Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование различных форм работы с учащимися помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно,
Advertisements

Использование различных форм работы с учащимися помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно,
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
П ОЭТАПНАЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Использование различных форм работы с учащимися помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости.
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
На что способен наш мозг.... На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай.
На что способен наш мозг.... На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай.
На что способен наш мозг.... На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай.
На что способен наш мозг...На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Транксрипт:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский.

Основы разработки уроков с использованием здоровьесбережения разработка уроков в режиме двигательной активности – проведение большей части урока в свободной форме; организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижения по классу; для формирования правильной осанки на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильно дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично; создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе;

Методы, приемы и формы обучения Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе».

Методы, приемы и формы обучения Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.

Методы, приемы и формы обучения Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности. Организация саморефлексии. Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения На что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте: Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.). Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4–7 видов за урок. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех видов.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут. Наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на каждые 15–20 минут урока по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. Наличие в содержательной части урока следующих позиций: вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток; улыбок; использование юмористических картинок; поговорок; афоризмов с комментариями; небольших стихотворений; музыкальных минуток и т. п. В конце урока следует обратить внимание на следующее: Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Н о р м а: не ранее чем через 25–30 минут в 1 классе; 35–40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

Факторы, влияющие на пользователя непосредственно при эксплуатации средств ИКТ Факторы, влияющие на пользователя при нарушении правил пользования средствами ИКТ Негативные факторы, психологического характера Негативные факторы природно-климатической среды электрические; электромагнитные; механические; термические; другие нарушение общих требований к организации рабочего места; нарушение общей эргономики рабочего места; нарушение режима и условий труда учебные перегрузки; школьные стрессы; распространение среди учащихся вредных привычек климатические - аэроионный состав воздуха - микроклимат; погодно-метеорологические Вредные факторы, влияющие на здоровье пользователей ИКТ

Возможные ухудшения состояния здоровья пользователей ИКТ напряжение мышц шеи, головы, рук, плеч, позвоночника, приводящее к остеохондрозу; перегрузка суставов, застой крови в тазовых органах; повышенное зрительное напряжение, приводящее к общему переутомлению организма, головным болям, сбоям в работе сердечно-сосудистой и нервной систем; снижение остроты зрения, близорукость, синдром «сухого глаза», нарушение рефлекса аккомодации; метеотропные реакции, сопровождающиеся ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, общей слабостью, недомоганием; аллергические реакции; аэроионный голод и повышенная загрязненность воздуха, приводящие к головным болям, повышенной утомляемости, расстройству нервной системы и снижению защитных сил организма; стресс, депрессия, нервная нагрузка

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в кабинете информатики В первую очередь следует обратить внимание на оформление кабинета, расстановка мебели и оборудования, микроклимат. Должна быть соответствующая цветовая гамма учебного помещения: цвет потолка – белый, стены, пол, мебель – светлых тонов ; Поверхности не должны быть блестящими, поэтому нельзя употреблять масляную краску. Для нормальной жизнедеятельности организма, а следовательно и работоспособности одному школьнику за 1 час необходимо использовать м 3 воздуха. Воздух должен быть качественным (не более 0,1% углекислоты), в атмосферном воздухе ее 0,03 – 0,04%; Температура воздуха в кабинетах информатики: С – оптимальная, – допустимая. Каждый системный блок снабжен системой охлаждения в виде электровентиляторов, которые способствуют циркуляции воздуха и охлаждению машины. Поэтому, если в помещении своевременно не проводится уборка, то работающие электровентиляторы компьютера за счет создания движущегося потока воздуха способны вместе с ним поднимать частицы пыли и другие микрочастицы невидимые глазу, а они в свою очередь попадают в легкие вместе с вдыхаемым воздухом. Во избежание этого должна ежедневно проводиться влажная уборка. Необходима вентиляция помещения через каналы в стенах. Если их нет, то в окнах устраивают фрамуги. Их площадь составляет 1/50 части пола. После каждого урока, на перемене выполняют проветривание помещения. Время проветривания будет зависеть от температуры наружного воздуха

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в кабинете информатики Для поддержания качества воздуха в кабинете рекомендуется размещать комнатные растения, желательно тех сортов, которые способствуют большему выделению кислорода. Количество комнатных растений и их метрические размеры не должны препятствовать учебному процессу. Правильный подбор растений, выделяющих фитонциды - биологически активные вещества, способен полностью оздоровить атмосферу в комнате. Например, выделяются такие вещества хвойными растениями, фикусами, пеларгонией, монстерой, аспарагусом, розмарином, марантой, от которых гибнут большинство болезнетворных микробов, находящихся в комнатах. Комнатные растения являются уникальными воздухоочистителями. Самое лучшее комнатное растение для очистки воздуха в помещении – это хлорофитум. Учеными выявлено, что данное растение является рекордсменом растительного мира по очистке воздуха. Но перед использованием каких-либо видов растений, необходимо ознакомиться со школьными медицинскими картами учащихся, чтобы не вызвать, например, аллергических реакций. Если в кабинете присутствуют беспроводные сети (Bluetooth, Wi-Fi), то не нужно держать их все время включенными. Включать следует при необходимости их использования, например на время непрерывной работы за компьютером. Как известно нервная система детей более чувствительна к разного рода воздействиям, а принцип действия беспроводных сетей основан на электромагнитном излучении. Вредность беспроводных сетей полностью не доказана, но точно известно, что электромагнитное излучение вредно для здоровья человека. Так, например, в ряде зарубежных школ запрещено использование беспроводных сетей.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в кабинете информатики Длительность проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: Наружная температура, 0 СДлительность проветривания помещения, мин от +10 до от +5 до 03-7 от 0 до от -5 до ниже ,5

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в кабинете информатики Непрерывная длительность занятий учащихся непосредственно с компьютером: Классы Длительность занятий (мин) I10 II-V15 VI-VII20 VIII-IX25 X-XIна первом часу учебных занятий – 30, на втором часу - 20

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в кабинете информатики Очень важно с самого начала обучения приучить детей к правильной посадке, расположению рук на рабочем месте. Правильная рабочая поза характеризуется следующим: ученик сидит слегка наклонив туловище и голову вперед ; расстояние от экрана монитора до глаз учащегося не менее 50 см; линия взора перпендикулярна центру экрана; спина школьника опирается на спинку кресла, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола; высота сиденья должна быть равна высоте голени ребенка, глубина – глубине бедра; высота клавиатуры – на уровне локтевой ямки; ноги школьника должны быть согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом.

При проведении уроков дети находятся практически в одном положении – сидя, также при работе на компьютере возрастает зрительная нагрузка, поэтому рекомендуется в зависимости от структуры и содержания урока проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Например, если на уроке предполагается использование компьютера, то после первых 20 мин урока – провести гимнастику для глаз продолжительностью 1-2 мин, а на 35 минуте комплекс физических упражнений для кистей рук, шеи, мышц туловища, рук, ног продолжительностью 2-3 мин. Чтобы проведение таких физкультминуток не выглядело однообразным требуется чередовать виды упражнений не реже 1 раза в месяц. В младших классах дети проявляют больший интерес, если это все проводить в стихотворной форме, а также, если сами учащиеся по очереди, сменяясь от урока к уроку, проводят физкультминутку среди сверстников.

рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. простейшие упражнения для глаз: 1) вертикальные движения глаз вверх - вниз; 2) горизонтальное вправо - влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. Или Посмотреть «вглубь» леса, изображенного на следующем слайде

Рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Стереокартинки (стереограммы) это нестандартный способ развлечься и отдохнуть от повседневных дел. Стереокартинки на первый взгляд представляют собой просто неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, то вы сможете увидеть то, что на самом деле изображено на ней. Рассмотреть настоящую стереокартинку за размытыми узорами это как заглянуть за кулисы или узнать маленькую тайну. Попробуйте, вам понравится.

Как увидеть стереокартинку: сосредоточьте внимание на какой-нибудь точке узора картинки и попытайтесь как бы раздвоить взгляд, осторожно переводя один глаз на любую точку соседнего узора. Когда четкие линии стереокартинки начнут расплываться, «смазывая» изображение, вы почувствуете, как оно раздвигается вглубь и вширь, открывая глазу невидимое ранее пространство.

На что способен наш мозг! Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит... Из исслднеовиай агнлйксиих унёычх селудет, что сошвнерено вёс-рнаво в ккаом пкоярде сотят бвкуы в совле, смаое гавлоне,что перавя и псоленядя бквуы длжоны соттяь на свиох мсеатх. Оталсьное мжеот бтыь ернуодй и ты смжоешь эот порчтиать. Птомоу-что мы чтаием солво цлекиом, а не бквуа за бквуой.

Если что-то крутиться - тебе нужен отпуск!!! Посмотри внимательно на каждый круг в отдельности - он стоит на месте!

Опять всё крутится? А если поглядеть внимательно, то нет

Смотри только на крест. Через какое-то время бегущий кружок будет зелёным! Если и дальше продолжать смотреть на крест, то вскоре все лиловые кружки исчезнут, останется только бегущий зелёный... …который на самом деле лиловый :)

Смотри только на точку. Подвигай при этом головой вперёд-назад...

Инструкция к следующему слайду: 1. Смотреть в течении 40 секунд на 4 точки в центре картинки 2. Затем посмотреть на ровную, желательно, белую поверхность (стена, лист бумаги) 3. Сначала у вас перед глазами появится белое пятно, которое сформируется в портрет.

Ну и кто на этом портрете?

ЗАДАНИЕ НА СКОРОСТЬ

Предлагаю детям задачки для отдыха и размышления

Интерес учащихся к изучению уроков информатики зависит от того, как проходят уроки. Широкое применение нетрадиционных методов проведения уроков активизируют и стимулируют умственную активность учащихся. При изучении нового материала можно использовать метод аналогий и связь с жизнью. При повторении и обобщении материала результативно можно использовать метод ролевой игры. Игра вносит элемент занимательности и является хорошим средством воспитания умственной активности. Чтобы детям было интереснее можно перед предстоящими уроками затратить немного времени и в ходе беседы выявить их интересы и увлечения. Большинство мечтают кем-то стать, когда вырастут. Это поможет подобрать материал, связанный с интересами детей. Например, повторяя темы электронные таблицы или текстовый редактор, можно создать виртуальную организацию или фирму, которой нужно выполнить определенные задачи, а роль работников в ней займут учащиеся. Бухгалтер, которому нужно посчитать зарплату, менеджер – составить таблицу стоимости товаров, экономист – подготовить отчет и т.д. При закреплении изученного материала эффективно используются групповые формы работы с элементами игры. Класс делится на группы-команды по 3-4 человека, выбираются капитаны и учителем предоставляются задания по изученному материалу, различные по формам выполнения: у доски, самостоятельно, с использованием компьютера и т.д. В конце подводят итоги и выявляют победителей. Все эти формы уроков дают хороший результат при правильном и умелом их проведении.

Отношение учащихся к урокам также во многом зависит от личности учителя и его тактики педагогического воздействия. В создании психологически комфортного микроклимата в классе, атмосферы доверительных отношений учитель- учащийся и кроется психологическое здоровье учащихся. Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!