Мастер-класс ПДД в детской художественной литературе Черских Галина Михайловна воспитатель МБДОУ детский сад 71 «Почемучка»
Цель: * обучение слушателей мастер–класса приёмам работы с детской художественной литературой на дорожную тематику с целью устранения ошибок и неточностей трактовки ПДД в работе с детьми; *повышение эффективности проводимых мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи: 1.Образовательная: познакомить «учеников» с современными требованиями Правил дорожного движения, научить разбираться в дорожных ситуациях, группах дорожных знаков; 2.Развивающая: вооружить практическими навыками анализа художественной литературы; 3.Воспитательная: воспитывать внимание, интерес к художественной литературе, избирательный подход к её приобретению и использованию в работе с дошкольниками
Хлеб питает тело, а книга - разум народная мудрость Анализ детской художественной литературы последних лет показывает, что рекомендовать эту форму работы без оговорок категорически нельзя. Книги, выпускаемые различными издательствами, как и пособия для занятий с детьми нередко грешат грубыми ошибками, неточностями, невнятностью дорожных ситуаций. Не учитываются современные требования Правил дорожного движения. Возникает противоречие между необходимостью пропаганды семейного чтения: что читать, как заинтересовать, как правильно построить беседу по прочитанной книге, доступно объяснить ПДД и плохим качеством художественных текстов и иллюстраций. Это в свою очередь отражается на формировании безопасного поведения детей на дорогах
Художественная литература по ПДД позволяет детям: Активно сочувствовать героям Переживать происходящие события Видеть проиллюстрированные возможные последствия нарушений Задуматься и почувствовать то, что невозможно в реальной жизни Осознавать и закреплять полученные знания Оценивать своё поведение по аналогии
Анкетирование родителей 60% родителей неправильно преподносят детям информацию; не учитывают современные требования ПДД; не знают, что читать детям? на какие темы вести беседы; нарушают ПДД на глазах детей; не придают должного значения воспитательным мероприятиям с детьми.
Формы сотрудничества с родителями пропаганда семейного чтения детской художественной литературы; приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, дорожной этике и культуре; знакомство с публикациями из центральной или местной прессы; приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача-травматолога; размещение информации на стендах, ширмах, в папках-передвижках и её регулярное обновление; привлечение родителей к изготовлению атрибутов и других пособий к играм, оформлению фотовыставок, поделок; проведение показательных занятий; разработка памяток для родителей, рассылка информационных писем.
Читаем с пользой
Обратите внимание! Отдел пропаганды управления ГИБДД УВД Белгородской области предупреждает о грубейших ошибках и неточностях, которые допускаются при обучении детей. Использование в художественной литературе устаревших терминов недопустимо! Например, ООО Издательский дом «Детский мир» в 2008 году выпускает книгу «Уроки светофора» со стихами Виталия Лиходеда, где есть понятия «свет светофора», «постовой». А в 2012 году эта же книга с рисунками того же художника выходит под названием «Красный, жёлтый, зелёный» без всякого упоминания автора. Почему бы не убрать устаревшие термины?
Взрослые, читая детям художественную литературу, должны сами хорошо разбираться в Правилах дорожного движения, чтобы вовремя заметить ошибки и неточности и объяснить правильно. Учиться вместе с детьми недопустимо. В книге «Наш друг светофор» автор Марина Дружинина Издательство «Махаон», 2010 на первой странице возле пешеходного перехода нарисован предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей, который по Правилам устанавливается не менее, чем за 40 метров до него, а здесь должен быть другой знак.
Анализ художественной литературы 1. Вахнюк Б. Дорожные знаки - раскраска в стихах. ООО «Хатбер – М», Москва, стр.11 - дорожный знак «Дети» не разрешает переход через проезжую часть дороги стр.12 - неправильно назван знак. Нарисован предупреждающий знак для водителя «Пешеходный переход», а назван «Пешеходная дорожка» 2. Косова Г. Безопасная дорога. ООО Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, стр.3 – неточности в действиях по сигналам светофора. Рекомендовано: свет зелёный впереди – не раздумывай, иди. стр.5 – советует детям самостоятельно подобрать выкатившийся на проезжую часть мячик??? стр.6,7 – учат автобус обходить сзади, а трамвай – спереди. 3. Крутова А. Как перейти дорогу? ООО «Аст-Пресс книга», Москва, 2009 стр.6 – рекомендует при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо. стр.7, 8 – даны опасные рекомендации автобус обходить сзади, а трамвай – спереди. 4. Сосновская Н. Правила дорожного движения. ООО «Стрекоза», Москва, 2012 стр.11, 12 - неправильный переход дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором. стр.15, 16 – обходи автобус и троллейбус сзади, а трамвай спереди. 5. Шалаева Г.П. Мои друзья – дорожные знаки. Издательство «ЭКСМО», Москва, стр.17 – даются рекомендации, как вести себя на «островке безопасности».
Памятка для анализа с учетом современных требований ПДД 1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а создаёт аварийную ситуацию, т.к. при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорён, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в ПДД в 1958 году! 2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо. Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию. 3. Учат: Красный – стоп, жёлтый приготовиться, зелёный – иди. Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зелёному сигналу. А это очень опасно, т.к. это совсем не так! Ведь в ПДД ни слова не сказано, что зелёный сигнал гарантирует безопасность движения! Пешеход сам должен предпринимать необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот. 4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или середине дороги. В Правилах нет понятия «островок безопасности». Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. 5. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома. Но во дворах тоже есть дороги, где водители должны ехать со скоростью не выше 20 км/ч., но это правило не всегда соблюдается. Хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Методические рекомендации по использованию устаревших терминов Неправильно Правильно Улица Дорога Мостовая Проезжая часть Машина Автомобиль, транспортное средство Ряд Полоса движения Свет, цвет, огонь, глаз Сигнал светофора Постовой Регулировщик, инспектор ДПС «Островок безопасности» нет такого понятия
Творческих успехов! Зеленого сигнала светофора на дорогах ! Спасибо за внимание!