Обобщение опыта учителя английского языка Потаповой Наталии Сергеевны МКОУ СОШ 4 п.Песковка по теме «Развитие диалогической речи с целью повышения коммуникативной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие и контроль продуктивных умений младших школьников Учитель английского языка МАОУ СОШ 71 г. Краснодар Акопова Л.В.
Advertisements

Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
LOGO «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Технология О.А. Бизиковой.
Программа кружка по английскому языку для 2-го класса общеобразовательных школ «Занимательный английский» Составитель: учитель английского языка Ромахина.
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.
Коммуникативные УУД - действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать.
Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка в рамках ФГОС Дирепаско Е.О. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия 8» Энгельсского муниципального.
Романова Людмила Александровна, МОУ «Парбигская сош»
Образование – высшее Белгородский государственный университет – 1998г. Харьковский педагогический институт – 2003г. Стаж работы - 10 лет. В данной школе.
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
Формирование познавательных УУД на уроке английского языка Работу выполнила: Широбокова З.А. – учитель англ.языка БОУ СОШ 34.
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка МБОУ «Елизаветинская СОШ»
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Устная речь слушание говорение Письменная речь чтение письмо.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Обобщение опыта работы учителя английского языка МОАУ «Гимназия 1» Катечкиной И.Н. «Использование английского фольклора во внеурочной деятельности в качестве.
Формирование диалогической речи у старших дошкольников (с заиканием) а поисково-исследовательской деятельности
Развитие и контроль коммуникативной компетенции (умений устной речи) на иностранном языке.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Транксрипт:

Обобщение опыта учителя английского языка Потаповой Наталии Сергеевны МКОУ СОШ 4 п.Песковка по теме «Развитие диалогической речи с целью повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка».

Обучение иностранным языкам в средней школе – это обучение общению при помощи иностранных языков.

Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы как минимум два человека. Каждый из которых выступает как активный субъект общения.

В процессе общения реализуются следующие функции: 1. Познавательно-коммуникативная (потребность узнать что-либо). 2. Регулятивная (побуждение, просьба, совет). 3. Ценностно-ориентационная (эмоционально-оценочная). 4. Этикетная (контактно- устанавливающая).

Диалог характеризуется: двусторонним характером взаимосвязью слушающего и говорящего взаимной стимуляцией ситуативностью лаконичностью формы и содержания спонтанностью эмоциональностью наличием разговорных фраз и клише

Важной характеристикой диалога является наличие реплик. Реплика – это высказывание, границей которого является смена говорящего (Н.Ю. Шведова). Она связана с предыдущей и последующей. Единица обучения диалогу – диалогическое единство. Диалогическое единство – это сочетание смежных реплик, взаимосвязанных не только по смыслу, но и структурно.

Применение готовых фраз обычно связано с обменом приветствиями, выражением благодарности, извинением, поздравлением и т.д. Они придают диалогической речи эмоциональный характер.

Выделяют следующие функциональные типы диалога: - диалог – расспрос - диалог – волеизъявление - диалог – обмен мнениями - дискуссионный диалог - диалог этикетного характера

К содержанию обучения диалогической речи относят: 1. Навыки целенаправленного слушания собеседника. 2. Механизм вероятностного прогнозирования смыслового восприятия речи партнера. 3. Умение активно и быстро реагировать на реплику, переходя от реагирования к стимулированию. 4. Умение использовать имеющийся набор структур для реализации коммуникативного намерения. 5. Умение использовать эллиптические реплики, клише.

В обучении диалогической речи реализуют путь «сверху» «снизу» усвоение от усвоения макро диалога отдельных диалогических единств к микро, а затем и макро диалогу.

Путь «сверху» включает в себя: 1. Предъявление диалога с целью понять содержание и функциональный тип, ролевые позиции участников разговора, композиционную структуру. 2. Контроль понимания (путем вопросов или перевода отдельных фраз). 3. Фонетическая обработка: -чтение диалога за диктором по ролям с последующей отработкой отдельных фрагментов; -чтение без звуковой опоры; -выделение постоянных и переменных элементов в диалоге, дается образец варьирования диалога в других ситуациях; -составление собственных диалогов по образцу.

Путь «снизу» включает следующие этапы: 1. Обучение реплицированною на уровне диалогического единства. 2. Реплецирование на уровне микро диалогов, то есть сочетание диалогических единств. 3. Обучение ведению тематических диалогов. Такой путь как бы имитирует процесс порождения речи.

В обучении диалогической речи широко используется управляемый диалог. Управление осуществляется через: - учебно-речевые ситуации: в ориентирующем замечании дается указание на обобщенное содержание разговора и роли; - ключевые слова; - диалог в записи, кинофрагмент; - учитель своими репликами программирует разговор: «Спроси Лену, почему она вчера пропустила урок».

Обучение диалогу-драматизации текста включает следующие этапы: 1. Озвучивание диалогов по ролям. 2.Инсцинирование.

Упражнения для обучения диалогической речи подготовительные речевые

В речевых упражнениях основное внимание говорящих направлено на содержание высказывания (учитель задает только учебно-речевую ситуацию), ставится коммуникативная задача, которую надо решить. В подготовительных упражнениях активизируется конкретный языковой материал, приобретаются навыки оперирования им.

Контроль диалогической речи включает количественные и качественные показатели: 1. Количество реплик с каждой стороны. 2. Количество разнотипных диалогических единств. 3.Спонтанность. 4. Эмоциональная окрашенность. 5. Умение выступать в различных ролях. 6. Грамматическая и лексическая правильность.

Из личного опыта работы с диалогом: Детям любых возрастных групп нравится проигрывать диалоги, вживаться в роль. Пары для составления и разыгрывания диалогов создаются по интересам и предпочтениям. Для повышения интереса использую картинки, игрушки и т.д. Дети начального звена, а также пятиклассники любят разыгрывать диалоги с помощью пальчиковых кукол.

*На уроках стараюсь поддерживать благоприятный психологический климат, который способствует говорению. Ошибки исправляю корректно. *Если диалог составляют сами дети, то ошибки исправляю в процессе работы над диалогом, чтобы не было заученных ошибок. *Учащимся, которым с трудом дается разговорная речь, разрешается пользоваться некоторыми репликами, клише или отдельными ключевыми словами как опорой.

*Использую «провокационные» вопросы. Это такие вопросы, когда запрашиваются данные заведомо противоречащие известным, возможным, объективно существующим ситуациям. Их можно использовать на любом этапе урока. Главная задача этого приема- стимулировать речевую деятельность учащегося в защиту «истины», внести ясность в неожиданно для него появившееся недоразумение, непонимание. Нарушение устоявшихся понятий. Этот прием не только стимулирует речь учащихся, но и имеет соответствующее нравственное, воспитательное значение, так как приучает школьников выступать в защиту нарушений справедливости.

Пример «провокационных» вопросов: Учитель: Kolya, again youve left your pen at home! Коля: But I always bring my pen to school. Учитель: But today you didnt bring it. Коля: Why? Here it is. Учитель: But its a green pen, and yours is red. Коля: My pen is green. Учитель: (обращаясь к одной из учениц): Masha, is Kolyas pen green? Маша: Yes, his pen is green. Учитель (обращаясь к классу): Is it really green? Класс: Of course, it is.

И, конечно, следует отметить, что желание учащегося говорить на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся.

Использованная литература: *Ариян М.А., Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, с. *Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся: (На материале английского языка). Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 127 с.,ил.

Спасибо за внимание!