Жизнь и быт славян были пронизаны магической заклинательной символикой. Разнообразные защитные узоры наносились на всё - на элементы домов, предметы быта,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
Advertisements

МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Узоры русского народного костюма Проектная деятельность «Знакомство с русским народным костюмом» (проект долгосрочный) Занятие 3 Руководитель проекта:
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Полотенце - древний оберег. Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции.
Ярило Покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Декоративное искусство России.. В Нижегородской области, в городе Городец получил развитие один из видов декоративно - прикладного искусства « Городецкая.
Воспитание положительного созидательного отношения ребенка ко всему окружающему миру. Создание условий для формирования бережного отношения к домашнему.
Лица вдоль дороги. МОУ СОШ 63 г.Иваново Андреева И.А
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
Традиционная русская вышивка Бакарева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ СОШ 1 ЗАТО Озёрный Тверской области.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка.
Урок ИЗО 5 классНаши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному,
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Транксрипт:

Жизнь и быт славян были пронизаны магической заклинательной символикой. Разнообразные защитные узоры наносились на всё - на элементы домов, предметы быта, одежду, детские игрушки, оружие, украшения. Наши предки чувствовали себя беззащитными перед природой и ее стихиями, они пытались понять их суть, объяснить природные явления и обезопасить себя от неуправляемой стихии, поэтому разработали целый комплекс взаимодействия с силами природы. Одним из главных элементов этого комплекса по праву можно считать систему обережных символов и узоров, которыми древние славяне защищали себя и свое жилище.

Древние славяне наносили языческие символы на «уязвимые» участки своего жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывали все проемы, через которые нечистая сила могла проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах был призван охранять жилище от ночной нечисти. На крышах славянских домов, как правило, были резные коньки, в свою очередь, символизировавшие солнце.

Мир яви отображается через изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищали дом от нави, упырей и чаще всего изображались на наличниках окон, у входа в дом.

Славяне стремились защитить свое жилище как можно лучше и поэтому наносили оберегающие символы не только снаружи дома, но и изнутри. Например над дверьми вешали подкову - эта традиция сохранилась по сей день.

Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку. Например прялки обилие орнамента на прялках свидетельствует о стремлении тщательнейшим образом оградить их владелиц от вторжения злых сил.

Еще одним примером предмета, покрываемого защитным орнаментом, служит валек для стирки белья. Мало кто знает, что валек использовался еще и при обработке льна и конопли - жизненно-важных растений. Поэтому на столь важном предмете изображался не только символ божества, но само божество, - Симба вновь взмахнула палочкой и на очередном листе пергамента появилось изображение валька. - Как вы видите, на нем изображена русалка- берегиня - именно она оберегала женщину во время обработки льна.

Основная роль наносимого на оружие орнамента - защитная. По мнению славян, меч обладал душой, все понимал и мог покарать злодея, переломиться в руках преступника. Поэтому ему требовалась сильная защита. Хороший воин не мог допустить того, чтобы его меч был заколдован и преломился в самый ответственный момент поединка, поэтому на рукоятях мечей часто можно обнаружить наряду с замысловатыми узорами свастику, знаки солнца и даже небольшие фигурки волшебных существ.

Особую магию и особый смысл у славян имели обрядовые полотенца. Узоры на них представляли собой славянский календарь, который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви; хлеб - символ земли, милости; полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке. С тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце.

Глубокий смысл узоров полотенец откроется нам, если мы попытаемся вникнуть в древнее языческое миропонимание славян. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: " Царицы - Водицы", "Батюшки - Огня", "Матери-Земли", "Воздуха- Господина". Вода родственна Земле, является её составной частью, потому и сыра - Земля. Для крестьянина земля всегда была живой засыпающей на зиму и пробуждающейся весной от горячих лучей солнца. Она пьет воду и растит урожай, нежно, по- матерински, заботится о людях: кормит, одевает, охраняет от бед.

Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» полночь, «вторые» до зари, «третьи» рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться. Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой оттепель», «Петух поет днем под окнами к гостям.

Орнаменты на одежде. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом. Поэтому в одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Наиболее тесно с жизнью человека славяне связывали пояс и воротник. У наших предков считалось, что именно через воротник душа покидает тело, когда человек умирает - именно поэтому он обязательно оберегается узором. Орнаменты на одежде. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом. Поэтому в одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Наиболее тесно с жизнью человека славяне связывали пояс и воротник. У наших предков считалось, что именно через воротник душа покидает тело, когда человек умирает - именно поэтому он обязательно оберегается узором.

Пояс, опоясывая человека, проходит через пуповину – центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также покрывался обильной набережной вышивкой.

Обережная вышивка для детей выполнялась красным цветом. Для взрослых цвет мог быть различным. Женщины добавляли черный цвет, цвет матери- земли, защищая с помощью него себя от бесплодия. Синий и зеленый цвет использовали для одежды мужчин. Синий оберегал от стихий, зеленый - от ран.

Подготовила старший воспитатель ГОУ д/с 2103 Асеева Н. Г