Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и возможности её реализации в ОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Advertisements

«Эффективность, действенность предпрофильного и профильного обучения и его влияние на развитие учащихся » Макарова В.Г Старчкова А.Ч Ветрова Е.Ч Безрукова.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Учитель информатики и математики СОШ 1 ст. Архонская Ерёменко Оксана Андреевна.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Уровневая и профильная дифференциация Различия в применении уровневой и профильной дифференциации; нормативная и концептуальная база профильного обучения;
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной.
Формы реализации среднего общего образования Профильное обучение Универсальное (непрофильное) обучение Специализированные ОУ (хореографические, музыкальные,
L o g o Прoфильное обучение. L o g o Главной задачей «Концепции профильного обучения» на старшей ступени общего образования» является развитие:системы.
Транксрипт:

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и возможности её реализации в ОО

Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образования г. и г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов РФ, и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению.

Содержание: Цели профильного обучения. Общественный запрос на профилизацию школы. Зарубежный опыт профильного обучения. Отечественный опыт профильного обучения. Возможные направления профилизации и структура профилей. Возможные формы организациии профильного обучения. Предпрофильная подготовка. БУП для разных видов профилей.

Что такое профильное обучение? Что такое профильное обучение? Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организациии образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Цели профильного обучения Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов. Создать условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся. Расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Общественный запрос на профилизацию школы 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». 25% старшеклассников выбирают традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые предметы в школе» 5% старшеклассников не определились

Данные социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований МО РФ Профессиональное самоопределение тех, кто намерен учиться в вузе, в основном складывается в 9-м классе % учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы деятельности Профессиональное самоопределение тех, кто намерен учиться в ПТУ или техникуме начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м.

Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения 88% опрошенных учащихся старших классов считают неприемлемым для себя нынешний уровень и характер полного среднего образования

Зарубежный опыт профильного обучения Европейские страны Начиная с 7-го года обучения каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования: «академический» «профессиональный » США На последних двух или трёх годах обучения ученику предлагаются три варианта продолжения образования: «академический» «общий» «профессиональный»

Общие черты организациии обучения на старшей ступени общего образования за рубежом 1. Общее образование во всех развитых странах является профильным. 2. Профильное обучение охватывает три или два последних года обучения. 3. Доля учащихся в профильных классах возрастает во всех странах и составляет не менее 70%. 4. Количество профилей: 2 в англоязычных странах (академический и неакадемический), 3 во Франции (естественно-научный, филологический, социально- экономический), 3 в Германии («язык-литература-искусство», «социальные науки», «математика- точные науки-технология»). 5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: жестко фиксированный перечень учебных курсов (Франция, Германия); возможность индивидуального формирования списка изучаемых курсов (от 15 до 25) продолжительностью до одного семестра (Англия, Шотландия, США). 6. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура. 7. Старшая профильная школа выделяется в самостоятельные учреждения: лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая школа» - в США. 8. Дипломы об окончании старшей школы дают право прямого зачисления в вузы (за некоторыми исключениями).

Отечественный опыт профильного обучения 1864 г. – организациия семиклассных гимназий двух типов: классическая и реальная г. – 4-7 кл. гимназии разделялись на три ветви: ново гуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную г. – первым Всероссийским съездом работников просвещения разработано положение о профилизации старшей школы и выделении трёх направлений: гуманитарного, естественно-математического, технического г. – ЦК ВКП(б) принял постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы г. – Академия педагогических наук предложила провести дифференциацию обучения на старшей ступени по трём направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному г. – введены две формы дифференциации содержания образования: факультативные занятия в 8-10 классах и школы(классы) с углубленным изучением предметов г. – Закон РФ «Об образовании» закрепил вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Возможные направления профилизации и структуры профилей Типы учебных предметов Базовые общеобразовательные профильные элективные

Базовые общеобразовательные предметы Являются обязательными для всех учащихся во всех профилях. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: Математика История Русский язык Иностранные языки Физическая культура Обществоведение (интегрированный курс для естественно- математического, технологического и др. профилей) Естествознание ( интегрированный курс для гуманитарного, социально-экономического и др. профилей)

Профильные общеобразовательные предметы Являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Возможные виды профилей: Естественно- научный Гуманитарный Социально- экономический Физико- математический Физика ЛитератураИстория Математика Химия РусскийПраво Физика Биология ИностранныйЭкономика Информатика

Элективные предметы Являются обязательными для посещения по выбору учащихся. Количество должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Функции «поддержать» изучение основных профильных предметов создать внутри профильную специализацию

Структура БУП Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: 50% базовые предметы 30% профильные предметы Школьный компонент учебного плана: 20% элективные курсы

Возможные формы организациии профильного обучения Модель внутришкольной профилизации ОУ может быть: 1. Однопрофильным 2. Многопрофильным 3. Не ориентированно в целом на конкретные профили, но за счет увеличения числа элективных курсов предоставлять учащимся возможность выстраивать свою образовательную траекторию Модель сетевой организации 1 вариант. Обьединение нескольких ОУ вокруг наиболее сильного, которое выполняет роль «ресурсного центра». 2 вариант 2 вариант. Кооперация ОУ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.

Предпрофильная подготовка Осуществляется на второй ступени общего образования. Является необходимым условием профилизации старшей ступени общего образования. Для введения предпрофильной подготовки необходимо: 1. Увеличить часы вариативного компонента БУП в 9-классе. 2. При организациии обязательных занятий по выбору ввести деление класса на группы. 3. Использовать часы вариативного компонента на организациию предпрофильной подготовки. 4. Разработать процедуру приёма в профильные классы. Основная функция курсов по выбору - профориентационная. Число таких курсов должно быть значительным. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер