП может, осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения

Планирование участия в реализации АОП различных специалистов воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др. воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др. Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития

Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения АОП Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП

При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться: П. 20 Приказа Минобрнауки РФ от Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам НО, ОО и СО образования П. 20 Приказа Минобрнауки РФ от Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам НО, ОО и СО образования П. 9 ст. 58 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от П. 9 ст. 58 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций ПМПК и при согласии, письменном заявлении родителей (законных представителей) принимается на основании рекомендаций ПМПК и при согласии, письменном заявлении родителей (законных представителей) Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ

СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3 раздела 3 раздела Целевой Целевой Содержательный Содержательный Организационный Организационный

1. Целевой раздел Пояснительная записка Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП НОО Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП НОО Систему оценки достижения планируемых результатов АОП НОО Систему оценки достижения планируемых результатов АОП НОО

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел 1)Учебный план: предметные и коррекционно-развивающие области предметные и коррекционно-развивающие области направления внеурочной деятельности направления внеурочной деятельности 2) Систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта

Образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения раскрывается содержание образования по годам обучения ожидаемые результаты предметных достижений ожидаемые результаты предметных достижений формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ

Коррекционный компонент излагает излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися) направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися) ее приемы, методы и формы ее приемы, методы и формы В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога

Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время

Основные требования к результатам реализации АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами конкретно сформулировать показатели динамики психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровни сформированности ключевых компетенций конкретно сформулировать показатели динамики психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровни сформированности ключевых компетенций Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП

Система контрольно- измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ

При реализация АОП необходимо создавать условия: учет особенностей ребенка учет особенностей ребенка индивидуальный педагогический подход, индивидуальный педагогический подход, особая организация коррекционно-педагогического процесса особая организация коррекционно-педагогического процесса применение специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических) применение специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических) наличие подготовленных узких специалистов наличие подготовленных узких специалистов предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс

К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы тьюторы учителя-дефектологи учителя-дефектологи учителя-логопеды учителя-логопеды педагоги-психологи педагоги-психологи

Оформление программы Титульный лист Наименование образовательного учреждения Наименование образовательного учреждения Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания МО Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания МО Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты и номера приказа) Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты и номера приказа)

Титульный лист Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ ФИО педагога (-ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) ФИО педагога (-ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) Параллель/класс, в которых изучается Программа Параллель/класс, в которых изучается Программа Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) Год составления программы Год составления программы

Пояснительная записка Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена АОП Цель и задачи АОП Цель и задачи АОП Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учаще­го/учащихся, то это также указывается Только для классов, реализующих инклюзивное образование

Пояснительная записка Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

Основные требования к результатам реализации АОП Предметный результат «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность научиться» (максимальный объем содержания учебного курса) «Ученик получит возможность научиться» (максимальный объем содержания учебного курса)

Индивидуальный учебный план варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов путем усиления отдельных тем, разделов перепланировки количества часов в структурных единицах программы перепланировки количества часов в структурных единицах программы изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем увеличение объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы увеличение объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы

Спасибо за внимание! Дорогу осилит идущий… Дорогу осилит идущий…