А НАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Р ОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОСДРАМАЛИРИКА (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Advertisements

Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Образ в лирическом стихотворении. Роды художественной литературы ЭПОСДРАМАЛИРИКА (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Шитова Инна Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2, г. Ноябрьск, Тюменская обл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Урок литературы Анализ поэтического текста Вступление Лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык. Лучшее в каждом языке - это созданная на нем литература.
Основные понятия теории литературы Поэтический язык – язык, употребляемый в любом художественном произведении, т.е. язык, который помимо коммуникативной.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Транксрипт:

А НАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Р ОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОСДРАМАЛИРИКА (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. Повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, сказка, поэма Трагедия, комедия, драма, водевиль Ода, элегия, сонет, лирическое стихотворение

ЭПОСЛИРИКАДРАМА Задача Осмыслить и передать опыт Передать чувство Решить нравственную задачу (найти ответ на вопрос) Роль зрителясоразмышлениесочувствие Со-участие (буквальное, как у детей) Участники Автор и герои Лирический герой Герой (автор может стать героем) Лицо 3-е (они)1 (я)2 (ты, диалог) Времяпрошедшее Вне времени Настоящее (прямо на глазах)

П ЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя. Может быть «тематическим» : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве. Может быть «биографическим» : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения. Может быть «лирическим» : вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.

Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)

П ЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ 1. Элементы комментария к стихотворению: - Время (место) написания, история создания; - Жанровое своеобразие; - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. Общий эмоциональный тон стихотворения. 3. Деление стихотворения на смысловые части. Раскрыть движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Расшифровка опорных слов, образных средств, своеобразных «маяков» стихотворения, через которые раскрывается его смысл. Особенности поэтического синтаксиса, фонетики. 5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые). 6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 7. Дополнительные (свободные) размышления.

П ОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; -определить своеобразие и активность использования тропов. ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

П ОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) -риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; -повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; -антитезы – противопоставления;

П ОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) -Аллитерация – повторение согласных звуков; -Ассонанс – повторение гласных звуков; -Анафора - единоначалия;

Ф.И.Т ЮТЧЕВ От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь... Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело. Красуются, шумят, - и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. 17 августа 1871 г.

Ф.И.Т ЮТЧЕВ От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь... Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело. Красуются, шумят, - и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. 17 августа 1871 г.

С УХИХ И.Н. Ф. Т ЮТЧЕВ «О Т ЖИЗНИ ТОЙ, ЧТО БУШЕВАЛА ЗДЕСЬ...» От прошлого действительно ничего не осталось, ничего конкретного, ничего из того, за что может зацепиться память современного человека. Бушевала жизнь – бурная, многообразная, но какая, чья? Лилась кровь –но она лилась всегда, во все века, а о чьей крови идет речь здесь – неизвестно. Даже следы прошлого в настоящем – курганы – сохранились только потому, что они природный, естественны. Причем оттенок предположительности вносится и в их количество: два-три кургана, два-три дуба на них. Даже самое точное и бесспорное – число – в мире стихотворения оказывается зыбким, предположительным.

Уже с первых строк Тютчев начинает спор с собой, с миро образом, создававшимся десятилетиями. При этом многие традиционные, отмеченные выше контрастные черты тютчевской картины мира в данном пейзаже отсутствуют. Зыбким, предположительным здесь оказывается не только историческое время и пространство, но и пространство и время природное. Отсутствует противопоставление дня и ночи, весны и осени, севера и юга, нет привычной пейзажной конкретности. Можно, конечно, предположить, что пейзаж этот – дневной (курганы – видимы) и весенне-летний (дубы – шумят). Комментарий пояснит, что стихотворение «написано под впечатлением поездки в село Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, некогда бывшее удельным княжеством. Близ Вщижа сохранились древние курганы» (544). Но и предположения, и комментарий будут внетекстовыми факторами и при видимом объяснении лишь закроют путь к смыслу. Для понимания же тютчевского текста как поэтической реальности важно как раз иное: пейзаж, в отличие от многих других стихотворений поэта, неконкретизирован, обобщен. Это – природа вообще, природа, взятая как целое, и противопоставлена она уже не «мыслящему тростнику», отдельному человеческому «Я», а человечеству как целому, взятому во всю его историческую глубину, человеческой истории.

Внутри обобщающей части тютчевского текста отчетлива еще одна оппозиция: «грезою природы» смутно осознает себя человек, тогда как в действительности он – «дитя природы», находящийся с ней в неосознаваемом родстве. Поэтому и бездна для него – миротворная: дитя природы в конце концов возвращается в среду, его породившую, сливается с ней. Так же уходит в небытие, в бездну, исчезает под курганами история. В двух последних строфах Тютчев формулирует философско-поэтический (или поэтически-философский) итог бытия, его универсальную норму, что не снимает вопроса о субъективном отношении к ней.