Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ « ЦО 8» г. Тулы Федотовой Е. Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Advertisements

Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Афиша пьесы «На дне». «Говорящие» имена. В ночлежке Костылевых.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
Пьеса «НА ДНЕ» Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей. В. ГюгоПьеса «НА ДНЕ» Человек.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие.
Милосердие.. Что, такое милосердие? Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края «Философы поневоле»
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» 1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек – вот правда!
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ « ЦО 8» г. Тулы Федотовой Е. Ю.

1. История создания пьесы и первой постановки. История создания пьесы и первой постановки. 2. Хитровка. Хитровка. 3. Конфликт в пьесе. Своеобразие пьесы. Конфликт в пьесе. Своеобразие пьесы. 4. « Отверженные » в драме. « Отверженные » в драме. 5. « Хозяева жизни ». « Хозяева жизни ». 6. Размышление о правде и человеке. Размышление о правде и человеке. 2

« На дне » « На дне » самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 начале 1902 гг. Первоначальные названия « Без солнца », « Ночлежка », « Дно », « На дне жизни ». В пьесе, имеющей подзаголовок « Картины », изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. 3

Большую помощь оказал Горький. К будущему спектаклю им была прислана большая партия фотографий, специально заказанная и выполненная другом писателя - известным фотографом М. П. Дмитриевым. Это были многочисленные виды нижегородских ночлежных домов, снимки босяков, странников, нищих, сидящих на земле, стоящих подле ночлежных домов, крючников в лаптях. Весь этот обширный материал был тщательно отобран писателем. Многие фотографии были снабжены пометками Горького. Так, на одном из групповых снимков, изображающих ночлежников, Горьким сделана приписка : « Грим для Сатина. Высокий, худой, прямой ». На другой фотографии писатель делает пометку, указывая на одного из нищих : « Грим для Луки. Не забывать Лука лысый ». В. И. Качалову, игравшему Барона, Горький прислал фотографии барона Бухгольца, спившегося босяка, попавшего в нижегородскую ночлежку. Эти фотографии послужили артисту превосходным материалом для создания сценического образа, костюма и грима Барона. 4

В 1902 году Станиславский, Немирович - Данченко и художник Симов приходили изучать быт « низов » на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал : « Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. « Какой чести удостоились !» воскликнул один из них. 5

Через несколько дней после посещения Хитровки Станиславский вместе с Симовым и его помощником К. Сапуновым принялись за изготовление макетов. Все, что увидели Симов и Станиславский на Хитровке, своеобразно претворялось в макетах. Художник не стремился буквально воспроизвести « казенно прямолинейные помещения ночлежек », они были не интересны. Симов и Станиславский создавали в макете обобщенно - типический образ « дна ». 6

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы " На дне ". Наверху надпись Горького : " Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха "

дом Утюг (перестроен) "Сухой овраг"...у знакомых на Покровском бульваре... (дом Телешова) дом генерал-майора Хитрово дом Орлова (не сохранился) дом Ромейко (потом Кулакова) он же Свиной дом (не сохранился) Отмечено на карте: Хитров рынок дом Ярошенко (он же дом Степанова) -- трактир "Каторга"...в доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и "Сибирь"... 3-й участок Мясницкой части дом Буниных 8

« В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел. " Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку !" мелькнула у него как - то мысль. Но он скоро забыл об этой глупой мечте... А она снова вернулась... ещё... ещё... И вот во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и... навсегда остался там, без всякой надежды когда - нибудь выбраться оттуда ». 9

« Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть - чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека : облако село ! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму ». 10

« Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться ! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны ». 11

12

Социальный Любовный Костылёв и Медведев ( власть) Бесправные ночлежники Пепел Костылёв - Василиса Василиса – Наташа 13

Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на « дно » жизни. Любовный конфликт – грань социального ( показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии ). В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех : и рабов, и хозяев. Основной конфликт – внутренний ( в сознании людей « дна »). Сюжет вне событийный, развивается в диалогах героев. Жанр пьесы – социально - философская драма. Новаторство – в многоголосии. Говорящие слышат друг друга и отвечают, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам ночлежников. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. 14

Анализ афиши : авторские пояснения скупы ( возраст, профессия ); мир « дна » многолик, социально определён ( бывший барон, бывший актёр, бывший слесарь, бывший крючник ); список отражает и последовательность появления действующих лиц, и иерархию этого трагического мира 15

16

3 группы обитателей ночлежки Примирившиеся Бубнов Татарин Настя Анна Барон Клещ Страдающие, желающие начать новую жизнь Актёр Пепел Наташа Центральные герои Лука Сатин 17

Бубнов – картузник, 45 лет. Значение имени : мастер, делающий ударный инструмент ; болтун, который беспрерывно болтает, бубнит ; промотавшийся или проигравшийся в карты ; глупец, лентяй, прихлебатель ( бубны в голове – без царя в голове ). Отличительные черты : лень, равнодушие, много пьёт, на людей смотрит со стороны, чаще всех говорит о правде. «Все люди на земле лишние». «Шум смерти не помеха». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» «Все хотят порядка, да разума нехватка». «А кто пьян да умён два угодья в нём…» «Вовремя уйти всегда лучше». «На что мне совесть? я – небогатый!» «Люди все живут…как щепки по реке плывут». «Всё сказки». 18

Татарин - крючник. Ночлежники называют его Асаном, иногда князем (распространенная в то время обидная для татар кличка). Отличительные черты: проповедует необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона, слепо подчиняется закону. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял пропал!.. Не обижай человека вот закон!» 19

Настя (« воскресшая ») - «девица, 24-х лет», сожительница Барона. Отличительные черты: добрая, живёт в воображаемом мире бульварных романов, которые она читает, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В реальной жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». 20

Барон – бывший барин, 33- х лет - теряет имя (Debil – немощный, хилый, тщедушный ). Отличительные черты : нечестный, много пьёт, ничего нет за душой, живёт прошлым, слишком поздно осознаёт, как прошла жизнь. « Я, брат, боюсь … иногда. Понимаешь ? Трушу … Потому – что же дальше ? А … ведь зачем - нибудь я родился ? 21

Клещ – бывший слесарь, 40 лет, оказался в ночлежке из - за потери работы и болезни жены. Значение имени – насекомое - кровосос. Отличительные черты : презирает всех окружающих (« Эти ? Какие они люди ? Рвань, золотая рота … люди ! Я рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь – я не вырвусь отсюда ? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрёт жена ), чёрств и суров по отношению к жене. После смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью. «…Какая тут правда? И без неё – дышать нечем…» 22

Анна – жена Клеща - ощущает свою ненужность, обездоленна. « Не помню - когда я сыта была … Над каждым куском хлеба тряслась … Всю жизнь мою дрожала … Мучилась … как бы больше другого не съесть … Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь … За что ? Ну … ещё немножко пожить … пожить бы … немножко ! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно ! 23

Актёр – « лет 40», на « дно » попал из - за нужды, отсутствия работы. « Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона – 6-7 месяцев, да и в то время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёру. Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным : переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения … Сколько бы ни заработал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы, закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антрепренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях ». 24

Актёр переживает потерю имени ( сценический псевдоним – Сверчков - Заволжский : 1 часть сценического имени указывает на незаметность, 2 часть – широту натуры ), добр, ищет правды ( не случайно любимое стихотворение – французского поэта Беранже : Господа ! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой ! Речь по - актёрски витиевата. «Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...» «Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички...» «Без имени - нет человека...» «Я – уезжаю, ухожу… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Я её найду, вылечусь… Я на пути к возрождению…» 25

Васька Пепел (« царственный ») - 28 лет, вор, «аристократ» в среде ночлежников (у него отдельная комната). Отличительные черты: широта натуры, удаль, у него водятся деньги, и он дает ночлежникам по их просьбе на выпивку. Такой образ жизни не приносит ему удовлетворения. «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». «Я сказал – брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... Ты думаешь – моя жизнь не претит мне?.. Я - не каюсь… в совесть я не верю… Но я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» «…Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...» «Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит» 26

Костылёв – хозяин ночлежки. Отличительные черты : ханжа, « божьими словами » прикрывает хищничество, злобу, жестокость ; елейные речи сочетает с грубой бранью ; скупает краденое, не гнушается обобрать до последней нитки ночлежников, тем самым толкая их на воровство. « А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю … и будет перед святой иконой жертва моя гореть …» 27

Василиса – жена Костылёва Отличительные черты : « лютая баба », « гадюка », « зверь - баба », избивает сестру, подговаривает Пепла на убийство мужа, предаёт Ваську. « Освободи меня … от мужа !.. Ты – не сам … через товарищей ! Деньги будут … уедешь куда - нибудь … меня навек освободишь … Видеть мне её – трудно … бью. И – буду бить !» « Убили ! Мужа моего … вот кто убил ! Васька убил ! Я – видела !..» 28

Полицейский Медведев - дядя Василисы, хозяйки ночлежки, защитник « хозяев жизни ». Считает, что « вся земля в околотке помещается ». О человеке судит по паспорту. 29

Лука – странник, скорее всего из крестьянского сословия, о себе ничего не сообщает, кроме : « Мяли много. Оттого и мягок …» Отличительные черты : деятелен, заботлив, участлив, быстро находит подход к ночлежникам (« Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о - ой !..»); непритязателен, мягок, но не безгрешен, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев и вселяет веру в лучшее будущее. 30

Имя героя восходит : евангелист Лука («lux» - светоносный, « при восходе солнца родившийся »); дано по ассоциации – « лукавый », бес ( критик Долженков ). « Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью … Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого … не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего ». ( М. Горький.) 31

« Старик у вас – несимпатичный, в доброту его – не веришь » ( Л. Толстой ). Развенчайте Луку : это отнюдь не « положительный » характер … в существе этой скверны лежит … злейший цинический нигилизм русских одиночек, лишних людей, у которых нет сил « бороться за свободу своего Я в недрах общества » и которые отскакивают от общества в « угол » и « подполье » Достоевского, в неприятие мира, в леса, пустыни и т. д. – вообще охвачены стремлением « разбрестись разно » ( М. Горький ). 32

Взаимоотношения с ночлежниками Лука – Анна Лука – Настя Лука – Наташа Лука – Актёр Лука – Васька Пепел Ухаживает за ней, утешает («Смерть – она всё успокаивает… она для нас ласковая») «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Воздержись!.. Возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнёшь жить снова… Человек всё может… лишь бы захотел…» «Там ты себе можешь путь найти… Там таких – надобно!» «А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» 33

Взгляды Луки : « Христос - от всех жалел и нам так велел »; На прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает : « Коли веришь – есть, не веришь – нет … Во что веришь, то и есть …» « Мне всё равно ! Я и жуликов уважаю, по - моему, ни одна блоха – не плоха : все – черненькие, все – прыгают … так - то ». « Старику – где тепло, там и родина ». « Особливо же деток надо уважать … ребятишек ! Деткам – то жить не мешайте … Деток уважьте ! ( в Евангелии : « Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им ; ибо таковых есть царствие Божие ») Верит в силу мечты, добра, пользу жалости. «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али ещё что…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…да! Человек – может добру научить… очень просто! 34

Сатин - лет под 40, «много читал книг», «был образованным человеком». Отличительные черты: Шулер, пьяница, отрицает труд, презирает нравственные ценности, бравирует этим, но ему не чуждо сострадание, ночлежники относятся к нему с симпатией ( Лука: «Веселый ты, Костянтин... приятный »). 35

Значение имени : 1. Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир ( в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино ). 2. Эту фамилию связывают с именем « князя тьмы » - Сатаны. Сатин – Сатана ( точка зрения критика Долженкова ): Сатин – разрушитель ( внушает Пеплу мысль об убийстве Костылёва : « И чего ты не пришибёшь его, Василий ? … ты умненько. Потом – женись на Василисе … хозяином нашим будешь …»; Актёру : « Это всё старик … навинтил Актёра »; « Никуда ты не пойдёшь … всё это чертовщина !») Имя связано с первоначальным заголовком « Без солнца » ( солнце и человек – творение Бога ). 3. Сатина зовут Константином. Это значит « постоянный », от слова « константа ». 36

Взгляды Сатина : «Характер вещь полезная». «Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются». «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». «Дважды убить нельзя». «В карете прошлого никуда не уедешь». «Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого зачем тому ложь? Ложь религия рабов и хозяев… Правда бог свободного человека!» «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум человек за все платит сам, и потому он свободен!..Человек вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это огромно! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» 37

38

« «Жалеть людей надо». «…вовремя человека пожалеть…хорошо бывает». «Не всегда правдой душу вылечишь». «…человек должен уважать себя». «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Лука Сатин Надежда, сострадание Надежда, сострадание истина «Человек – вот правда!» «Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя». «Человек – вот правда!» «Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя». 39

Позиция М. Горького «Всё-таки жалко людей». (Из письма А.П.Чехову.) «Привычка… жить надеждами – это глупая и вредная привычка». Смысл жизни человека – в жизнетворчестве. «Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее… Мир – плод его творчества, бог – частица его сердца и разума». (Из очерка «Человек».) 40

Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».) Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».) 41

Акимов В. М. На ветрах времени : Очерки / Оформл. Ю. Смирнова. – Л.: Дет. лит., – 286 с. ил. ISBN М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 15. М.: Правда, 1979, с М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 3. М.: Правда, 1979, с. 417 – 424. Гиляровский В. Москва и москвичи. М.: Правда. 1979, с URL: http//mimege.ru. ( Дата обращения ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) 42