Стародуб Ирина Владимировна руководитель МФЦПК ГАОУ СПО ТО «ЗСГК» ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Диагностика (греч. diagnostikos способный распознавать) процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения. Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека. Цель диагностики - дать заключение о состоянии объекта на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании полученных данных, можно выработать правильную и грамотную стратегию и тактику. Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы и способов их реализации. Перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта.
Обязательные условия процедуры оценки - лицо, проводящее исследование; - место его проведения; - четкое определение критериев-показателей (качественных и количественных характеристик) для оценки состояния объекта
Типы проведения диагностических исследований Первый тип предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном. Второй тип позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности и сделать выводы о положительном или отрицательном состоянии объекта. Третий тип используется в ситуациях, когда невозможно выполнить сравнительные оценки и сопоставление: достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику.
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ Итогом диагностики является результат - соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе конкретной формы/методов исследования, которые позволят получить комплекс данных относительно диагностируемого объекта и сделать соответствующие выводы-прогнозирование относительно его развития, разработать программу развития.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РЕГИОНАЛЬНЫМ ПОДХОДАМ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ВЗРОСЛЫХ В МФЦПК
единые требования к инструментарию педагогических измерений; современные технологии проведения контрольно- оценочных процедур; согласованные показатели и критерии; информационные программно-инструментальные средства; научно-обоснованные методики обработки, накопления и анализа результатов
ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ личная заинтересованность в результатах обучения, наличие индивидуально–личностных целей обучения; наличие определенных знаний и опыта, которые взрослый обучающийся может привносить в содержание изучаемого курса; способность самостоятельно ориентироваться в проблеме, выделять цели, определять задачи и намечать пути их решения; готовность к самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к новому; способность принимать ответственность за результаты проделанной работы и разделять ее с другими участниками образовательного процесса; стремление к выстраиванию субъект–субъектных отношений в процессе обучения; психофизиологические особенности, связанные с биологическим возрастом.
ВИДЫ ДИАГНОСТИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МФЦПК входная; промежуточная; итоговая; диагностика для определения уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг.
Цели входной диагностики (ВД): оценка личностных качеств и индивидуальных образовательных достижений слушателей для корректировки учебного процесса. Основные задачи ВД: - выяснение индивидуальных особенностей обучающихся, которые необходимо учитывать при организации и осуществлении процесса обучения, формировании индивидуальных образовательных маршрутов; - работа с учебной мотивацией, то есть формирование устойчивого стремления взрослых к непрерывному образованию.
ФУНКЦИИ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ Вид функции Содержание Информационно- диагностическая обеспечивает оценку степени наличного уровня/развития профессиональных компетенций; способствует выявлению уровня выраженности индивидуальных потребностей/установок; способствует выявлению образовательных барьеров Обучающая способствует повышению мотивации и индивидуализации темпа обучения Организационная обеспечивает совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения Социальнаяобеспечивает дифференцированный подход к проверке и оценке: коммуникативных способностей; социальной адаптивности; социальной зрелости личности; социальной идентичности взрослого человека
ВИДЫ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ Вид Инструментарий Традиционный материалы для собеседования; анкеты; материалы для интервью Современный (измерительный) входной тест в традиционной или адаптивной форме; кейс-измерители
Очная форма обучения с отрывом от производства Очно-заочная форма обучения с частичным отрывом от производства ГАПОУ ТО «ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Анкета 1 Ф.И.О.________________________________________________________________ Ваш возраст _____________________________________________________________________ Ваше образование______________________________________________________ Какой профессии будете обучаться в Центре? ________________________________________ Укажите контакты, по которым с Вами можно связаться (телефон, ) _______________________________________________________________________ Укажите полное наименование организации, в которой Вы работаете_______________________________________________________________ Должность по месту работы_________________________________________________________________ Стаж работы____________________________________________________________ Каковы Ваши ожидания от обучения в Центре? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Ваши пожелания к организации процесса обучения, составлению расписания учебных занятий _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Дата заполнения анкеты «___» ___________ 20 ___ г. Подпись Благодарим за сотрудничество!
Очная форма обучения с отрывом от производства Очно-заочная форма обучения с частичным отрывом от производства ГАПОУ ТО «ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ АНКЕТА 2 Данное анкетирование проводится с целью изучения и выявления Ваших рекомендаций и пожеланий по составлению учебного расписания, выбора форм и методов учебных занятий. Ф.И.О. _____________________________________________________________________________ 2. Место работы, должность______________________________________________________________ 3. Оцените качество программы: 1) качество и уровень занятий_____________________________________________________________ 2) новизна информации__________________________________________________________________ 3) практическая значимость информации___________________________________________________ 4. Оцените качество процесса обучения 1) уровень организации учебного процесса__________________________________________________ 2) график занятий________________________________________________________________________ 3) формы и методы обучения______________________________________________________________ 4) длительность курсов___________________________________________________________________ 5. Оцените по 5-бальной шкале степень Ваших ожиданий в целом от обучения по образовательной программе (1-я полностью не удовлетворен, 5 -я полностью удовлетворен, 2-4-промежуточные оценки) ________________________________________________________________________________ 6. Отзыв и предложения___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество! !
Очная форма обучения с отрывом от производства Очно-заочная форма обучения с частичным отрывом от производства ГАПОУ ТО « Агротехнологический колледж » МФЦПК Анкета 1 Форма для заполнения слушателем по определению потребности в обучении 1.ФИО________________________________________________________________ 2. Полное наименование должности: ______________________________________ 3. Полное наименование подразделения: ___________________________________ ______________________________________________________________________ 4. Цели и задачи по должности 5. Какие знания, навыки Вам необходимы для более успешного выполнения задач? _____________________________________________________________________________ 6. Какие направления (темы) обучения Вам необходимы и актуальны? Тема: ___________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________ 4. Укажите желаемые способы получения знаний по интересующим Вас направлениям (отметить « + » ): 5. Какое содействие/ либо информацию от преподавателей/ мастеров производственного обучения Вы хотели бы получить? ___________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
МЕСТО ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Входная диагностика до начала процесса обучения должна: осуществляется на этапе собеседования с потенциальными слушателями и на неё отводится достаточно продолжительное время; давать объективную информацию об уровне подготовленности слушателей к процессу обучения; быть направлена на выявление индивидуальных особенностей слушателей для индивидуализации обучения. Входная диагностика перед освоением дисциплины/модуля образовательной программы должна: строиться с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы слушатели могли перейти к более сложной или более простой форме заданий; давать объективную информацию об уровне и качестве знаний слушателей в целях коррекции учебного процесса; по содержанию и структуре способствовать выработке собственных способов учебной работы каждого обучающегося; обеспечивать возможность индивидуализации учебного процесса.
ВАРИАНТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ БЛОКОВ п/п Диагностический блок Содержание 1. Выявление уровня выраженности потребностей/установок образовательные: - усовершенствование имеющихся профессиональных компетенций; - приобретение новых компетенций, позволяющих сменить вид профессиональной деятельности или квалификацию; - расширение сферы профессионального общения и взаимодействия; материальные; потребности в безопасности; социальные (межличностные); потребности в признании; потребности в самовыражении 2. Диагностика наличного уровня развития профессиональных компетенций компетентностный подход требует изменения акцента не только в формулировании целей образования и обучения, но и изменения в понимании содержания обучения самими обучающимися 3. Диагностика наличного уровня развития социальных компетенций коммуникативные способности, которые включают в себя контактность, способность понимать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию, умение пользоваться средствами общения; социальная адаптивность - ориентация на решение проблем, способность находить конструктивный выход из конфликтных, проблемных ситуаций; социальная зрелость личности; социальная идентичность взрослого человека 4. Выявление образовательных барьеров затруднения, заключающиеся в негативных образовательных установках и пассивно-иждивенческих жизненных ориентациях; межличностная и самооценочная тревожность, стрессоустойчивость
РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ Для преподавателей: помощь в осуществлении прогнозирования возможности успешного обучения для потенциального слушателя на данном этапе: выборе программы и формы обучения, определения индивидуального подхода в обучении, индивидуальной траектории обучения; информация для проведения коррекции рабочих программ по дисциплинам и модулям. Для слушателей: самооценка уровня владения профессиональными знаниями; самооценка образовательных барьеров, социальной адаптивности
ВЫВОДЫ 1. Анализ количественных и качественных результатов ВД позволит достоверно оценивать состояние дел в системе ПО и ДПО, своевременно вносить коррективы по устранению выявленных проблем или распространению положительного опыта. 2. На основе результатов диагностики можно выстраивать эффективные системы социализации взрослых средствами образования, мотивирующие человека к непрерывному профессиональному и социальному развитию. 3. Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства позволит оптимизировать процессы обучения.
Рекомендации по отбору форм ВД для формирования банка региональной системы обучения взрослых ориентация на требования внешних пользователей; минимизация числа показателей и оптимизация системы контроля с учетом потребностей работодателей; инструментальность и технологичность используемых показателей с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию; оптимальность использования источников первичных данных контроля для определения показателей качества и эффективности обучения с учетом возможности их многократного использования; иерархичность системы показателей (результаты нижних уровней обобщения данных должны автоматически входить в показатели верхних: ОУ территория муниципалитет регион); сопоставимость с общероссийскими форматами; соблюдение морально-этических норм при контроле и отборе показателей.