Трудные темы русской грамматики на уроках РКИ Букин Д.Ю. (СПбГУ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Advertisements

Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Прилагательные. Имя прилага́тельное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «како́й»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Прилагательное или причастие © Древаль Е. А.,
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Выбери часть речи Имя существительное Имя существительное знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных.
Транксрипт:

Трудные темы русской грамматики на уроках РКИ Букин Д.Ю. (СПбГУ)

Знание грамматики не является знанием иностранного языка Без знания грамматики невозможно полноценное владение языком Роль грамматики в обучении РКИ

Вектор усилий учащихся: Выявление семантики Выявление особенностей формального выражения Функция – носитель смысла, а форма – его внешняя оболочка Необходимо полное совмещение функции и формы Роль грамматики в обучении РКИ

Активная Изучение форм, несущих определенный смысл в составе предложения Важно: анализ и понимание формы сказанного Пассивная Употребление грамматических единиц в зависимости от формы Важно: анализ и понимание смысла сказанного Типы грамматики

Языковые Навыки образования формы вне коммуникации Речевые Навыки употребления полученных конструкций в коммуникации Типы грамматических навыков

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предлоги Союзы Начальный этап обучения

Презентация материала на примере речевых образцов Презентация функционирования на примере текста Обработка навыков Закрепление навыков Перенос навыков на ситуацию общения Порождение собственных речевых продуктов Методика работы на начальном этапе

Отбор наиболее трудных явлений грамматики Перечень тем обычно обусловлен отсутствием аналогичных моделей в родном языке учащихся Общий спектр типичных ошибок и проблем Продвинутый этап

Причастие – атрибутивная форма глагола Глагол Прилагательное Студент должен пониммать функцию причастия и основные признаки указанных выше частей речи Трудности образования причастий

Переходность ВидДействительные Страдательные Наст. вр.Прош. вр.Наст. вр.Прош. вр. Перех.НСВ++++ Перех.СВ-+-+ Неперех.НСВ++-- Неперех.СВ-+-- Трудности образования причастий

Образование от основы настоящего или прошедшего времени Читмать – читают – чита-[jу]-т – чита-[jу]-щий - читающий Трудности образования причастий

Образование страдательных причастий настоящего времени менее регулярно, чем образование действительных причастий настоящего времени! Образуются только от переходных глаголов несовершенного вида Трудности образования причастий. Настоящее время

У многих переходных глаголов НСВ страдательные причастия настоящего времени образуются и употребляются редко или не образуются вообще, хотя грамматически они возможны. баламутить (разг.), беречь, бесчестить (книжн.), бить, благодарить, благоустроить, бороздить, бранить, брить, вить, волочить, гнуть, графить, греть, держмать, доить, дубить, дуть, жарить, жмать, жевмать, журить, забавить (разг.), иметь, класть, клясть, ковмать, колоть, коптить, кормить, косить, красить, красть, крахмалить, крыть, лепить, лечить, лизмать, лить, лицевмать, лудить, лупить (прост.), мазмать, маслить, мерить, мести, метить, молоть, морить, морозить, морочить (разг.), мусолить (разг.), мылить, мыть, мять, пахмать, петь, печь, пилить, писмать, пить, плавить, поить, покоить, полоть, править, ранить, резмать, рубить, рыть, садить (прост.), свежевмать, серебрить, сечь, синить, скоблить, сластить, слюнить (разг.), сметмать, смолить, смотреть, сосмать, ставить, стричь, студить, сурьмить, сушить, сыпмать, твердить, тереть, тесмать, ткмать, топить, топтмать, тратить, трепмать, тянуть, хаять (прост.), хлестмать, чернить, чесмать, чинить, чистить, шить, штемпелевмать, штукатурить. Трудности образования причастий. Настоящее время

Возможны варианты образования страдательных причастий настоящего времени, образованные от непереходных глаголов, управляющих косвенным падежом с объектным значением. руководить руководимый, предводительствовмать предводительствуемый, управлять управляемый, предшествовмать предшествуемый, командовмать командуемый. Трудности образования причастий. Настоящее время

Внимание на основу прошедшего времени Игрмать – играл – игра-л – игравший Нести – нёс - несший Трудности образования причастий. Прошедшее время

Среди кратких страдательных причастий прошедшего времени особую группу составляют причастные предикативы на ­но и ­то (накурено, убрано; занято, заперто). Причастные предикативы это обозначающие состояние слова, совпадающие по форме с краткими страдательными причастиями прошедшего времени ср.р. и употребляющиеся в однокомпонентных предложениях в качестве их главного члена: приказано остматься, всюду натоптано, подано обедмать, закрыто на учет, заперто, в доме не убрано, давно не топлено, в зале накурено. Трудности образования причастий. Прошедшее время

Образуются не у всех переходных глаголов Не образуются у глаголов несовершенного вида: ­-ива-­, ­-ва-­: спрашивмать, переделывмать Разнонаправленное движение: водить, возить, носить Глагол давмать Трудности образования причастий. Прошедшее время

У отдельных бесприставочных глаголов страдательные причастия прошедшего времени неупотребительны, хотя такие причастия и могут быть образованы. бередить, бичевмать, ваксить, вершить, влачить, вредить, гасить, гнмать, горбить, городить (разг.), грызть, губить, дарить, двигмать, двоить, делить, зреть (видеть) (высок. и устар.), искмать, клеймить, колебмать, кропить, кружить, любить, молодить, мучить, мыслить, нежить, ненавидеть, нянчить, пестрить, платить, порочить, прудить, прясть, пушить, пылить, рыхлить, сверлить, следить, таранить, тащить, творить, теребить, терпеть, тешить, торопить, тревожить, тяготить, хвалить, хранить, чтить, щадить. Трудности образования причастий. Прошедшее время

Так, не имеют обычно страдательных причастий следующие группы глаголов СВ: глаголы на ударное ­-мать­ (­-ять), образованные добавлением префикса к уже имеющему префикс глаголу НСВ: посшибмать, посниммать; глаголы с суффиксом -­ану­-: махануть; значительная часть глаголов II спр. на ­-еть и ­-мать (разглядеть, облететь, пробежмать). Затруднено образование страдательных причастий у глаголов СВ, содержащих безударный суффикс ­-ива­- (навыдумывмать, нарассказывмать); у глаголов на ­-ить, где затруднительно требуемое для причастий чередование согласных (затмить, перешерстить); у глаголов с ударением на суффикс -­ну-­ (толкнуть, лизнуть, мазнуть), где (у глаголов с безударным суффиксом образование страдательных причастий достаточно регулярно; сдвинуть сдвинутый, разинуть разинутый, затронуть затронутый); у многих глаголов на ударное ­-мать (­-ять), где также затруднителен требуемый для страдательных причастий перенос ударения (доконмать, застмать, миновмать, подождмать, шпынять). Трудности образования причастий. Прошедшее время

Склоняемые и несклоняемые Не имеют категорию рода (кроме два, полтора, оба) Не указывают на род существительных (пять книг, пять студентов) Не имеют категории числа Морфология числительных

2, 3, ; 11-19, 20, 30 50, 60, 70, , 300, , 600, 700, 800, , 90, 100, полтора и полтораста оба, трое, четверо, немного, много, столько, сколько, несколько Морфология числительных. склонение

«Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказмать, что двумстам восьмидесяти трем человекам сделаны такие-­то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучмать так: «Двести восемьдесят трем человекам и т. д.» 283 = 2*100+8*10+3 Морфология числительных. склонение

ГЛАЗУНОВА Морфология числительных. склонение

Качественные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто такое, которое может характеризовматься разной степенью интенсивности; слова, называющие такие свойства и качества, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: цветовые, пространственные, временные, физические и другие квалифицирующие признаки, качества характера и умственного склада Относительные называют признак через отношение к предмету или к другому признаку: мотивирующей основой обозначается тот предмет или признак, через отношение к которому представлено данное свойство. Обозначение признака по материалу, по принадлежности, по назначению, по свойственности. Называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности Притяжательные Морфология прилагательных

Семантическая граница между качественными и относительными прилагательными условна и непостоянна: относительные прилагательные могут развивмать качественные значения. При этом значение предметного отношения в прилагательном совмещается со значением качественной характеристики этого отношения. Так, слово железный как относительное прилагательное обозначает (содержащий железо) или (сделанный из железа) (железная руда, железный гвоздь); это же прилагательное имеет и ряд переносных, качественных значений: (сильный, крепкий) (железное здоровье), (твердый, непреклонный) (железная воля, железная дисциплина). Морфология прилагательных

Сложности образования кратких форм качественных прилагательных: масти животных (буланый, вороной, гнедой и под.), прилагательные, называющие высокую степень качества (пребогатый, развеселый, разлюбезный, наипрекраснейший). Значительная группа качеств. прилагательных, обладающих несколькими лексическими значениями, образует краткую форму только в некоторых из этих значений; например, прил. бедный не образует краткой формы в знач. (несчастный, жалкий); прил. грамотный образует краткую форму в знач. (умеющий читмать и писмать), (умелый, осведомленный в чем­либо, образованный) (мальчик грамотен; инженер вполне грамотен), но не в знач. (выполненный без ошибок, со знанием дела) (грамотный чертеж). Только полная форма возможна у качеств. прилагательных в составе многих устойчивых сочетаний (белый свет, круглый дурак, суровая нитка, черный ход). Морфология прилагательных

Относительные прилагательные, употребленные в переносном, качественном значении, могут образовмать краткие формы Луна где­-то сзади, над городом, река под тенью его черна и бархатна (Горьк.); Деревянен братец твой, деревянные... мозги у него прямые какие­-то (Леон.); В свою Революцию верю! Слово мое железно. И слова железной нету! (Р. Рожд.); Сегодняшний Брюсов даже в своих революционных произведениях слишком вчерашнее (журн.); формы сравнительной степени Нежно светлеют губы и тень золочев Возле запавших глаз (Цвет.); Кленовые гвозди полезней, испытаны морем дождей; | кленовые гвозди железной | граненых германских гвоздей! (Недог.); С каждым днем все продолжительнее, все стекляннее вечерняя заря (Ю. Казак.). Морфология прилагательных

Дежурного ученика просят зайти в учительскую. Дежурный подал учителю список отсутствующих. Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Переход частей речи. Прилагательные – существительные

Провожающие вышли из вагона. Провожающих попросили выйти из вагона. Переход частей речи. Причастия – существительные

наголову, навстречу, в сердцах, босиком, верхом, на скаку, поутру Переход частей речи. Существительные - наречия

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!