Васнецов В.М. Автопортрет Аленушка Витязь на распутье Иван царевич на сером волке Бродячие музыканты Книжная лавка Ковер-самолёт Снегурочка Богатыри Богатырский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Урок русского языка 3 класс.
Advertisements

Сочинение по картине В.А.Васнецова «Три богатыря».
Составитель : учитель начальных классов Полежаева И. П.
Иван-царевич на сером волке картина Виктора Васнецова. Подготовила: Чистякова Е.Е.
Чем похожи былинные герои? Занимались исследованием воспитатели Кузнецова Е. В., Рубцова Е. В. и дети группы «Сибирячок»
В.М.Васнецов «Три богатыря » Работа Хомутниковой Ирины Сергеевны учителя начальных классов начальной школы 5.
Тайна картины Исследовательская работа ученицы 5-Б класса МОУ СОШ 3 Никоновой Анастасии.
. Составитель: Рындюк Ю.В. Воспитатель КОУ Омской области «Нововаршавская общеобразовательная (коррекционная) школа– интернат VIII вида»
П ОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В ИКТОРА В АСНЕЦОВА «Т РИ БОГАТЫРЯ » Головина Светлана Евгеньевна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная.
Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Богатыри» Урок развития речи Учитель: Яковлева Е.А.
Детям о художниках и картинах «Художник -сказочник » В. М. Васнецов В. М. Васнецов «Художник -сказочник » В. М. Васнецов В. М. Васнецов.
Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки.
Русские богатыри. Русские богатыри.. Да ученикам-то Покровского УКП «три пути пришло, дорожки широкие»: В. М. Васнецов. Витязь на распутье А во.
«Я всегда был убеждён, что… в сказке, былине сказывается весь цельный облик народа, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Плох тот народ, который.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
В.М. Васнецов Богатыри урок развития речи (сочинение по картине) Гальцова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МОУ Любохонской СОШ.
«Богатыри» - картина, над которой Виктор Михайлович Васнецов работал почти 20 лет. В 1898 году картина была куплена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 35» Учитель.
Россия. Новосибирская область,Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино» Работу выполнила Хребтова Татьяна Владимировна Учитель начальных классов.
-Что такое мораль? -Что такое нравственность? -Что такое этика? -Какие виды этики вы знаете? -Что такое дружба? Что такое честность? Что такое искренность?
Транксрипт:

Васнецов В.М. Автопортрет Аленушка Витязь на распутье Иван царевич на сером волке Бродячие музыканты Книжная лавка Ковер-самолёт Снегурочка Богатыри Богатырский галоп Бой Добрыни с драконом Три царевны темного царства Царевна –Несмеяна Царевна - Лягушка

Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Недвижен черный омут. Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне - Алёнушка, сирота. Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприятен серый камень. Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая. Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали малые пташечки - горьки- горюшечки", потекли унывные звуки тоски и печали. Может быть, слышит Алёнушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы. Фигуре Алёнушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

В картине огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи па фантастических великанов. Сквозь переплетенные ветви деревьев едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками Атмосфера тревоги и печали окружает героев - беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане - чудесно расцветшее яблоневое дерево - символ все побеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. Народным представлениям о красоте, любви и верности соответствуют и образы героев картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах - женственный, трогательно нежный и печальный Елены Прекрасной и твердый мужественный образ юного " добро любящего царевича с топкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели преодолевая хитрые и сложные трудности, а потом сберечь добытое.

Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни....

Рынок. Жаркий день. Пыль. Под дощатым навесом книжной лавки развешаны яркие картинки из житий святых. Пачки грубо размалеванных лубков навалены на прилавке. Мятые, грубые, они все же вызывают интерес немногих зевак. Покупатель один - бородатый мужик в сером кафтане, с топором за поясом. Он осторожно и бережно держит в руках лубок с изображением страшного суда. На листе наведены страсти великие. Мужик вздыхает и чешет затылок. Пожилой священник толкует ему смысл картинки. - Господи! Что же это с нами будет? - причитает ветхая старуха с надвинутым на глаза платком. - Ишь ты, глупая, - произносит батюшка, важно растягивая слова, - придет пора, и настанет твой черед предстать перед страшным судом... Русь... Могучая и бессильная. Воспетая и проклинаемая. Закоснелая в своей отсталости, погрязшая в драме невежества и суеверия. Власть предержащие делали все, чтобы свет знания и свободы не достиг широких кругов народа. Васнецов талантливо изобразил обычную жанровую сценку той поры.

Васнецов изобразил волшебный ковер из наших сказок в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями. Сейчас Иван несется на ковре-самолете через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везет с собой чудесную жар-птицу. В другой сказке Иван найдет в подземелье великие царства. Здесь воплощены прекрасные и реальные мечты человека о счастье, разгадка скрытых тайн природы. Иван на ковре-самолете олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать.

Снегурочка-дитя Деда Мороза и Весны. Среди сугробов зимнего пейзажа возникает изящная фигурка девушки в белой княжеской шубке, отороченной мехом, - образ, удивительно тонко передающий самую суть сказочного мира, тесно связанного с природой. ЗАГАДКИ С кем Мороз играет в прятки, в белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, и зовут ее... [ снегурка ] У Мороза внучка есть, и ей всегда на елке честь. Она известна там и тут, ее... зовут! [ снегурочкой ]

Ехал богатырь но своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано: Налево ехать - богата быт и, Направо ехать - женату быт и. Как прямо ехать - живу не бывать. Нет пути ни прохожему, Ни проезжему, ни пролетному. Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...

Самая известная картина мастера – «Богатыри». Более 17 лет трудился художник над ней, создавая собирательный образ русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В.М. Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Ключевая фигура – сильный и смелый Илья Муромец, самый старший из богатырей. По правую руку Ильи на гнедом коне – Добрыня Никитич, сильный и грозный. По левую руку Ильи – лукавый и смекалистый Алеша Попович – самый младший из богатырей. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» воплощает величие и непреодолимую силу русских богатырей, всегда готовых защищать свою землю и свой народ от беды.

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь. Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик. Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко. Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него размывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Святогор Микула Селянинович Вольга Святославович Колыван Дунай Иванович Илья Муромец Алёша Попович Добрыня Никитич Соловей Будимирович Иван Данилович Ставр Годинович

Однажды когда повадился дракон прилетать в светлицу к некоей Марине Игнатьевне Вынимал Добрыня саблю вострую, Воздымал выше буйной головы своей: «А не хочешь ли, я Змей Горыныча Изрублю на части пирожные, Разбросаю во чистом во поле?» А и тут семиглав Змей Горыныч, Да и хвост поджав, да и вон побежал... И, бегучи, он, Горыныч, заклинается: «Не дай Бог мне бывать вновь к Марине в дом!» Но не утихомирился дракон и после пережитого страха. Похитил он племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, а потом и тетку самого Добрыни Марию Дивовну. Тут уж борьба пошла не на живот, а на смерть. Тучи нет а только дождь дождит, Дождя нет искры сыплются: Летит Змеище Горыныще. А как бросился Змей Горыныч, Чуть его, Добрыню, огнем не спалил... Но богатырь опять осилил дракона и на этот раз убил его. Много вытекло крови драконьей, трое суток стоял в ней Добрыня, не знал, как выбраться. На четвертый день Услышал Добрыня голос с небес: «Ты бей копьем о сыру землю, Сам копью приговаривай: Расступиська, матушка-сыра земля! Пожрика всю кровь змеиную!"» И ушла в землю драконья кровь. С тех пор на Руси жить стало легче. Все это рассказывают о семиглавом змее былины.

Картина написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство земли. Царевны отличаются тяжелой неподвижностью, этим художник олицетворяет металл. Они словно срослись с землей. Их фигуры четко и объемно вырисовываются на ярком фоне, написанном в декоративной манере и контрастном цветовом сочетании. Центральная и самая высокая - царевна драгоценных камней. Цветные орнаменты новой одежды этой царевны перекликаются с красками неба. Особенно красив зелено-голубой орнамент, созвучный с таким же цветом туч. Оранжевая складка длинных рукавов повторяет, цвет заката. Царевна золота стоит низке, на первом плане; недалеко от сестер и третья царевна. В переливах блестящей парчи одеяния царевны золота отражается пламенеющее закатное кеб о и его угасающие желтые тона. Чувствуется блеск металла, в котором играют желто-красные лучи. Печальная царевна стоит около глубокого провала, откуда не может выйти их спаситель, герой сказки, оставленный под -землей обманщиками-братьями, обрезавшими веревку. На третьей царевне - атласное иссиня-черное платье е драгоценными украшениями: серебристо-стального цвета. На ее голове блестит и переливается алмаз, излучающий зеленое пламя. Ее изящная фигура изображена на темном фоне скал. Выражение лица царевны спокойно, руки лежат вдоль тела, что придает умиротворенность и величавость всей фигуре. Черный цвет ее платья и серебристые украшения на нем мягко сочетаются с сумраком скал, в тени которых она стоит. Скалы подернуты легкими полосками серого тумана, что и создает цветовое единство картины. Царевна олицетворяет новооткрытое богатство земли - каменный уголь. Огромные куски блестящего черного антрацита лежат на переднем плане.

Веселится народ, старается. Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители- музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И все это скоморошничество для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троке у окна. «Всего много, есть все, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придет единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придет, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

В картине Царевна-лягушкаво время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки махнула левой рукой сделалось озеро, махнула правой поплыли по воде белые лебеди.... Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Мы словно слышим звуки музыки, звуки бодрые, весёлые, чистые. Это заплясала Василиса Премудрая, Царевна-лягушка. Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный стан отклонён назад, струятся по спине волосы, дробно постукивают каблучки туфель. Как хороша сказочная царевна в своём древнерусском уборе с разлетающимися от движения тёмно-зелёными, по-старинному свободными рукавами! Всё в движении, всё в лад её смелому танцу!

Подготовила ст. воспитатель ГОУ 2103 Асеева Нелли Георгиевна