В рамках темы «Мифы древних славян» © МОУ Гореловская оош, 2009 Автор: Волкова Н.П., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Малые жанры фольклора 5 класс 2012г. Автор: Ю.И. Рыжова, учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Литература Тема урока: Устное народное творчество.
Внеклассное мероприятие. Фольклор Песни Пословицы Заклички Загадки Считалки Приговорки Потешки Сказки.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Внеклассное мероприятие. Фольклор Песни Пословицы Заклички Загадки Считалки Приговорки Потешки Сказки.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
ЯЗЫЧЕСТВО – («языцы» - народы) верование, знание, философия народа и его традиции. СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ.
Автор: Мельникова Анастасия Андреевна Руководитель: Ларина Галина Михайловна МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ПРАЗДНИКИ. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯСНИТЬ ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН; УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ БОГАМИ ПРИРОДЫ И СЛАВЯНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Исследовательская работа Корниловой Анны Снегурочка - литературное произведение, но она близко к фольклору.
Устное народное творчество Габерман Алина Михайловна Учитель начальных классов МОУ Батуринская средняя общеобразовательная школа Томский район, Томская.
Детский фольклор. Фольклор folk - народ lore - мудрость.
Музыка Древней Руси Учитель начальных классов Тимошина О.Н.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Урок ОПК 7 4 класс Закутская Н.Д.
Транксрипт:

В рамках темы «Мифы древних славян» © МОУ Гореловская ооо, 2009 Автор: Волкова Н.П., учитель русского языка и литературы

Отражение язычества в малых жанрах устного народного творчества

показать, как отразились языческие верования славян в малых жанрах устного народного творчества: колыбельных песнях, пестушках и потешках, пословицах, за кличках и др.

Язычество – огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. Порой, мы сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем сказки детям, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, бьём тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться через порог, часто в новый дом первой пускаем кошку. По сути дела мы и сегодня – двоеверцы: и христиане, и язычники в одно и то же время.

Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, но и заговаривать. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить.

Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик Бабай, Коням сена не давай. Кони сено не едят, Всё на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растет по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай. Люлю-люблю, люблю-бай, Под окошком дед Бабай, Говорит: «Вову отдай!» У нас Вовочка один, Мы его не отдадим!

С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя Вся худоба – На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду! Пестушки имеют магическое значение. Мать, купая ребенка, с помощью воды отгоняет худобу, болезни, произносит заговор- заклинание.

Шла баба из-заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему помаленьку, А Ванюшке – Весь кузовок! Купая ребенка, мать приговаривает:

У волка боли, У зайца боли, У медведя боли, А у Машеньки заживи! заживи! Если ребенок ушибется и плачет, то натирают ушибленное место и поют:

В древности славяне жили в лесах, по берегам рек и озер, у непроходимых болот. Они почитали множество богов, верили в магию, заговоры, поклонялись силам природы. В их представлениях земля и вода, солнце и ветер, животные и растения обладали волшебной силой. К природе можно было обратиться, задобрить её. Жаворонок, жаворонок, Улети-ка далеко, Принеси нам тепло! Садись на дугу, Воспевай на лугу! -Весна, весняночка, Где ты зимовала? -Зимовала я в лесочке, Под ракитовым кусточком, Солнышко встречала, Лето ожидала!

Березки, радуйтесь! Зеленые, радуйтесь! К вам девушки идут, Молодёшеньки идут, Завивать венки идут!

Наши далёкие предки считали, что можно обращаться к природным стихиям, прося дождя или, напротив, сухой, ясной погоды; тепла или мороза. Так появились заклички – обращения к силам природы. Дождик, лей, лей, лей, На меня и на людей! На людей по ложке, На меня по крошке, А на Бабу-Ягу Лей по целому ведру! Дождик, дождик, перестань, Куплю тебе сарафан. Останутся деньги – Куплю тебе серьги. Останутся пятаки – Куплю тебе башмаки!

Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шёлковую травницу, На аленький цветочек, На зелёненький лужочек! Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!

Выйди, радуга-дуга, На зеленые луга – Своим концом, Золотым венцом! Ай, радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Давай вёдрышко!

Магические представления предков нашли своё отражение в пословицах. Кукушка кукует – горе вещает.Старый ворон мимо не каркнет.

Услышав в лесу голос кукушки, её просят: Кукушечка, кукушечка, Серенька рябушечка, Прокукуй в лесу: ку-ку – Сколько лет я проживу?

Собирая в лесу ягоды и грибы, поют: Уж ты бор-борок, Дай ягод коробок, Грибов кузовочек, Орехов мешочек!

Значительное место в верованиях славян занимали представления о природе, жизни и смерти, культовые обряды. Все обряды сопровождались специально к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями. В них обращались к силам природы, к духам, которые способствовали выздоровлению, урожаю, удачной охоте. В заговорах и заклинаниях видели средство воздействия на внешний мир. Языческие представления славян нашли своё отражение в устном народном творчестве, которое является подлинным духовным богатством русского народа.

Т.И.Балакина «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX века». М., 1997 Т.И.Балакина «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX века». М.,