Значение уменьшительно- ласкательных суффиксов в русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рассмотрите картинки, назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы? С помощью какой части слова они образованы? ик чик.
Advertisements

Языковая разминка. 1. Запишите предложения: Пишет ежик: «Листопад. На пеньке семья опят». (Г. Сапгир) 2. Объясните постановку знаков препинания, составьте.
1. Суффиксы со значением лица (производителя действия). -ист: гандболист, тракторист -ник-: дорожник, железнодорожник -навт-: космонавт -ец-: гонец -ёр-:
С у щ е с т в и т е л ь н о е. Существительное Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? Имена существительные.
Тема: Суффиксы уменьшительно- ласкательного значения. Цель: Цель: -закреплять знания учеников о суффиксальном способе образования слов. - познакомить.
Логопедический урок - сказка Добро пожаловать в сказочный Теремок.
Я умею думать, Я умею рассуждать, Новые знания легко открывать!
Презентация к уроку Русского языка в 3 классе СУФФИКСЫ Апасьева В.Н.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Имя существительное (часть 3) Выполнила учитель-логопед В.А. Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011.
Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ»
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009.
Мое настроение сейчас Раз – два – три – четыре – пять ! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, все такие нужные…
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ улыбка- настроение –вера в себя - результат Формула удачи:
Урок развития речи в 1 классе Тема : Домашние животные Цель: Формирование умения составлять простые распространенные предложения о домашних животных.
Части слова 2 класс. Назови лишнее А имя прилагательное В корень С приставка D суффикс.
"Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-" КОТИЩЕ СЛОНИЩЕ ДОМИЩЕ.
Урок-КВН Составила учитель начальных классов МБОУСОШ22 г. Междуреченска Игловская Нина Петровна.
Презентация к уроку (3 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка "Состав слова" - 3 класс
Транксрипт:

Значение уменьшительно- ласкательных суффиксов в русском языке

Цель урока: изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове Задачи: практическое усвоение словообразования посредством суффикса; знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ; усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов; определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.

Что такое суффикс? Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс? Уменьшительно-ласкательный суффикс – значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.

Уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: столик; -чик: чемоданчик; -ок, -ёк: кружок, огонёк; -к- : песенка; -оч-к-а, -еч-к-а: тетрадочка, копеечка; -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальтецо, деревцо, платьице; -еньк-а, -оньк-а: маменька, берёзонька; -ушк-а, -юшк-а: соседушка, волюшка; -ышк-о:солнышко, гнёздышко, зёрнышко.

ЗАМЕТКА 1. Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -ижк-о, -ижк-а: городижко, человечижка, хвастунижка; -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка. 2. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -из-е, -из-а: домизе, ручиза. 3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов -ёнок (-окон): котёнок, медвежокон.

Задание 1. «Назови ласково» огурец огурчик; помидор помидорчик; горох горошее; птица птичка; кресло креслице; морковь морковка; буква буковка.

ЗАМЕТКА Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ее-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ик]. Поэтому можно допустить ошибку.

Правописание суффиксов 1. -ик, -ее. Чтобы различить суффиксы -ик, -ее, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ее утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик-а, огурч-ик – огурч-ик-а, но цветочее – цветоч-к-а, огонёч-ее – огонёч-к-а.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ее-, -ик- у существительных? 1. Измени слово по падежам 2.Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе. 3. Если выпадет, пиши –ее-; если сохраняется, пиши -ик-.

СКАЗКА Жили-были суффиксы –ик, -ижк, -из. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик», - писал –ик. «Большой дом. Домизе», - писал -из. «Старый, дряхлый дом. Домижко», - писал –ижк.

Суффиксы –ик, -из, -ижк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе. Дома их ждал вкусный торт. «Тортик!» - закричал –ик. «Тортижко!» - промолвил –ижк. «Тортизе!» - сказал –из.

Задание 2. Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик. ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

Задание 3. «Ласковое имя» Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму. Алена… Лена… Саша… Юля… Соня… Лида… Ваня… Илья… Миша… Петя… Света… Гриша… Рома… Паша… Вова… Коля… Аня… Оля…

Задание 4. Вставьте пропущенные слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в теесте употреблено так много слов с уменьшительно- ласкательным значением? Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый …. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся …. столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.

Задание 5. Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мышь- : мышька, мышьокон, мышьоночее, мышьата, мышьиный ? Определите оттенок суффиксов. 1. Мышь, как мышьь, сама с вершок, влезла на мешок (мышька шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-. 2. Шепчет мышьь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышьокон не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса - окон-). 3. Увидев кошку за домом у ёлочее, сжался наш бедный мышьоночее (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила кошка. Здесь нам помогли суффиксы -оноч- и -ее-).

Задание 6. Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково. За окном ветерок Веселится: то попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышьки от кошки.

Правописание суффиксов 2. -ок, -ее. После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс -ее после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичее, орешее.

Правописание суффиксов 3. -чик, -чик. После согласных суффиксы -чик и -чик в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик, После других согласных пишется - чик: наборчик, каменчик, пальчик.

Задание 7. ЗАГАДКА Встает на заре, Поет во дворе. На голове гребешок. Кто же он? (Петушок) ЗАГАДКА Осенью был в луже сапожок, Зимой же вместо луж…? (Снежок)

Задание 8. 1) Образуйте слова с суффиксами –окон- -ёнок- со значением детёныш от слов : лиса, ёж, медведь, человее, свинья, собака, лошадь, заяц, морж Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему? 2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- - еньк- от слов: карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?

УЧИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!