Языкознание изучает разные уровни языковой системы: - фонетика -грамматика (морфология, словообразование, синтаксис) -фразеология - лексикология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина.
Advertisements

Подготовка, лингвистическая тема, сочинение МБОУ «Хортицкая СОШ»
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Транксрипт:

Языкознание изучает разные уровни языковой системы: - фонетика -грамматика (морфология, словообразование, синтаксис) -фразеология - лексикология

Лексические средства Синтаксические средства олицетворение Аллегория, крылатые выражения, пословицы гипербола, литота ирония сравнение эпитет,метафора Синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорные слова Устаревшие слова Лексический повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение Антитеза Инверсия Вопросительные, восклицательные предложения Разговорные синтаксические конструкции Односоставные, неполные предложения Ряды однородных членов предложения

Что такое тезис? Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо даете общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять из нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Нужно определить позицию автора и вашу позицию к высказыванию. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить, чем богат русский язык, какими средствами (см.предыдущий слайд!).

Вторая часть сочинения-рассуждения – доказательства. Какие слова вам помогут? Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста. Пример использования … можно найти в предложении … Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использована …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….

В сочинении-рассуждении важен вывод. Он должен звучать в утвердительной форме. Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д. А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения. (70 и чуть более слов)

Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно. (7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу.(13) Он поманил к себе Колю: (14) Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь? (16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну. (19) Ты, наверно, плотно поужинал? (20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу.(23) Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой.(24) Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку. (25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул.(27) И всю ночь ему снился хлеб.

(28)...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.(29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.(30)Потом появились колосья глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.(31)Потом полоска стала соломенной. (32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.(33)Коржи были пахучие, румяные.(34) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло.(35) От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца. (36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.(37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.(39) Наконец бабушка подошла к нему и сказала: (40) Отведай, внучок, моего коржа. (41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. (42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало...(44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. (46) Отнеси этот корж деду, сказала бабушка. (47) Давай отнесу, упавшим голосом сказал Коля. (

48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. (49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал.(51) А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам. (52).Но дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (53)До чего же жадный дед!(54) Совсем одичал со своими пчелами.(55) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед. (56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем пусть бабка простирнет! у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал. (60)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед он, Коля, уже съел свой. (62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: (63) Дед велел простирнуть! (64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина Сочинение на лингвистическую тему. Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина, утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. Текст художественного произведения построен из языковых явлений, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста. Текст Е.И.Носова о мальчике Коле, чьё детство прошло в голодные военные годы, заставляет поверить читателям, что сохранить человеческое достоинство, любовь к ближним, милосердие можно даже в самые трудные годы. Действительно, этому служит речевая ткань текста. В предложениях 8,15,33,69,70 Носов использует контекстуальные синонимы: хлеб – хлебушко - коржи – гостинец - солнышко, которые, являясь словами одной части речи, дают возможность выразить отношение мальчика к хлебу, любовь к деду, подчеркнуть порядочность внука, его внутренний мир и отношение автора к герою. Мальчик чуть не подумал о дедушке плохо!

В предложении 64 авторское: дедушкино «бельишко» - существительное, образованное суффиксальным способом, передаёт неодобрительное отношение Коли к деду. В нём отражается не только ветхость и небогатая одежда деда, а по авторскому замыслу – злость на деда. Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Я уверена в правоте автора этого высказывания. (180 слов)