Технология модульно-рейтингового обучения Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ, olga.zhebrovskaya@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Шило Галина Михайловна Образование: высшее закончила физико- математический факультет ШГПИ в 1989 году Категория: первая Педагогический стаж: 22 года.
Опыт внедрения рейтинго – накопительной системы оценивания знаний учащихся в преподавании истории. Из опыта работы учителя истории и обществознания гимназии.
Шило Галина Михайловна Образование: высшее закончила физико- математический факультет ШГПИ в 1989 году Категория: первая Педагогический стаж: 22 года.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Модульное обучение на уроках географии. Учитель географии высшей категории МОУ СОШ 16 Шелест Ольга Николаевна.
Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках русского языка Составитель: Бозюкова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы,
: Описание системы работы Использование технологии модульного обучения на уроках математики (учитель математики МОУ СОШ 14 Барковская В.В.)
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Современные педагогические технологии Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое. Георгий Лихтенберг.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Применени е модульной технологии на уроках биологии Презентацию приготовила учитель первой категории МБОУ «ХООШ4» Макарова Елена Анатольевна.
Модульное обучение в начальной школе Кузнецова Н.Д., руководитель проблемной группы МОУ Фоминская СОШ.
Преподаватель И. Н. Явтушенко «Белоярский политехнический колледж» Педагогический проект.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Транксрипт:

Технология модульно-рейтинговоййго обучения Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ,

Программа семинара Что такое модульное обучение Сущность. Подходы. История и современность. Модульная программа Структура модульной программы. Основания для выделения модулей. Учебные элементы. Виды контроля и их роль. Разработка и реализация модульной программы Основные этапы. Примерное количество модулей. Формы контроля. Рейтингово-накопительная форма оценивания. Организация работы с обучающимися. Риски и возможности. Проблемы и новые возможности обучающихся и преподавателя при реализации технологии модульно-рейтинговоййго обучения.

Мы попробуем научиться: понимать различия между модульным подходом и другими подходами к обучению; разрабатывать модульные программы; создавать модули и учебные элементы; применять рейтинговойй-накопительную систему оценивания; применять модульно-рейтинговую технологию в своей профессиональной деятельности.

Что такое модульный подход? Модульный подход в образовании – это способ проектирования образовательного процесса, при котором обучающиеся учатся самостоятельно, взаимодействуя с учителем в условиях гибкой модульной программы. Часто сочетается с рейтинговойй-накопительной системой оценивания. %D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_ %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5

Зачем? Для создания наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе

Чем модульный подход отличается от других? Содержание и организация обучения – на основе модульной учебной программы, содержащей модули – законченные, самостоятельные блоки («банк информации» и «руководство к действию». Дидактическая цель содержит не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Взаимодействие обучающегося и учителя осуществляется в рамках работы над модулем и конкретного задания. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится само планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Предусматривается возможность выбора уровня (индивидуализация процесса обучения) обучающимся. Смещаются акценты в деятельности учителя с информационной и контрольно- оценочной к информационно-ориентирующей и консультационно- сопровождающей.

Ресурсы teoriya-i-praktika-moduln Библиотека книг по проблемам модульного обучения Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. – Вильнюс, 1989, Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. М.,1995. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., 2005

Ресурсы html Курс на основе модульного обучения: теория и практика.

Ресурсы Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2011.

Глоссарий «модульный подход», «модульная концепция», «модульная технология» «модульная система», «модульное обучение», «модульная программа

Немного истории Разработчик: Дж. Рассел /60-ые годы, США/ Сущность: модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия /Modular instruction, 1974/. Идеи технологии: –идея смешанного программирования; –идея блочной подачи учебного материала; –наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.

Основа – идеи Б.Ф. Скиннера Психолог (бихевиоризм) изобретатель, писатель, автор идеи программированного обучения (США)

Немного истории Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были С.Н. Посилтвейт, Б. Голдшмидт, М.Голдшмидт и др.). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и свободно включать в программу изучаемого курса. Сначала такие единицы назывались «микро курсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем - «модулем» в его обобщающем понятии.

1. Технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (1919 г.) 2. Советские педологические вариации (1923 г.)) 3. Технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е)). 4. Работы П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой (70 – 90 гг.). и др. Концепции модульного обучения

Особенности 1. обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях; 2. предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения; 3. предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся. Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется: -структуризацией содержания обучения; - четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; - вариативностью структурных организационно-методических единиц

Принципы (по П. А. Юцявичене) 1.Модульности. 2. Структуризации содержания. 3. Опоры на методы деятельности участников. 4.Динамичности. 5.Гибкости. 6. Осознанной перспективы. 7.Паритетности. 8. Разносторонности консультирования

Модуль это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, и программой действий и методическим руководством, обеспечивающим достижение поставленных дидактических целей. Включает компоненты: точно сформулированная учебная цель; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи учебные элементы Модуль УЭ -1 УЭ-2 УЭ-n

Модуль -модуль как единица государственного учебного плана; - модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса; - модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины. Автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленная с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.

Что входит в модуль? собственно учебный материал в виде текста лекций методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и контрольных целей электронный учебник с заданиями разных типов: обучающими и контролирующими

Структура модульного обучения Сочетание методов, форм и средств обучения Конструирование содержания модулей и дидактических материалов Рейтингово- накопительная система контроля и оценки Целевая установка и ведущие принципы технологии

МОДУЛЬ Цели модуля: Входной контроль Тест, практическая работа, творческая работа УЭ 1 Название: Цели: Промежуточный контроль 1 УЭ n Название: Цели: Промежуточн ый контроль n Выходной контроль Тест, практическая работа, творческая работа

Вариант модуля 1 Блок «входа» (входной контроль) Блок обобщения Теоретический блок Блок генерализации Блок выхода

Блок «входа» (входной контроль) На что обратить внимание? Контрольные тесты (задачи, практические операционные задания) могут быть снабжены указателем, отсылающим обучающегося к тому прошлому учебному материалу, который необходим для успешного выполнения данного теста. Входной контроль предполагает учет предыдущих междисциплинарных связей (преемственность учебного материала).

Блок обобщения Дидактические функции: постановка проблемы, на решение которой и направлен этот модуль; системное представление структуры данного модуля. Формы предъявления материала: генеалогическое дерево, технология которого основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному; фреймовая сетка; блок-схема, которую часто называют опорным конспектом; продукционная модель (алгоритм, инструкция).

Теоретический блок Дидактические функции: изложение основного содержания /в теории вопроса/ развитие культуры мышления Логика конструирования материала совпадает со схемой решения проблемы.

Блок генерализации Дидактическая функция конечное обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде. Этот блок может быть представлен в тех же формах, что и блок обобщения.

Блок выхода Дидактические функции: а) обучающая б) контролирующая в) обратной связи Формы выходного контроля варьируются в зависимости от полного, сокращенного или углубленного вариантов модуля

Вариант модуля 2 Целевой блок. Информационный блок – изложение учебного материала. Методический блок – вариативность способов и путей усвоения содержания обучения, выбор индивидуальных троп. Блок контроля и оценки знаний – осуществление текущего и итогового контроля, обеспечивающего в совокупности циклическое управление на всех его этапах.

Вариант модуля 3 Учебные элементы (3 – 8) Целевой блок Входной тест Тело учебного элемента Посттест Контрольный лист инструктора (отметка о прохождении учебного элемента)

Вариант модуля 4 Учебные цели Детальное оглавление модуля Краткое содержание модуля Структурная схема /место модуля в модульной программе/ Учебный элемент модуля Тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля Библиографический список Глоссарий

Учебный элемент Элементарная единица деятельности, являющаяся составной частью деятельности когнитивного, психомоторного и эмоционально- ценностного характера, обеспечивающие эффективное выполнение модульной единицы. Раздел модуля, посвященный изложению законченной темы. Один модуль может включать от 5 до 8 учебных элементов.

Процесс формирования целей Выделение учебных потребностей Цели как результат Цели как условия Цели как процесс Модуль Оценка возможностей и ресурсов для организации процесса обучения

Таксономия дидактических целей Таксономия дидактических целей в контексте модульного обучения предполагает их классификацию по уровню: комплексные интегрирующие частные и по виду познавательные операционные смешанные

Разработка модульной учебной программы Интегрирующая дидактическая цель Информационный блок модуля УЭ-0УЭ - n ЧДЦ 1ЧДЦ 2УЭ-1УЭ-2 ЧДЦ 1.1ЧДЦ 1.2ЧДЦ 2.1УЭ- 1.1 УЭ-1.2УЭ-2.1 ЧДЦ ЧДЦ ЧДЦ УЭ УЭ УЭ

Формирование содержания и расчета общего объема учебной программы на модульной основе Цели обучения Модуль 1Модуль 2 УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4 Иметь представление… Знать… Уметь… Применять… Общая трудоемкость изучения элемента Дополнения

Как разработать модуль? Выдвижение целей и задач Цели: определяется совокупность основных целей и эталоны их достижения, на которые должен ориентироваться обучающийся. Задачи: формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются обучающимся в начале обучения.

Как разработать модуль? Алгоритм подготовки учебного материала: Формулируются задачи обучения. Определяется контроль за усвоением этих задач. Конструируется учебный материал, помогающий обучающемуся освоить тему (опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).

Примерная технологическая карта Учебные элементы Цели и задачи Содер- жание Виды деятельно сти Конт- роль Ресур- сы 0. Входной контроль. Повторение. Определение целей, задач, ресурсов, особенностей контроля, сроков, своих возможностей. 1. Строение земной коры на территории России. Геологическая история и геологическое строение. 2. Важнейшие особенности рельефа России и их взаимосвязь с особенностями геологической истории и тектонического строения. Текущий контроль. 3. Как и почему изменяется рельеф. 4. Стихийные природные явления в литосфере. 5. Человек и литосфера. Богатства недр. 6. Выходной контроль. Обобщение и генерализация.

Разработка модульной программы 1. Анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности представления в модульном варианте. 2. Постановка целей и определение ПРО, оценка возможностей их достижения. 3. Разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности учителя и обучающихся в виде «шагов». 4. Экспериментальная проверка.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля. Второй шаг - разбивка на учебные элементы в соответствии с логикой содержания учебной дисциплины и деятельности. Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента. Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента. Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) для обучающихся. Технологическая схема цикла модульного обучения

Как работать по модульной программе? Особенности контроля: Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки. Контрольные задания составляются с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностики трудностей. Проводится эталонный контроль (по критериям результативности обучения).

Пример учебника на основе модульной программы Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Любое издание.

Структура модуля по В.П. Максаковскому 1. Мы знакомимся с… 2. Мы узнаем о … 3. Мы характеризуем … 4. Мы сравниваем … 5. Мы интересуемся 6. Дополнительный текст (интересные факты) 7. Книжная полка 8. Блок добывания знаний и умений (разноуровневые задания) 9. Блок самоконтроля и взаимного контроля: Как вы объясните… Как вы думаете… Знаете ли вы… Можете ли вы… 10. Методические ключи к теме Что нужно вспомнить… Что нужно усвоить… Что нужно уметь…

Взаимодействие Особенности преподавания – расширение спектра ролей: диагноста, консультанта, мотиватора, источника информации Особенности обучения: позиция обучающегося – активная, самостоятельная; темп учения – индивидуальный; самоконтроль; выбор средств, форм и методов обучения.

Образовательные технологии ТРКМ Кейс-технологии Веб-квесты и живые квесты ИКТ Портфолио Тогис Дебаты …

Рейтингово-накопительная система Рейтингово-накопительная система оценки знаний школьников несёт в себе большой воспитательный потенциал и отражает все критерии предметной оценки; Перевод многобалльной шкалы оценивания успешности ученика в обычную 5-балльную делает сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности; Рейтингово-накопительная система помогает ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху. :

Некрасовский педагогический колледж Работы И. О. Загашева, директора колледжа и преподавателей колледжа.

Рейтингово-накопительная система (ГБОУ гимназия 505 Кировского района) Работа на уроке. 1. Активность в ответах на вопросы - до 14 баллов а) ученик называет факт, имя, событие - 1 б) ученик даёт определение - 2 в) ученик использует дополнительный источник - 2 г) ученик высказывает и объясняет свою точку зрения, называет причины события - 4 д) ученик сопоставляет изученный материал с ранее изученным, делает правильный вывод Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими источниками (иллюстрациями, документами и т.д.) - до 5 баллов Учитываются: активность, скорость, умение выделять главное, делать обобщение, сравнивать умение правильно формулировать свои мысли 3. Работа с исторической картой, схемой - до 4 баллов 4. Формулировка вопросов по одной из рубрик - до 3 баллов 5. Посещаемость - 1 балл.

По окончании урока можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику оценку в графу «за работу на уроке» Оценка «5» - если ученик набрал 20 баллов и более. Оценка «4» - если ученик набрал 15 – 19 баллов. Оценка «3» - если ученик набрал 8 – 14 баллов.

Домашнее задание а) подготовка сообщения с использованием дополнительных источников до 7 баллов б) подготовка сообщения с использованием Интернета балла в) устный рассказ у доски на основе таблицы, плана, опорных слов – до 3 баллов г) написание контрольной работы - до 10 баллов д) составление развёрнутого плана - до 5 баллов е) написание творческой работы - до 5 баллов ж) устный рассказ у доски и ответ на дополнительные вопросы – до 7 баллов После проверки домашнего задания можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику соответствующую оценку в графу «домашнее задание»: «5» - если ученик набрал 5 и более баллов (за контрольную работу не менее 9-10 баллов); «4» - если ученик набрал 4 балла (за контрольную работу – 7-8 баллов; «3» - если ученик набрал 3 балла ( за контрольную работу – 5-6 баллов).

Лист самооценки знаний учащихся при подготовке домашнего задания по тексту учебника 1-ый уровень – «2» «Я могу найти ответ на вопросы к параграфу по тексту учебника» 2-ой уровень – «3» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника в течение 2-3 минут» 3-ий уровень – «4» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника и дополнительного материала. 4-ый уровень – «5» «Я могу рассказать о событиях по истории Древнего мира на основе учебника, дополнительного материала и установить взаимосвязи с различными сторонами жизни жителей Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Возможности модульного обучения Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого обучающегося Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками Задается индивидуальный темп учебной деятельности

Возможности модульного обучения Поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства (или от его отсутствия) преподавателя. Возможность рейтинговоййго контроля

Дидактические условия Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности, интересы и особенности обучающихся. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах. Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки. Варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной деятельности обучающихся. Применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Преимущества модульной технологии Генерализация учебного материала, его разбивка на блоки-модули. Комплексное планирование задач урока. Оптимальная последовательность этапов. Дифференцированный подход. Усиление мотивации обучения. Максимальная индивидуализация в обучении. Варьирование функции педагога от информационно- контролирующей до консультативно-координирующей. Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счёт диагностики знаний и темпа усвоения. Самооценка и саморегуляция обучающихся. Гарантия запланированных конкретных результатов в обучении обучающихся.

Спасибо за внимание!