ПДС «Готовность учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации. Модуль Обучение» Занятие 4 «Проектирование урока. Анализ урока с учетом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Advertisements

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
МБОУ «Гимназия 3» Чистопольского муниципального района РТ.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
(из опыта работы учителя начальных классов Алексенко Т.И.) ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 2100.
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
Транксрипт:

ПДС «Готовность учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации. Модуль Обучение» Занятие 4 «Проектирование урока. Анализ урока с учетом требований УУД. Организация и осуществление контроля и оценки учебных достижений в соответствии с ФГОС, формы и методы контроля с учетом дифференциации» МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово г. Кемерово МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово г. Кемерово

Современный урок (по Ю. А. Конаржевскому) «Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ».

В. А. Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

«Только тот учитель может стать мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать учащиеся и каким путем добиться этих знаний». «Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся, а мышление всегда начинается с вопроса». В. А. Сухомлинский

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин П. Я. Гальперин В. В. Давыдов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. 1897)от 17 декабря 2010 г. 1897

Традиционное обучение Инновационное обучение, системно-деятельностный подход 1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!» А. Г. Асмолов Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования.

Что меняется в образовании с переходом на системно- деятельностный подход? 1. Цели и задачи образования 2. Структура деятельностного урока 3. Типы современных уроков 4. Образовательный результат

создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний учеником мотивированным ; учить учеников самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ученикам сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

В современном уроке – проблемно-поисковая, исследовательская и проектная деятельность

В современном уроке – радость открытия!

Взаимодействие!

Современный урок – это такой урок, на котором у обучающихся возникает самостоятельная цель, мотивирующая их к активному поиску, исследованию, разрешению возникшей на уроке проблемы благодаря хорошо продуманной учителем организации деятельности учеников, формирующей системное мышление.

Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Процесс обучения представляет очень сложную, динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им, необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. М. А. Данилов

В соответствии с требованиями ФГОС ООО

Мотивация - (самоопределение) к учебной деятельности. В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация.

Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет: позитивного эмоционального фона; актуализации опорных знаний; постановки проблемы; создания на уроке "точки удивления"; искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть; вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление - интерес - мотив - цель - собственная учебная задача.

Условия соблюдения деятельностного подхода

1. «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». 2. «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Г. А. Цукерман

3. Помощь в открытии и освоении способа действия. 2. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу выполнения. 3. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов

Целеполагание – процесс формулирования и развёртывания цели, логико-конструктивная операция, которая имеет следующий алгоритм: - анализ учебной ситуации; - учёт соответствующих нормативных документов; - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению; - выяснение имеющихся для этого ресурсов; - выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны; - формулировка цели.

Целеосуществление – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – в фактическое поведение человека, где и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

ЦЕЛЬ -это кратко и чётко сформулированный результат обучения. -это осознанный образ, полезный результат, который должен быть достигнут в процессе деятельности. -это предвосхищаемый образ результата деятельности.

ЦЕЛЬ ПОТРЕБНОСТЬМОТИВЦЕЛЬСПОСОБЫДЕ ЙСТВИЯРЕЗУЛЬТАТ Любая целенаправленная деятельность человека может быть представлена в виде цикла: Постановка целей (чего вы хотите достичь) Планирование действий (как можно лучше достичь ваших целей) Действия (выполнение плана) Оценка своих действий – рефлексия (что? как? зачем? достигнута ли цель? не требует ли она пересмотра?)

Главная методическая цель урока при системно- деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников - достигается следующими путями: 1. Ход познания – «от учеников». 2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы выясняют закономерности. 3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Творческие задания. Учитель создаёт проблемные ситуации - коллизии. 4. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль ученика, разбор данных ранее домашних заданий). 5. Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса (мотивацию). 6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. 7. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Дидактические принципы построения урока в режиме системно- деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Система дидактических принципов Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типы уроков Традиционный урок Деятельностное обучение Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок обобщения и систематизации Комбинированные уроки Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок формирующего оценивания

Типы уроков по целеполаганию Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1) Уроки «открытия» нового знания; 2) Уроки отработки умений и рефлексии; 3) Уроки общеметодологической направленности; 4) Уроки развивающего (формирующего контроля.

Подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов

тип урока - «открытие» нового знания Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Структура урока открытия нового знания: 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Этап постановки учебной задачи, выявление области и причины затруднения. 4) Этап построения проекта выхода из затруднения. 5) Этап реализации построенного проекта. 6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8) Этап включения в систему новых и ранее усвоенных знаний и повторения. 9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение учеников в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания учащимся; учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке - ученики высказываются; девиз «С малой удачи начинается большой успех»; самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить учеников на работу, проговаривая с ними план действий на уроке.

2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). Создание проблемной ситуации. Выявление и фиксирование в громкой речи места и причины возникшего затруднения, темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации (диалог), подводящий к теме (диалог).

4. «Открытие» нового знания ( построение проекта выхода из затруднения) Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма. Новое знание ученики получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершение подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

5. Реализация построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели обучающиеся должны: - на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.; - применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; - зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление (этап закрепления знаний и способов действий) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут. Способы: фронтальная работа, работа в парах, в группах. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления проговаривается новое знание и способ, с помощью которого это знание открыто.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (этап применения знаний и способов действий) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ученик самостоятельно выполняет подобные задания, но в новых ситуациях. При проверке работы каждый должен понять, всё ли он понял, запомнил ли новый способ действий. Здесь необходимо создать для каждого ученика ситуацию успеха.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение Основной целью является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и обучение использованию его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. 7-8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый способ (алгоритм) или новое понятие. Заем выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

9. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

п/пШАГИ 1 Выделить и сформулировать новое знание 2 Смоделировать способ открытия нового знания 3 Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУН. 6. Смоделировать возможные затруднения и способы их фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

2 тип урока – отработка умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Структура урока : 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Этап рефлексии деятельности на уроке

3 тип урока – уроки общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностный норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курсов. Структура урока : этап мотивации; этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии; этап закрепления с проговариванием во внешней речи; этап включения изученного в систему знаний; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

4 тип урока – урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура урока : этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидульных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап решения заданий творческого уровня; этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Качественное изменение процесса образования выводит педагогов на понимание новых образовательных результатов: Предметных метапредметных личностных

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, умений, навыков и УУД.

Оценивание В соответствии с ФГОС НОО, ООО система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования

Задачи оценивания определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных Как оцениваем?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Одна задача – одна отметка За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). В «Портфеле достижений».

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи действие в новой, непривычной ситуации и(или) использование новых знаний по только изучаемой теме «отлично». Максимальный уровень (НЕобязательный) решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе «превосходно».

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка по уровню НОО,ООО – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

- уровневые требования к результатам образования; - открытость требований, процедур и критериев; - сочетание внешней и внутренней оценки

Д. Р. Киплинг: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно».

LOGO